Дорожная карта 2021-2025

Утверждаю
Директор МБУ ДО ЦДОД
____________А.Н.Сильченко
Приложение
к приказу № 84-од
от 30.12.2020

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
(ДОРОЖНАЯ КАРТА)
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

на 2021 – 2025 гг.

Приложение 1

«Дорожная карта»
реализации целевой модели наставничества в
МБУ ДО ЦДОД на 2021 – 2025 год
№ Наименование
этапа
1. Подготовка
условий для
запуска
программы
наставничества

Мероприятия
Изучение и
систематизация
имеющихся
материалов по
проблеме
наставничества

Содержание деятельности

1. Изучение
Распоряжения
Министерства
просвещения Российской Федерации № Р-145 от
25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии
(целевой) модели наставничества обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом
между обучающимися».
2. Подготовка системных папок по проблеме
наставничества.
3. Ознакомление с шаблонами документов для
реализации целевой модели.
Подготовка
1. Издание приказа «Внедрение целевой модели
нормативной базы
наставничества в МБУ ДО ЦДОД
реализации целевой 2. Разработка и утверждение Положения о
модели
наставничестве в МБУ ДО ЦДОД.
наставничества в
3. Разработка и утверждение Целевой модели
МБУ ДО ЦДОД
наставничества в МБУ ДО ЦДОД.
4. Разработка и утверждение «дорожной карты»
внедрения системы наставничества в МБУ
ДО ЦДОД.
5. Назначение куратора внедрения Целевой
модели наставничества МБУ ДО ЦДОД
(издание приказа)

Сроки

Ответственные

Январь
2021 года

Директор
МБУ ДО ЦДОД
Сильченко А.Н,
Зам. по УВР
Гетманская С.А.

Январь
2021 года

Директор
МБУ ДО ЦДОД
Сильченко А.Н,
Зам. по УВР
Гетманская С.А.

Выбор форм и
программ
наставничества
исходя из
потребностей
МБУ ДО
ЦДОД

1.

2. Проведение административного совещания по Май 2021 года
вопросам
реализации
целевой
модели
наставничества. Выбор форм и программ
наставничества.
3.

2.

Формирование
базы
наставляемых

Проведение мониторинга по выявлению апрель-май
предварительных запросов от потенциальных 2021 года
наставляемых
и
о
заинтересованных
в
наставничестве внутри МБУ ДО ЦДОД.

Сформировать банк программ по
форме Июнь 2021 года
наставничества «педагог ПДО-воспитанник»

Информирование
педагогов,
обучающихся о
возможностях и
целях целевой
модели
наставничества

1. Проведение педагогического совета.
2. Информирование на сайте МБУ ДО ЦДОД.

Сбор данных о
наставляемых

1. Проведение
анкетирования
среди Май, июнь 2021
обучающихся/педагогов пдо, желающих принять года
участие в программе наставничества.
2. Сбор согласий на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников
программы и согласия от родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
наставляемых.

Июнь 2021
года

Зам. по УВР
Гетманская
С.А.
Директор
МБУ ДО ЦДОД
Сильченко А.Н,
Зам. по УВР
Гетманская С.А.
Гетманская
С.А.куратор
целевой
модели
наставничества
Директор
МБУ ДО ЦДОД
Сильченко А.Н,
Зам. по УВР
Гетманская С.А
Ответственный
за работу сайта
Орехова И.И.
Зам. по УВР
Гетманская
С.А

3. Сбор дополнительной информации о запросах
наставляемых педагогов из личных дел, анализа
методической работы, рекомендаций аттестаций,
анализа анкет профстандарта.

3.

Формирование
базы
наставников

Формирование
базы наставляемых

1. Формирование базы данных наставляемых из
числа педагогов.
2. Формирование базы данных наставляемых из
числа обучающихся.

