Образовательная программа МБУ ДО ЦДОД 2021-2025

Информационно - аналитические данные.
Сведения об учреждении
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования Центр дополнительного образования детей г. Минеральные
Воды создано 30.12.1999 г.
Юридический адрес:
357212, Ставропольский край, Минераловодский р-н, г. Минеральные Воды,
пл. Победы 1
Фактический адрес:
357212, Ставропольский край, Минераловодский р-н, г. Минеральные Воды,
пл. Победы 1
Телефон / факс: 8 (8652) 26-69-52.
Email: cdodmw@mail.ru
Сайт: https://cdod.stavropolschool.ru
Учредитель: Управление образования администрации Минераловодского
городского округа
Место нахождения учредителя: Ставропольский край, г. Минеральные
Воды, проспект К. Маркса, 54
Место нахождения органа, осуществляющего функции и полномочия
учредителя: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, проспект К.
Маркса, 54
Лицензия: 26 Л 01 №0001027 от 6 мая 2016 года.
I.Нормативно-правовое обоснование образовательной программы
Образовательная программа МБУ ДО ЦДОД - это комплексный
документ, определяющий приоритетные образовательные цели, задачи,
организацию и содержание образовательного процесса; дополнительные
общеразвивающие программы, реализация которых гарантирует достижение
уставных целей Учреждения.
Образовательная программа строится на основе следующих правовых
актов: Международная Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ;
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа»; Концепция развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам; Устав Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
Центр
дополнительного образования детей г. Минеральные Воды
III. Взаимодействие с социумом
В соответствии со стратегиями развития современного общества
образовательные цели учреждения могут быть достигнуты только в
результате постоянного взаимодействия с различными социальными

институтами. МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды является открытой
социальной системой, способной оперативно реагировать на изменения
внешней среды и предоставлять широкий спектр образовательных услуг.
Социальное партнерство МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды
1. Образовательные организации Ставропольского края;
2. Ставропольский краевой институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки работников образования,
3. Ставропольский государственный педагогический институт»;
4. Ставропольский краевой колледж искусств;
5. Ставропольский технологический институт сервиса, филиал Донского
государственного технического университета;
6. Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации
работников культуры, искусства и кино;
7. Государственный казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье»;
8. Ставропольская государственная филармония;
9. Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова;
10.Ставропольский краевой театр кукол, Ставропольский Литературный
Центр;
11.Ставропольская краевая детская библиотека имени А.Е. Екимцева;
12.Ставропольская Краевая Универсальная Научная библиотека имени
Ю.А.Лермонтова;
13.Ставропольский государственный историко-культурный и природноландшафтный музей-заповедник имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве;
14.Ставропольский краевой музей изобразительных искусств;
15.Управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по
Ставропольскому краю;
16.ГБУЗ СК «Краевой клинический наркологический диспансер»;
17.РМОО «Молодёжь – за здоровое будущее»;
18.Ставропольская краевая общественная организация «Российский Союз
Молодёжи»;
19.ГБУЗ СК Краевой центр СПИД;
20.ГКУСО «Ставропольский социальный приют Росинка»;
21.ГБУСО «Ставропольский реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями здоровья»;
22.Региональное отделение ДОСААФ России Ставропольского края;
23.Ставропольское Региональное Отделение Общероссийского Движения
поддержки Флота;
24.Ставропольское региональное отделение Российского Союза
Ветеранов;
25.Федерация авиамодельного спорта Ставропольского края
26.Региональная физкультурно-спортивная общественная организация
судомодельного спорта Ставропольского края.
27.ГБУК СК МВК «Моя страна. Моя история»
2

IV.Характеристика социального заказа на образовательные услуги.
Социальный заказ, реализуемый учреждением, складывается из двух
составляющих:
Для учащихся МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды:
- федеральный компонент: отражен в Федеральном Законе «Об
образовании в Российской Федерации», Порядке организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, др. нормативных актах и предполагает
оказание образовательных услуг, предусмотренных уставом учреждения, в
интересах личности, общества, государства;
- региональный компонент: регулируется на краевом уровне и
предполагает образовательную деятельность, организацию и проведение
краевых массовых мероприятий, а также участие в них учащихся Центра.
Для работников МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды и
образовательных организаций края:
- организация и проведение семинаров для руководящих и
педагогических работников образовательных организаций края по проблемам
развития творческой самодеятельности обучающихся;
- проведение краевых семинаров, съездов, летних университетов по
профилактике социального сиротства и работе с неблагополучными семьями
для специалистов, заинтересованных учреждений, организаций;
- организация обмена опытом и повышения профессионального уровня
творческих педагогических кадров;
- оказание организационно-методической помощи образовательным
организациям края в развитии и пропаганде научно-технического, спортивнотехнического, художественного творчества;
- выявление, изучение, обобщение и распространение опыта работы
педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного
образования.
V.Построение развивающей образовательной среды,
модель выпускника МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды.
Построение развивающей образовательной среды
Образовательная среда в МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды
представляет собой систему условий формирования личности, возможностей
для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном
окружении, выполняющих функцию предоставления возможности индивиду
для образования и приобретения социального опыта, что является
важнейшим фактором развития креативности как условия творческой
самореализации детей и подростков. Синтез сфер деятельности, общения и
самопознания наиболее продуктивен в условиях развивающейся
образовательной среды, лучшим образом адаптированной к ребенку, его
интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и
усвоения необходимых знаний, умений и навыков, способов мышления и
деятельности, а сама система дополнительного образования с ее
3

