Programma_vospitania_MBU_DO_TsDOD_g_Mineralnye_vody

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬ
НОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДОЦДОД г.
Минеральные Воды
______________А.Н.Сильченко

Программа воспитания МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные
воды

Минеральные Воды
2020

Содержание
1.
2.
3.
4.

Особенности организуемого в учреждении воспитательного процесса.
Цель и задачи воспитания.
Виды, формы и содержание деятельности.
Основные направления самоанализа воспитательной работы.

1. Особенности организуемого в учреждении воспитательного
процесса.
МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные Воды (далее Центр) уже долгие годы
является основным проводником и координатором патриотического
воспитания,
туристско-краеведческой
и
эколого-натуралистической
деятельности в Минераловодском городском округе. Работа всех клубов,
входящих в состав Центра, объединена общей идеей развития у подростков
любви к Родине, уважения к ее истории, почтительного отношения к
предыдущим поколениям и формирования гражданской ответственности.
Положительное отношение к общественным ценностям
и получение
воспитанниками Центра опыта социально значимых дел достигается
проведением ряда соревнований, конференций и конкурсов, без которых уже
сложно представить окружную образовательную среду. Среди этих
мероприятий выделяется успешное участие воспитанников центра во
всероссийском конкурсе исследовательских работ «Отечество». Несение
Почетной караульной службы на посту №1 воспитанниками традиционно
занимает важнейшее место в воспитании будущих защитников отечества и
граждан. Так же, загородный, профильный палаточный лагерь «Юный
патриот», ежегодно проводящийся Центром, стал неотъемлемым атрибутом
оздоровительной компании нашего региона, и успешно выполняет ряд задач
по
формированию
благоприятных
условий
для
приобретения
воспитанниками социально значимого опыта. За время существования центра
сложилась крайне результативная система профориентационной работы,
направленная на подготовку воспитанников к поступлению в ВУЗы и к
службе в рядах вооруженных сил, в соответствии с направленностью клубов.

2. Цель и задачи воспитания.
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, основываясь на базовых для
нашего общества ценностях, (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) и региональных особенностях
формулируется общая цель воспитания в Центре – личностное развитие
воспитанников.
В соответствии и примерной программой воспитания и спецификой
Центра достижение этой цели можно разделить на три этапа:
1) Усвоение воспитанниками знаний основных норм, которые общество
выработало на основе ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний). На этом этапе приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения воспитанниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
Такого рода нормы и традиции задаются в центре педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения
школьника. При посещении воспитанниками клубов дополнительного
образования нашего Центра важно продолжить формирование таких знаний,
обеспечив неразрывность воспитательной среды. Знание этих норм станет
базой для развития социально значимых отношений воспитанников и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в
дальнейшем. Таким образом, с этого этапа необходимо начинать
воспитательную работу в клубах. В связи со спецификой дополнительного
образования, усвоение таких знаний должно проводиться в разновозрастном
и, часто, неоднородном коллективе. Педагогам дополнительного образования
целесообразно проводить диагностику знаний основных норм и ценностей
общества, чтобы спланировать этапы воспитательной работы в своих
объединениях.
К наиболее важным ценностям относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в

классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно,
без помощи старших.
Знание воспитанником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка,
поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2) Развитие позитивных отношений воспитанников к этим
общественным ценностям (то есть развитие их социально значимых
отношений). На этом этапе приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений воспитанников.
Занятия клубов дополнительного образования открывают широкие
возможности для создания таких условий. Прежде всего, это ценностные
отношения:
- к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе, как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям, как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре, как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью, как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям, как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе, как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3) в приобретении воспитанниками соответствующего этим ценностям
опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений
на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел). Выделение данного приоритета связано с особенностями
воспитанников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном
самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который
открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать
правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и на
занятиях клубов Центра. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым,
так как именно он поможет гармоничному вхождению воспитанников во
взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в центре, на
занятиях, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации;
- опыт ведения деятельности по сохранению и приумножению памяти о