Сбор данных о
наставниках

1. Проведение анкетирования среди потенциальных Май, июнь 2021 Гетманская С.А.
наставников, желающих принять участие в
года
куратор целевой
программе наставничества.
модели
2. Сбор согласий на сбор и обработку персональных
наставничества
данных.
Июнь 2021 года Директор
3. Проведение мероприятия (круглый стол) для
информирования и вовлечения потенциальных
МБУ ДО ЦДОД
наставников.
Сильченко А.Н,
Зам. по УВР
Гетманская С.А
1. Формирование базы данных наставников из
Май, июнь
Гетманская
числа педагогов.
2021 года
С.А.., куратор
2. Формирование базы данных наставников из
целевой модели
числа обучающихся.
наставничества

Формирование
базы наставников

4.

Отбор и
обучение
наставников

Выявление
1. Провести анализ базы наставников и выбрать
наставников,
подходящих для конкретной программы.
входящих в базу
потенциальных
наставников
1. Подготовить методические материалы для
Обучение
сопровождения наставнической деятельности.
наставников
для
работы
с 2. Издать приказ
об
организации
«Школы
наставников» с утверждение
программ
и
наставляемыми
графиков обучения наставников.
3. Организовать «Школу наставников» и провести

Май, июнь
2021года

Гетманская С.А.
куратор целевой
модели
наставничества

август 2021
года

Зам. по УВР
Гетманская
С.А

август 2021
года
август
20201года

Зам. по УВР
Гетманская С.А
Директор
МБУ ДО ЦДОД
Сильченко А.Н
Зам. директора,

август –

обучение.

5.

Формирование
наставнических
пар / групп

Отбор наставников
и наставляемых

Закрепление
наставнических
пар /
групп

6.

Организация и
осуществление
работы
наставнических
пар /
групп

Организация
комплекса
последовательных
встреч
наставников и
наставляемых

Организация

сентябрь
2021 года

Гетманской
С.А. куратору
целевой модели
наставничества
Зам. директора,
Гетманской
С.А., куратору
целевой модели
наставничества

1. Анализ заполненных анкет потенциальных
наставников и сопоставление данных с анкетами
наставляемых.
2. Организация групповой встречи наставников и
наставляемых.
3. Проведение
анкетирования
на
предмет
предпочитаемого
наставника/наставляемого
после завершения групповой встречи.
4. Анализ анкет групповой встречи и соединение
наставников и наставляемых в пары/ группы.
1. Издание приказа
«Об
утверждении
наставнических пар/групп».

Сентябрь
2021 года

Сентябрь
года

2021 Директор
МБУ ДО ЦДОД
Сильченко А.Н

2. Составление планов индивидуального развития
наставляемых,
индивидуальные
траектории
обучения.
1. Проведение первой, организационной, встречи
наставника и наставляемого.
2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи
наставника и наставляемого.
3. Проведение встречи-планирования рабочего
процесса в рамках программы наставничества с
наставником и наставляемым.
4. Регулярные встречи наставника и наставляемого.
5. Проведение заключительной встречи наставника
и наставляемого.
Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для

Сентябрь
года

2021 Наставники

2021 - 2022 Наставники
учебный год.

Январь 2022

Гетманская С.А.

7.

Завершение
наставничества

текущего контроля
достижения
планируемых
результатов
наставниками
Отчеты по итогам
наставнической
программы

Мотивация и
поощрения
наставников

промежуточной оценки

года

куратор целевой
модели
наставничества

1. Проведение
мониторинга
личной
удовлетворенности участием в программе
наставничества.
2. Проведение мониторинга качества реализации
программы наставничества.
3. Мониторинг и оценка влияния программ на всех
участников.
1. Приказ о поощрении участников наставнической
деятельности.
2. Благодарственные письма партнерам.
3. Издание приказа «О проведении итогового
мероприятия в рамках реализации целевой
модели наставничества»
4. Публикация
результатов
программы
наставничества,
лучших
наставников,
информации на сайте МБУ ДО ЦДОД.

