Утверждено Приказом от «27» декабря 2021г. № 82-од Директор МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные Воды__________________А.Н. Сильченко ПОЛОЖЕНИЕ о профессиональной этике педагогических работников Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр дополнительного образования детей г. Минеральные Воды 1. Общие положения 1.1. Положение о профессиональной этике педагогических работников (далее – Положение) Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр дополнительного образования детей г. Минеральные Воды (далее Учреждение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2013 года No 273 - ФЗ (ст. 47-48), Уставом Учреждения. 1.2. Положение принимается педагогическим советом имеющим право вносить в него изменения и дополнения, утверждается приказом директора. 1.3. Настоящее Положение устанавливает нормы профессиональной этики педагогических работников Учреждения. 1.4. Настоящее Положение вводится в целях: 1.4.1. организации единого педагогического подхода в обучении и воспитании; 1.4.2. осуществления единых требований к педагогическим работникам Учреждения; 1.4.3. создания комфортных условий для обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников; 1.4.4. обеспечения микроклимата доверия и сотрудничества. 1.5. Выработанные нормы профессиональной этики обязательны для всех педагогических работников независимо от занимаемой должности, преподаваемого предмета, наличия наград и поощрений, стажа педагогической работы. 1.6. Положение о нормах профессиональной этики является локальным актом, открытым для ознакомления всех участников образовательных отношений. Содержание доводится до сведения педагогов на педсовете, родителей – на родительских собраниях, детей – на занятиях. 2. Академические права и свободы педагогического работника 2.1. Педагогический работник имеет право на свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность. 2.2. Педагогический работник самостоятелен в выборе и использовании педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. 2.3. Имеет право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы. 2.4. Право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании. 2.5. Педагогический работник участвует в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных компонентов образовательных программ. 2.6. Педагогический работник имеет право на осуществление научной, научнотехнической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций. 2.7. Педагогический работник имеет право бесплатного пользования библиотеками и информационными ресурсами, а также имеет доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами Учреждения, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материальнотехническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в Учреждении. 2.8. Право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами Учреждения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами. 2.9. Педагогический работник имеет право на участие в управлении Учреждения, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном Уставом этой организации. 2.10. Педагогический работник имеет право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности Учреждения, в том числе через органы управления и общественные организации. 2.11. Педагогический работник имеет право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. 2.12. Педагогический работник вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 2.13. Педагогический работник имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. 2.14. Педагогический работник должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы Учреждения. Он не должен использовать имущество Учреждения (помещения, мебель, компьютерную и телекоммуникационную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. 2.15. Академические права и свободы, указанные выше должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников. 3. Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью 3.1. Педагогические работники Учреждения при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности. 3.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы: законность; объективность; компетентность; независимость; тщательность; справедливость; честность; гуманность; демократичность; профессионализм; взаимоуважение; конфиденциальность. 3.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны: - оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа; - исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Учреждения; - исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как Учреждения в целом, так и каждого педагогического работника; - осуществлять свою деятельность в пределах полномочий; - не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; - исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; - уведомлять администрацию Учреждения обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; - соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью; - соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений; - проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования; - проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; - придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на Учреждение социальных функций; - принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов; - быть требовательными к себе, стремится к самосовершенствованию; - обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков; - поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование; - не терять чувство меры и самообладания; 3.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников Учреждения является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм: - ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении; - грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка; - содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения; - логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей; - доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации; - лаконичности, отражающей краткость и понятность речи; - уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации. 3.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники Учреждения обязаны воздерживаться от: - поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Учреждения; - пренебрежительных отзывов о деятельности своего Учреждения или проведения необоснованные сравнения его с другими образовательными организациями; - преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей; - проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства; - любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; - высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных, национальных или конфессионных групп; - резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека; - грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; - угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; - поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам. 3.6. Педагогическим работникам Учреждения необходимо принимать необходимые меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей. 3.7. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен. 3.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов Учреждения в целом. 4. Взаимоотношения педагогического работника с обучающимися 4.1. Педагогический работник служит для обучающегося образцом тактичного поведения, умения общаться, внешнего вида, уважения к собеседнику, поведения в споре, справедливости, ровного и равного отношения ко всем участникам образовательного процесса. 4.2. Педагогический работник в своей деятельности не должен унижать честь и достоинство обучающихся ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозным убеждениям и иным особенностям. 4.3. Педагогический работник должен стремиться к повышению мотивации обучения у детей, к укреплению в них веры в собственные силы и способности. 4.4. Педагогический работник справедливо и объективно оценивает работу обучающихся, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения. Приняв необоснованно принижающие обучающегося оценочные решения, педагогу следует немедленно исправить свою ошибку. 4.5. Педагогический работник обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему обучающимися, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 4.6. Педагогический работник не должен злоупотреблять своим должностным положением, используя своих обучающихся для оказания каких-либо услуг или одолжений в личных целях. 4.7. Педагогический работник не имеет права требовать от обучающихся дополнительного вознаграждения за свою работу. 5. Взаимоотношения педагогического работника с педагогическим сообществом 5.1. Педагогические работники стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации Учреждения. 5.2 Педагогических работников объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие. 5.3. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагогического работника, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей. Педагогический работник имеет право на поощрение от администрации Учреждения. 5.4. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в образовательном учреждении на основе принципов открытости и общего участия. 5.5 Педагогический работник в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья обучающихся. 6. Взаимоотношения педагогического работника с родителями (законными представителями) обучающихся 6.1. Педагогические работники должны уважительно и дружелюбно общаться с родителями (законными представителями) обучающихся. 6.2. Педагогический работник консультирует родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам образовательного процесса. 6.3. Педагогический работник не разглашает высказанное обучающимися мнение о своих родителях (законных представителях) или мнение родителей (законных представителей) o обучающихся. 6.4. Отношения педагогических работников с родителями (законными представителями) не должны оказывать влияния на оценку личности и достижение целей. 6.5.На отношения педагогов с обучающимися и на их результаты образовательного процесса не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями (законными представителями) Учреждению. 7. Взаимоотношения педагогического работника с обществом и государством 7.1. Педагогический работник не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком. 7.2. Педагогический работник старается внести свой вклад в развитие гражданского общества. 7.3. Педагогический работник понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль. 8. Заключительные положения 8.1. При приеме на работу в образовательное учреждение (до подписания трудового договора) руководитель обязан ознакомить педагогического работника под роспись с настоящим Положением. 8.2. Внешний вид педагога должен соответствовать занятиям. 8.3. Нарушение педагогическим работником Положений подлежит моральному осуждению на заседаниях педагогического совета Учреждения.