героической истории своего народа и его боевой славе;
- опыт осознания молодыми людьми себя как будущими защитниками
Отечества;
- опыт организации безопасной среды работы, учебы и отдыха.
Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать
решение следующих основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности центровских
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в сообществе центра;
2)
реализовывать потенциал дополнительного образования в
воспитании детей, поддерживать активное участие объединений и клубов в
жизни центра;
3)
использовать в воспитании детей возможности занятий
дополнительного образования, поддерживать использование на занятиях
интерактивных форм работы с учащимися;
4)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как
на уровне центра, так и на уровне клубов;
5)
поддерживать деятельность функционирующих на базе центра
детских общественных объединений и организаций;
6)
организовывать для воспитанников экскурсии, экспедиции,
походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
7)
организовывать профориентационную работу с воспитанниками;
8)
привлекать
воспитанников
к
участию
в
конкурсах,
соревнованиях, акциях разных уровней;
9)
освещать работу клубов в медиа-среде, реализовывать
воспитательный потенциал различных медиа-ресурсов;
10) развивать предметно-эстетическую среду центра и реализовывать
ее воспитательные возможности;
11) налаживать взаимодействие в вопросах воспитания со школами и
другими организациями, для обеспечения непрерывности и планомерности
воспитательного процесса;
12) организовать работу с семьями воспитанников, их родителями
или законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
центре интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
воспитанников.

3. Виды, формы и содержание деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы Центра. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые дела Центра»
Ключевые дела – это главные традиционные дела центра, в которых
принимает участие большая часть воспитанников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Введение ключевых дел в жизнь Центра помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогами для детей.
Для этого в Центре используются следующие формы работы.
На внешнем уровне:
•
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые
воспитанниками
и
педагогами
комплексы
дел
(благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего Центр
социума (уход за памятниками, экологические десанты, помощь ветеранам и
детям войны, помощь пожилым людям, создание экологических троп и т.п.).
•
открытые дискуссионные площадки на которые приглашаются
представители школ, деятели науки и культуры, представители власти,
общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие,
нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни Центра, города,
страны (экологические, краеведческие , исторические конференции, дни
открытых дверей и т.п.).
•
организуемые совместно с семьями учащихся спортивные
состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают
возможности для творческой самореализации воспитанников и включают их
в деятельную заботу об окружающих (слет юных туристов, первенства по
армспорту, гиревому спорту, по стрельбе из пневматических винтовок,
спортивному туризму, строевой подготовке и т.п.).
•
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям (Окна России, Письма с фронта,
Свеча Памяти, Письмо пожилому человеку и т.д.)
На уровне центра:
•
разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные
события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается особая детско-взрослая общность,
характеризующаяся
доверительными,
поддерживающими
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости
(палаточный лагерь «Юный патриот», комплекс экскурсий «Молодежный
маршрут Памяти», походы и восхождения в рамках акции «Знамя Победы на
вершинах Кавказа», учебно-тренировочные сборы по спортивному туризму, и
т.д.).

•
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
учащихся на следующую ступень обучения в клубах, вручение значков
«юный турист» и ВВПОД «Юнармия», принятие в ряды постовцев, ритуал
открытия Вахты Памяти и т.д.
символизирующие приобретение
воспитанниками новых социальных статусов и развивающие центровскую
идентичность детей.
•
церемонии награждения (по итогам года) воспитанников и
педагогов за активное участие в жизни Центра, защиту чести Центра и округа
в конкурсах, соревнованиях, значительный вклад в развитие Центра. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных
межличностных
отношений
между
педагогами
и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне клубов:
•
выбор и делегирование представителей клубов в центровские
советы дел, ответственных за подготовку ключевых дел;
•
участие клубов в реализации ключевых дел Центра;
•
проведение в рамках клуба итогового анализа детьми ключевых
дел Центра, участие представителей клубов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне центровских советов дела.
На индивидуальном уровне:
•
вовлечение детей в ключевые дела центра в одной из возможных
для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и
т.п.);
•
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в
освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
•
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими воспитанниками, с педагогами и другими взрослыми;
•
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Деятельность клубов дополнительного образования»
Осуществляя работу с клубом, педагог дополнительного образования
организует:
-работу с коллективом клуба;
-индивидуальную работу с воспитанниками клуба;
-работу с образовательными организациями, в которых обучаются
воспитанники и их классными руководителями;
-работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с коллективом клуба:
- инициирование и поддержка участия клуба в ключевых делах Центра,

оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему клуба (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной, военно-патриотической, туристско-краеведческой
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с
самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися клуба, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе, закрепить на практике компетенции
заложенные в программе.
- проведение занятий как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и воспитанников, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции
каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива клуба через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в
клубе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки
и розыгрыши; регулярные внутриклубные «огоньки» и вечера, дающие
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
клуба
- выработка совместно с воспитанниками законов клуба, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся клуба через
наблюдение за поведением воспитанников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед педагога с родителями воспитанников, с
классными руководителями, а также (при необходимости) – со школьным
психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений со сверстниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется педагогом в задачу для школьника,
которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа с воспитанниками клуба, направленная на
заполнение ими личных портфолио в соответствии со спецификой
объединения, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,

спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с педагогом в начале каждого года планируют их, а в
конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися клуба;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
клубе.
Работа с учителями и классными руководителями:
- регулярные консультации педагога с учителями-предметниками и
классными руководителями, направленные на формирование единства
мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем клуба и центра и, интеграцию воспитательных влияний на
воспитанников;
- привлечение учителей к участию в клубных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих воспитанников, увидев их в
иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях клуба для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о успехах и проблемах их
детей, о жизни клуба в целом;
- помощь родителям воспитанников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания;
- создание и организация работы родительских комитетов клубов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей воспитанников к организации и
проведению дел клуба;
- организация на базе клуба семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и дополнительного
образования.
Модуль 3.3. «Реализация программ дополнительного образования»
Воспитание на занятиях клубов допонительного образования
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение воспитанников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов

общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях воспитанников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов дополнительного
образования происходит в рамках следующих выбранных воспитанниками
направленостям:
- военно-патриотическая (курсы дополнительного образования,
направленные на формирование любви к Родине, готовности к ее защите,
уважительного отношения к истории своей страны, положительного
отношения к службе в рядах вооруженных сил РФ, развитие силы воли и
мужества);
- спортивно – техническая (курсы дополнительного образования,
направленные на физическое развитие воспитанников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых, развитие навыков безопасной жизнедеятельности и оказания
помощи в разных ситуациях);
- туристско-краеведческая (курсы дополнительного образования,
направленные на физическое развитие воспитанников, на воспитание у них
любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие
самостоятельности и ответственности воспитанников, формирование у них
навыков самообслуживающего труда);
- художественно – эстетическая (курсы дополнительного образования,
создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
воспитанников, направленные на раскрытие их творческих способностей,
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения воспитанников к культуре и их общее духовнонравственное развитие);
- эколого-биологическая. (курсы дополнительного образования
направленные на развитие интереса учащихся к изучению и охране природы,
биологии, географии, экологии и других наук о Земле, формирование
экологической культуры, логического мышления развития, культуры
исследовательской работы, любви к природе родного края).
Модуль 3.4. «Занятие и тренировка»
В связи со спецификой Центра, применяются такие формы организации
учебно-воспитательного процесса как занятие и тренировка, во время
которых, педагоги используют следующие приемы воспитательной
работы:•установление доверительных отношений между педагогом и его
воспитанниками, способствующих позитивному восприятию детьми
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на