Январь 2022
год

Гетманская
С.А., куратор
целевой модели
наставничества

Январь 2022
год

Директор
МБУ ДО ЦДОД
Сильченко А.Н

Январь 2022
год

Зам. директора,
Гетманская С.А.
куратор целевой
модели
наставничества

Приложение 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ГОРОДА МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В МБУ ДО ЦДОД в 2021 -2025 гг.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МБУ ДО ЦДОД (далее - положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства
просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества МБУ ДО ЦДОД, осуществляющая по дополнительным
общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях
достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые
профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех
каждого ребенка" национального проекта "Образование".
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности
наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков,
компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее
общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов.
2.4.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.5.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования наставляемого.
2.6.
Куратор – сотрудник центра дополнительного образования осуществляющей деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за
организацию программы наставничества.
2.7.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в центре дополнительного образования.
2.8.
Благодарный выпускник - выпускник центра дополнительного образования, который
ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными
ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает
эндаумент, организует стажировки и т.д.).

3.
3.1.

Цели и задачи наставничества

Целью наставничества в МБУ ДО ЦДОД является максимально полное раскрытие потенциала

личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации

в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех
обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых
специалистов МБУ ДО ЦДОД.
3.2.
Основными задачами наставничества являются:
•
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
•
разработка и реализация программ наставничества;
•
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
•
инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
•
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;
•
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе;
•
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
•
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических
работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного
образования.
4. Организационные основы наставничества
В центре дополнительного образования наставничество организуется на основании приказа
директора центра дополнительного образования.
4.2.
Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора
центра по учебно – воспитательной работе.
4.3.
Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора центра
дополнительного образования.
4.4.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами:
базой наставляемых и базой наставников.
4.5.
Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором центра
дополнительного образования, куратором, педагогами, располагающими информацией о
потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
4.6.
Наставляемым могут быть обучающиеся:
•
проявившие выдающиеся способности;
•
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
•
с ограниченными возможностями здоровья;
•
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
•
имеющие проблемы с поведением;
Наставляемыми могут быть педагоги:
•
молодые специалисты;
•
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
•
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
•
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.

4.1.

4.7. Наставниками могут быть:
•
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании педагогического опыта и
создании продуктивной педагогической атмосферы;
выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
•
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
•
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность
передать свой опыт;
•
ветераны педагогического труда.
4.8.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей центра
дополнительного образования в целом и от потребностей участников образовательных отношений:
педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

4.9.
Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном
согласии.
4.10. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от
совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей)
несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.11. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами
наставничества.
4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директора школы.
4.13. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве
на безвозмездной основе.
5.
Реализация целевой модели наставничества.
5.1.
Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных
потребностей центра дополнительного образования в целевой модели наставничества
рассматривается форма наставничества: педагог пдо- воспитанник.
5.2.
Представление программ наставничества в форме педагог пдо-воспитанник, педагогическом
совете .
5.3.
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.
•
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с
наставником и наставляемым.
•
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4.
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.
5.5.
Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении
встречи – планировании.
6.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1.
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора,
обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее
элементах.
6.2.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
•
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
•
оценка мотивационно-личностного,
компетентностного,
профессионального
роста
участников, динамика образовательных результатов.
6.3.
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества
проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.
6.4.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества:
промежуточный и итоговый.
6.5.
В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.

7. Обязанности наставника:
•
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава МБУ ДО ЦДОД определяющих права и обязанности.
•
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
•
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.
•
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
•
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с
ним долгосрочную перспективу и будущее.
•
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает
на риски и противоречия.
•
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует
развитие у наставляемого своего индивидуального видения.

•
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.
•
Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать
его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
•
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной
работе с предложениями и выводами.
8. Права наставника:
•
Вносить на рассмотрение администрации центра дополнительного образования
предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
•
Защищать профессиональную честь и достоинство.
•
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
•
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.
•
Получать психологическое сопровождение.
•

Участвовать в районных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.

9. Обязанности наставляемого:
•
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава МБУ ДО ЦДОД определяющих права и обязанности.
•
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
•
Выполнять этапы реализации программы наставничества.
10. Права наставляемого:
•
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.
•
Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
•
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
•
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
•

Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.

11. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
•
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на местном
уровне.
•
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
•
Проведение конкурса
профессионального
мастерства, "Наставник года",
«Лучшая пара», "Наставник+";
•
Создание специальной рубрики "Наши наставники" на сайте центра дополнительного
образования.
•
Создание на сайте МБУ ДО ЦДОД методической копилки с программами наставничества.
•
Доска почета «Лучшие наставники».
•
Награждение грамотами "Лучший наставник"
•
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
•
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений,
касающихся развития центра дополнительного образования.

12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
•
Положение о наставничестве в МБУ ДО ЦДОД;
•
Приказ директора МБУ ДО ЦДОД о внедрении целевой модели наставничества;

целевая модель наставничества в МБУ ДО ЦДОД.
Дорожная карта внедрения системы наставничества в МБУ ДО ЦДОД.
Приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МБУ ДО
ЦДОД.
•
Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением
программ и
графиков обучения наставников.
•
Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп».
•
Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества»

•
•
•

Приложение 3
ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБУ ДО ЦДОД
1. Пояснительная записка.
Настоящая целевая модель наставничества МБУ ДО ЦДОД, осуществляющего
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в
целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная
школа",
"Молодые
профессионалы
(Повышение
конкурентоспособности
профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта
"Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБУ ДО ЦДОД. Создание
целевой модели наставничества МБУ ДО ЦДОД позволит решить задачу адаптации
педагогов пдо на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов,
предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам,
имеющим профессиональный дефицит.
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков,
компетенций,
метакомпетенций
и
ценностей
через
неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
"обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
программам
и
программам
среднего
профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает
за организацию программы наставничества.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов,
обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и
организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния,
чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как
активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д.
Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения
между наставником и наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства
в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся
и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в
социальных сетях.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться
с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами
(делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент,
организует стажировки и т.д.).
2. Нормативные основы целевой модели наставничества.
Нормативные правовые акты международного уровня.
• Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989
г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.
• Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции
Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001
год).
• Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. "О
предотвращении преждевременного оставления школы".
Нормативные правовые акты Российской Федерации.
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
• Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании
Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол
N 45 от 14 мая 2010 г.).
• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
ноября 2014 г. N 2403-р.
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года
(утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
N 996-р).
• Гражданский кодекс Российской Федерации.
• Трудовой кодекс Российской Федерации.
• Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях".

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
• Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря
2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися».

•
•

•

•

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Санитарно-эпидемилогические требования к учреждениям дополнительного образования
СанПиН-2.4.4.1251-03, зарегистрированы Минюстом РФ 27 мая 2003 г. № 4594

Нормативные правовые акты МБУ ДО ЦДОД
• Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
школа № 7».
• Программа развития МБУ ДО ЦДОД.
• Отчет о результатах самообследования деятельности муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя школа №7»
• Положение о педагогическом совете
• Положение о методическом совете
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Задачи целевой модели наставничества МБУ ДО ЦДОД.
Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели.
Разработка и реализация программ наставничества.
Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества.
Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества.
Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе.
Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик.
Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества,
в
формате
непрерывного
образования.

4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества
1. Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной,
спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
2. Улучшение психологического климата в центре дополнительного образования как
среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с
выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на
основе партнерства.
3. Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение
продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих
отношений начинающих и опытных специалистов.
4. Адаптация педагога пдо в новом педагогическом коллективе.
5. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников
центра дополнительного образования, связанное с развитием гибких навыков и
метакомпетенций.
6. Рост мотивации саморазвитию учащихся.
7. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных

траекторий.
8. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
9. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной
траектории и будущей профессиональной реализации.
10. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
11. Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов
творческого развития, карьерных и иных возможностях.
12. Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и
ориентиров.
13. Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для
горизонтального и вертикального социального движения.
14. Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых
обучающихся.
15. Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические,
организационные и социальные.
16. Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными
возможностями здоровья.