занятии
информации,
активизации
их
познавательной
деятельности;•побуждение
воспитанников
соблюдать
на
занятии
общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(педагогами) и сверстниками (воспитанниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации; •привлечение внимания воспитанников к
ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организация их
работы с получаемой на занятии социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания воспитанниками своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения; •использование
воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;•применение на занятии интерактивных
форм работы воспитанников: интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию детей; подготовке
к
конкурсам
и
соревнованиям, для применения полученных знаний на практике;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат воспитанников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•включение в занятие и тренировку игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия/тренировки; •организация
наставничества воспитанников более старших годов обучения над
младшими, дающего детям социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;•инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности воспитанников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских
проектов,
что
даст
воспитанникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания своей точки зрения. •привлечение
сторонних специалистов относящихся к направлению группы,
для
демонстрации личного примера, достижений и поведения в выбранном
направлении.
Модуль 3.5. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных внецентровских ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в
походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков

самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности.•регулярные пешие прогулки,
экскурсии или походы выходного дня, организуемые в группахих педагогами
и родителями воспитанников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на
предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с
распределением среди воспитанниковролей и соответствующих им заданий,
например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов»,
«оформителей»);•литературные, исторические, биологические экспедиции,
организуемые педагогамии родителями воспитанников в другие города или
села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских
поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся
здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
•поисковые экспедиции –вахтыпамяти, организуемые поисковым отрядом
Центра к местам боев Великой отечественной войны для поиска и
захоронения останков погибших советских воинов;•многодневные походы,
организуемые совместно с учреждениями общего образования и
осуществляемые
с
обязательным
привлечением
воспитанниковк
коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест
возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка
необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению
(распределение среди воспитанников основных видов работ и
соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу
туристского путешествия (каждого дня -у вечернего походного костра и
всего похода -по возвращению домой). •турслет с участием команд,
сформированных из педагогов, детей и родителей воспитанников,
включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного
туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую
топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных
растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс
благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету;•летний
выездной палаточный лагерь, ориентированный на организацию активного
отдыха детей, обучение навыкам выживания в дикой природе, закаливание
(программа лагеря может включать мини-походы, марш-броски, ночное
ориентирование, робинзонады, квесты, игры, соревнования, конкурсы).
Модуль 3.6. «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и воспитанников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
воспитанников; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб воспитанников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка –подготовить
воспитанника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность воспитанника к выбору, педагог актуализирует его

профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через циклы профориентационных часов общения,
направленных на подготовку воспитанникак осознанному планированию и
реализации своего профессионального будущего:•профориентационные
игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в
которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания воспитанников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;•экскурсии на предприятия
города, дающие воспитанникам начальные представления о существующих
профессиях
и
условиях
работы
людей,
представляющих
эти
профессии;•посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
тематических
профориентационных
парков,
профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных
учебных заведениях и вузах;•совместное с педагогами изучение интернет
ресурсов,
посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по
интересующим профессиям и направлениям образования;•участие в работе
всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач,
участие в мастер классах, посещение открытых уроков;•индивидуальные
консультации воспитанников и их родителей по вопросам склонностей,
способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей,
которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;•освоение
воспитанниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в дополнительнуюобразовательную программу Центра.
Модуль 3.7. «Медиа Центра»
Цель центровских медиа (совместно создаваемых воспитанниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) –
развитие коммуникативной культуры воспитанников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал центровских медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
•
разновозрастный редакционный совет подростков, воспитанников
старших групп и консультирующих их взрослых, целью которого является
освещение (через центровскую газету, центровское радио или телевидение,
канал, группу в социальных сетях) наиболее интересных моментов жизни
Центра, популяризация общецентровских ключевых дел, кружков, секций;
•
центровская газета для воспитанников старших групп, на
страницах которой ими размещаются материалы о вузах, колледжах и
востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны
школьникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений,
сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с

обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
•
центровский медиацентр – созданная из заинтересованных
добровольцев группа информационно-технической поддержки центровских
мероприятий,
осуществляющая
видеосъемку
и
мультимедийное
сопровождение центровских праздников, фестивалей, конкурсов;
•
центровская интернет-группа - разновозрастное сообщество
воспитанников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт центра и
соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения
деятельности
образовательной
организации
в
информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к центре,
информационного продвижения ценностей центра и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и
родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для центра вопросы;
•
центровская киностудия, в рамках которой создаются ролики,
клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных,
анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое,
эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
•
участие воспитанников в региональных или всероссийских
конкурсах соответствующего направления.
Модуль 3.8. «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда центра, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
центра. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой центра как :
•
оформление интерьера центровских помещений;
•
размещение на стенах центра регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ воспитанников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного художественного стиля, знакомящего воспитанников с
разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в центре (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
•
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле центра
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и
педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать
с них для чтения любые другие;
•
благоустройство рабочих мест, осуществляемое педагогами
вместе с воспитанниками своих клубов, позволяющее учащимся проявить
свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного
общения педагогов со своими детьми;
•
событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных центровских событий (праздников, церемоний, торжественных

линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
•
совместная с детьми разработка, создание и популяризация
особой символики центра (флаг центра, гимн центра, эмблема центра,
логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общецентровских дел и иных происходящих в жизни центра знаковых
событий;
•
регулярная организация и проведение конкурсов творческих
проектов по благоустройству различных участков территории центра, школ,
рабочих площадок клубов;
•
акцентирование внимания воспитанников посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях центра, ее традициях, правилах.
Модуль 3.9. «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями воспитанников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и Центра в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями
воспитанников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На групповом уровне:
•
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения;
•
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов;
•
родительские дни, во время которых родители могут посещать
занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в Центре;
•
родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания воспитанников;
•
родительские форумы при интернет-сайте центра, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации педагогов.
На индивидуальном уровне:
•
работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
•
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
•
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
центровских и клубных мероприятий воспитательной направленности;
•
индивидуальное консультирование c целью координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.
Модуль 3.10 «Индивидуальна исследовательская работа»
Индивидуальная исследовательская работа с воспитанниками
осуществляется в рамках работы клубов, как правило, для подготовки к
различными конкурсам, конференциям, чтениям различного уровня. При
организации такой формы работы, педагоги могут применять следующие
виды воспитательной деятельности:
- использование технологий проектного и проблемного обучения для
активизации процессов личностного развития воспитанников;
- воспитание ответственности и исполнительности при выполнении
проектов;
- развитие логического мышления, формирование научного
мировоззрения путем применения дедуктивных и индуктивных методов
самостоятельного исследования;
- формирование траекторий развития воспитанников, использование
индивидуальных консультаций для их коррекции;
- создание банков проектов и докладов клуба, формирование портфолио
воспитанников;
- формирование у воспитанников качеств хорошего докладчика,
развитие грамотной речи и выразительной мимики;
- формирование у детей социальных компетенций по поиску, сбору и
анализу информации.

4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Самоанализ организуемой в центре воспитательной работы
осуществляется по выбранным центром направлениям и проводится с целью
выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в центре, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в
котором центр участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в центре
воспитательного процесса могут быть следующие.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития школьников каждого клуба.
Осуществляется анализ педагогами совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его
результатов на педагогическом совете центра.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития детей удалось
решить за минувший учебный год, какие проблемы решить не удалось и
почему, какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в центре совместной деятельности детей и
взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в центре интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, педагогами, активом воспитанников старших групп и родителями,
хорошо знакомыми с деятельностью Центра.
Способами получения информации о состоянии организуемой в центре
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с
воспитанниками и их родителями, педагогами, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на педагогическом
совете Центра.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых ключевых дел Центра;
- качеством совместной деятельности педагогов и их клубов
- качеством организуемой в центре деятельности по реализации
программ дополнительного образования;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала занятий и
тренировок;
- качеством проводимых в центре экскурсий, экспедиций, походов;
- качеством профориентационной работы центра;
- качеством работы центровских медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды центра;
- качеством взаимодействия центра и семей воспитанников.
Итогом самоанализа организуемой в Центре воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».