Кадровая система реализации целевой модели наставничества
МБУ ДО ЦДОД
Целевой модели наставничества выделяется три главные роли:
1.
Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и
при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного
результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и
навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования наставляемого.
3.
Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию
всего цикла программы наставничества.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой
наставляемых и базой наставников
Формирование этих баз осуществляется директором центра дополнительного образования,
куратором, педагогами, и иными лицами центра дополнительного образования,
располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников
программы.
● Формирование базы наставляемых:
из числа обучающихся:
o проявивших выдающиеся способности;
o демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;
o с ограниченными возможностями здоровья;
o попавших в трудную жизненную ситуацию;
o имеющих проблемы с поведением;
o не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива
из числа педагогов:
o молодых специалистов;
o находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости;
o находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
o желающими овладеть современными программами, цифровыми
навыками, ИКТ компетенциями и т.д.
● Формирование базы наставников из числа:
o обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
o педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической
атмосферы;
o выпускников, заинтересованных в поддержке центра дополнительного
образования;
o сотрудников
предприятий, заинтересованных в подготовке будущих
кадров;
o успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые
чувствуют потребность передать свой опыт;
o ветеранов педагогического труда.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей
центра дополнительного образования в целом и от потребностей участников
образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных
представителей).

7. Этапы реализации целевой модели наставничества МБУ ДО ЦДОД
Этапы
Подготовка
условий
для
запуска
программы
наставничества

Мероприятия
1. Создание благоприятных условий
для запуска программы.
2. Сбор предварительных запросов от
потенциальных наставляемых.
3. Выбор аудитории для поиска
наставников.
4. Информирование
и выбор форм наставничества.
5. На
внешнем
контуре
информационная
работа
направленная
на
привлечение
внешних ресурсов к реализации
программы.

Результат
Дорожная
реализации
наставничества.
Пакет документов.

карта

Формирование
базы наставников

Отбор и обучение
наставников

1. Работа с внутренним контуром
включает
действия
по
формированию базы из числа:
● обучающихся, мотивированных
помочь
сверстникам
в
образовательных, спортивных,
творческих
и
адаптационных
вопросах (например, участники
кружков по интересам,
театральных
или
музыкальных
групп,
проектных
классов,
спортивных секций);
● педагогов,
заинтересованных
в тиражировании
личного педагогического опыта и
создании продуктивной
педагогической атмосферы;
2.Работа с внешним контуром на
данном этапе включает действия по
формированию базы
наставников из числа:
● выпускников, заинтересованных в
поддержке центра дополнительного
образования;
● сотрудников
региональных
предприятий, заинтересованных в
подготовке будущих
кадров (возможно пересечение с
выпускниками);
● успешных предпринимателей или
общественных деятелей, которые
чувствуют
потребность передать свой опыт;
• представители
других
организаций, с которыми есть
партнерские связи.
1. Выявление наставников, входящих в
базу потенциальных наставников,
подходящих
для
конкретной
программы.
2. Обучение наставников для работы
с наставляемыми.

Формирование
базы
наставников,
которые
потенциально
могут участвовать как в
текущей
программе
наставничества, так и в
будущем.

1. Заполненные

анкеты в
письменной свободной
форме
всеми
потенциальными
наставниками.
2. Собеседование
с

Формирование
наставнических
пар/групп

наставниками.
3.Программа обучения.
1. Провести общую встречу с участием Сформированные
всех отобранных наставников и всех наставнические пары
наставляемых в любом формате.
группы, готовые
2. Зафиксировать сложившиеся пары в продолжить
работу
специальной базе куратора.
рамках программы

/
в

Организация
хода
наставнической
программы

Закрепление
гармоничных
и
продуктивных отношений
в наставнической паре/группе так,
чтобы
они
были
максимально
комфортными, стабильными
и результативными для обеих сторон.
Работа в каждой паре/группе включает:
• встречу-знакомство,
• пробную рабочую встречу,
• встречу-планирование,
• комплекс последовательных встреч,
• итоговую встречу.

Мониторинг:
● сбор обратной связи
от наставляемых – для
мониторинга
динамики
влияния
программы
на
наставляемых;
● сбор обратной связи
от
наставников,
наставляемых
и
кураторов – для
мониторинга
эффективности реализации
программы.

Завершение
программы
наставничества

1. Подведение итогов работы каждой

Собраны лучшие
наставнические практики.
Поощрение наставников.

пары/группы.
2. Подведение

итогов

программы

школы.
3. Публичное подведение итогов и

популяризация практик.
8. Формы наставничества МБУ ДО ЦДОД
Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматривается
выделение 5 возможных форм наставничества.
Исходя из образовательных потребностей МБУ ДО ЦДОД в данной целевой модели
наставничества рассматривается форма наставничества: «Педагог ПДО-воспитанник».
8.1.

Форма наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».

Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или
социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям
обучения.
Задачи:
1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной
организации.
6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных
выпускников.
Результат:

1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы.
2. Повышение успеваемости в школе.
3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных
секций.
5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и
образовательных проектов.
6. Снижение числа обучающихся состоящих на различных видах учета.
7. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Характеристика участников формы наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».
Наставник
Кто может быть.
• Активный
ученик,
обладающий лидерским
и
организаторскими
качествами,
нетривиальностью
мышления.
• Ученик,
демонстрирующий
высокие
образовательные
результаты.
• Победитель школьных и
региональных олимпиад
и соревнований.

Наставляемый
Пассивный
Активный
Социально или ценностно Обучающийся с особыми
образовательными
-дезориентированный
обучающийся
более потребностями,
нуждающийся
в
низкой по отношению к
наставнику
ступени, профессиональной
поддержке или ресурсах
демонстрирующий
неудовлетворительные
для обмена мнениями и
реализации
собственных
образовательные
результаты или проблемы проектов.
с
поведением,
не
принимающим участие в
жизни
школы,
отстраненный
от
коллектива.

Возможные варианты программы наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».
Формы взаимодействия
«Успевающий
неуспевающий»
«Лидер – пассивный»

Цель
– Достижение лучших образовательных результатов.

«Равный – равному»
«Адаптированный
неадаптированный»

Обмен навыками для достижения целей.
– Адаптация к новым условиям обучения.

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в
коллективе или с развитием коммуникационных,
творческих, лидерских навыков.

Схема реализации формы наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».
Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в
форме «Педагог ПДО-воспитанник».
Проводится отбор наставников из числа
активных
учащихся воспитанников
сообщества.
Обучение наставников.
Проводится отбор учащихся, имеющих
особые
образовательные
потребности,
низкую учебную мотивацию, проблемы с
адаптацией в коллективе, и не желающих
добровольно принять участие в программе
наставничества.
Формирование пар, групп.
Наставляемый
улучшает
свои
образовательные
результаты,
он
интегрирован в школьное сообщество,
повышена мотивация и осознанность.
Рефлексия
реализации
формы
наставничества.
Наставник
получает
уважаемый
и
заслуженный статус. Чувствует свою
причастность школьному сообществу.
8.2.

Ученическая конференция.
Анкетирование.
Собеседование.
Использование базы наставников.
Обучение проводится куратором.
Анкетирование.
Листы
опроса.
Использование базы наставляемых.

После
личных
встреч,
обсуждения
вопросов. Назначения куратором.
Предоставление конкретных результатов
взаимодействия
(проект,
улучшение
показателей). Улучшение образовательных
результатов, посещаемости.
Анализ
эффективности
реализации
программы.
Поощрение на ученической конференции.

Форма наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».

Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого
специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового
сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной
среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные
педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей
профессиональной деятельности.
2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного
процесса.
3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности.
4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его
закрепления в образовательной организации.
5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в
педагогическую работу и культурную жизнь центра дополнительного
образования организации.
2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и
педагогического потенциала.
3. Улучшение психологического климата в центре дополнительного образовании
организации.
4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния специалистов.
5. Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе
центра дополнительного образования.

6. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых
классах и группах.
7. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
8. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований,
методических практик молодого специалиста и т. д.)
Характеристика участников формы наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».
Наставник

• Опытный
педагог,
имеющий
профессиональные
успехи
(победитель
различных
профессиональных
конкурсов,
автор
учебных
пособий
и
материалов, ведущий вебинаров и
семинаров).
• Педагог, склонный к активной
общественной работе, лояльный
участник
педагогического
и
школьного сообществ.
• Педагог, обладающий лидерскими,
организационными
и
коммуникативными навыками,
хорошо развитой эмпатией.
Типы наставников
Наставник Наставник
консультант
предметник
Создает комфортные Опытный педагог
условия
для одного и того же
реализации
предметного
профессиональных
направления, что
качеств, помогает с и
молодой
организацией
педагог,
образовательного
способный
процесса и с решение осуществлять
конкретных
всестороннюю
психолого
– методическую
педагогичексих
и поддержку
коммуникативных
преподавания
проблем,
отдельных
контролирует
дисциплин.
самостоятельную
работу
молодого
специалиста
или
педагога.

Наставляемый
Педагог
Молодой
специалист
Имеет малый опыт
Специалист,
работы (от 0 до 3 находящийся
в
лет),
процессе адаптации
испытывающий
на
новом
месте
трудности
с работы,
которому
организацией
необходимо получать
учебного процесса, представление
о
с взаимодействием традициях,
с обучающимися, особенностях,
другими
регламенте
и
педагогами,
принципах
родителями.
образовательной
организации.

Педагог,
находящийся
состоянии
эмоционального
выгорания,
хронической
усталости.

в

Возможные варианты программы наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».
Формы взаимодействия
«Опытный педагог – молодой
специалист»

Цель
Поддержка
для
приобретения
необходимых
профессиональных навыков и закрепления на месте
работы.

«Лидер
педагогического Реализация
психоэмоциональной
поддержки
сообщества
–
педагог, сочетаемый с профессиональной помощью по
испытывающий проблемы»
приобретению и развитию педагогических талантов и
инициатив.
«Педагог
новатор
– Помощь в овладении современными программами,
консервативный педагог»
цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.
«Опытный
предметник
– Методическая поддержка по конкретному предмету.
неопытный предметник»
Схема реализации формы наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».
Этапы реализации.
Представление программ наставничества в
форме «Учитель – учитель».
Проводится отбор наставников из числа
активных и опытных педагогов и
педагогов, самостоятельно выражающих
желание помочь педагогу.
Обучение наставников.
Проводится
отбор
педагогов,
испытывающий
профессиональные
проблемы,
проблемы
адаптации
и
желающих добровольно принять участие в
программе наставничества.
Формирование пар, групп.
Повышение квалификации наставляемого,
закрепление в профессии. Творческая
деятельность. Успешная адаптация.
Рефлексия
реализации
формы
наставничества.
Наставник
получает
уважаемый
и
заслуженный статус.
8.3.

Мероприятия
Педагогический совет. Методический совет.
Анкетирование.
наставников.

Использование

базы

Проводится при необходимости.
Анкетирование.
Листы
опроса.
Использование базы наставляемых.

После встреч, обсуждения вопросов.
Тестирование. Проведение мастер
классов, открытых уроков.

–

Анализ
эффективности
реализации
программы.
Поощрение на педагогическом совете или
методический совете школы.

Форма наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».

Цель - успешное формирование у воспитанников осознанного подхода к реализации
личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и
навыков молодежи.
Задачи:
1. Помощь воспитанникам в раскрытии и оценке своего личного
потенциала.
2. Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования
ценностных и жизненных ориентиров.
3. Развитие
лидерских, организационных,
коммуникативных
навыков
и
метакомпетенций.
4. Помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной
реализации.
Результат:
1. Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в школе.
2. Участие во всевозможных конкурсах.

3. Увеличение
процента
воспитанников,
успешно
прошедших
предпрофориентационную программу.
4. Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной
деятельности.
5. Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и
присоединиться к сообществу благодарных выпускников.
Характеристика участников формы наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».
Наставник
Кто может быть.
• Неравнодушный профессионал с
большим (от 5 лет) опытом
работы с высокой квалификацией.
• Активная жизненная позиция.
• Обладает развитыми
коммуникативными навыками,
гибкостью в общении, умением
отнестись к ученику как к равному
в диалоге и потенциально
будущему
коллеге.
• Возможно, выпускник того же
Образовательного центра
дополнительного образования,
член сообщества благодарных
выпускников.
• Возможно, родитель
образовательного учреждения.

Наставляемый
Активный
Пассивный
Социально
активный Плохо
воспитанник с особыми
мотивированный,
образовательными
дезориентированный
потребностями,
воспитанник, не
мотивированный
к имеющий желания
расширению
круга самостоятельно
общения,
выбирать
самосовершенствованию, образовательную
получению
новых траекторию, мало
навыков.
информированный
о
карьерных
и
образовательных
перспективах,
равнодушный
к
процессам
внутри сообщества.

Возможные варианты программы наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».
Формы взаимодействия
Цель
«Активный профессионал – Мотивационная и ценностная поддержка с развитием
равнодушный потребитель»
коммуникативных, творческих, лидерских навыков,
стимулирование идей саморазвития, осознанного
выбора
образовательной и карьерной траектории.
«Коллега – молодой коллега»
Совместная работа по развитию
творческого, предпринимательского или социального
проекта, в процессе которой наставляемый делится
свежим видением и креативными идеями, которые
могут оказать
существенную поддержку наставнику, а сам наставник
выполняет роль организатора и
куратора.
Схема реализации формы наставничества «Педагог ПДО-воспитанник».
Этапы реализации
Представление программ наставничества в
форме «Педагог ПДО-воспитанник».

Мероприятия
Ученическая конференция.

представителей благодарных выпускников.
Обучение наставников.

Обучение
проводится
куратором
программы
наставничества
при
необходимости. Работа с пособиями
Ментори «Рабочие тетради наставника».
Проводится
отбор
воспитанников, Анкетирование.
Листы
опроса.
имеющих проблемы с учебой, не Использование базы наставляемых.
мотивированных, не умеющих строить
свою образовательную траекторию. Либо –
воспитанник, с особыми образовательными
потребности, не имеющими возможности
реализовать себя в
рамках школьной программы.
Формирование пар, групп.
Личные встречи или групповая работа в
формате «быстрых встреч».
Повышение образовательных результатов у Защита проекта. Анализ успеваемости.
наставляемых.
Мотивированны, Представление
бизнес
–
плана.
интегрированы в сообщество. Осознано
Определение образовательной траектории.
подходят к выбору профессий.
Рефлексия
реализации
формы Анализ
эффективности
реализации
наставничества.
программы.
Наставник
получает
уважаемый
и Поощрение наставляемого на ученической
заслуженный статус.
конференции. Благодарственное письмо на
предприятие или организацию наставника.
Проводится отбор наставников из числа Анкетирование.
Использование
базы
активных
и
опытных
педагогов наставников.

9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества
и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает
возможность четко представлять, как происходит процесс
наставничества,
какие
происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой
наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности
наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
9.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы
наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества
реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной
работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы
наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели
качественного изменения образовательной организации, реализующей программу
наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной
организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и
научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения
социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и
сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
• сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

• обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к
личности наставника;
• контроль хода программы наставничества;
• описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы
наставляемых);
• определение условий эффективной программы наставничества;
• контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOTанализ
реализуемой
программы
наставничества.
Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.
Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным
параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.
SWOT-анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества
требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным
в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется
анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой
программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны,
изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального
благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников
программы
наставничества.
9. Мониторинг
и
оценка
влияния
программ
на
всех
участников
Этап 2. Второй
этап
мониторинга
позволяет оценить: мотивационноличностный
и профессиональный
рост
участников
программы
наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся
в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися
образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом
эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт
участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о
наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение
активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной
деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее
рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставникнаставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа,
первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по
итогам прохождения программы.
Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры
фиксируются дважды (таблица 2).
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений
в освоении обучающимися образовательных программ).
3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар
"наставник-наставляемый".
Задачи мониторинга:
• научное и практическое обоснование требований к процессу организации
программы наставничества, к личности наставника;
• экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в
целевой модели требований к личности наставника;
• определение условий эффективной программы наставничества;

•
•
•

анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение
корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе"
реализуемой программы;
сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность,
самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и
"выходе" реализуемой программы.
10. Механизмы мотивации и поощрения наставников

К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку
системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном
уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия,
где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором
наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
• Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
• Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
• Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник
года", «Лучшая пара», «Наставник+";
• Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
• Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
• Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений,
касающихся
развития
школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».