вариативностью, гибкостью, ориентированностью на развитие творческого
потенциала каждого ребенка представляет собой ту сферу деятельности, в
условиях которой можно максимально реализовать способности личности к
творческой самореализации.
Основные принципы организации развивающей образовательной среды
МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды: открытость, вариативность,
адаптивность, партнерство.
• Принцип
открытости относим как к процессу образования,
обращенному к достижениям мировой и отечественной культуры, так и
к организации взаимодействия МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды с
социокультурной средой.
• Принцип
вариативности обеспечивает выбор индивидуального
развивающего маршрута образования, предполагает признание
объективного многообразия дополнительного образования как системы
инновационных технологий и реализацию этого многообразия в
действительности; разработку различных вариантов образовательных
программ, образовательных модулей, дифференцированных в
зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных
особенностей и интересов детей.
• Принцип
адаптивности предусматривает такое взаимодействие
личностей, социальных групп между собой и со средой, в ходе,
которого согласовываются требования и ожидания всех его участников.
• Принцип
партнерства предполагает формирование партнерских
отношений между участниками образовательного процесса МБУ ДО
ЦДОД г. Минеральные воды и окружающего сообщества.
Модель личности выпускника МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды
На первой ступени осуществляется работа на уровне дошкольного и
младшего школьного возраста и является основой формирования у детей
младшего возраста общей культуры, развития творческого потенциала на
первоначальной стадии развития личности.
Основная задача работы на данной ступени - как можно раньше
раскрыть потенциальные возможности ребёнка для его дальнейшего
продуктивного развития. Создать необходимые условия для умственного,
психического, физического развития, подготовить воспитанника к
дальнейшему обучению в системе дополнительного образования, помочь
ребёнку в будущем сделать свою жизнь полноценной и содержательной.
Технология работы: дидактические развивающие игры, развивающая
деятельность.
Содержание образования: комплекс занятий с детьми различной
направленности, многообразие форм, отражающих различные виды
творческой деятельности.
Вторая ступень: ориентирована на детей среднего школьного возраста,
имеющих первоначальный опыт общения в коллективе.
Основная задача работы на второй ступени - формирование нового
уровня мышления, широкого спектра способностей и интересов, выделение
4

круга устойчивых интересов, развитие интереса к себе как личности,
развитие чувства взрослости и собственного достоинства, форм и навыков
личностного общения, моральных чувств.
Технология работы: игровые, репродуктивные и творческие формы
работы.
Содержание образования: широкое комплексное дополнительное
образование по определению сферы деятельности.
Третья ступень - специализация для ребят старшего школьного возраста.
Основная задача работы на третьей ступени - формирование чувства
личностной тождественности, профессиональное самоопределение. Развитие
готовности к жизненному самоопределению. На этой ступени воспитанники
серьёзно задумываются: «Кем я буду?»
Технология работы: проблемная, учебно-игровая.
Содержание образования: творческие лаборатории в микрогруппах на
основе узкой специализации.
Итог
освоения:
профессионально-ориентированный
выбор,
сертификация деятельности для поступления в средние специальные учебные
заведения.
Четвертая ступень - реализация для одарённых детей.
Основная задача на четвёртой ступени - глубокое освоение программ и
практических навыков по профилю деятельности, осуществление научноисследовательской деятельности.
Технология работы: научно-исследовательская деятельность.
Содержание образования: сочетание индивидуальных занятий с
самостоятельной практической деятельностью.
Формы реализации: индивидуальные занятия с малыми группами.
Итог освоения: сертификация деятельности для поступления в ВУЗы.
Пятая ступень - ориентирована на молодежь от 16 лет, учащихся СПО и
ВУЗов
Основная задача на пятой ступени - реализация дополнительного
образования с учетом углубления в профессию, что расширит молодежи
возможности
в
реальной
профессиональной
социально-значимой
деятельности.
Технология работы: социокультурная, профессиональная практика.
Содержание образования: параллельно с процессом профессионального
обучения, ведутся дополнительные занятия в творческих объединениях по
направлениям: художественное, техническое, профессионально-прикладное,
социально-педагогическое, естественнонаучное.
Формы реализации: практико-ориентированные занятия; реализация
индивидуальных и коллективных проектов; проведение мастер – классов по
различным профессиям, олимпиад профессионального мастерства, круглых
столов; организация содержательного досуга, через тематические смены
профессионального мастерства, форумы, социальные проекты и т.д.
Итог освоения: становление высококвалифицированных, социальноактивных, образованных личностей, востребованных на рынке труда.
5

Ступенчатый механизм роста и развития учащихся МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные
воды
строится
на
реализации
дополнительных
общеразвивающих программ и оказании дополнительных образовательных
услуг по пяти основным направлениям: техническое, художественное,
физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, естественнонаучное.
VI.Цели, задачи, основные направления образовательной деятельности
Цель образовательной деятельности: реализация дополнительных
общеразвивающих
программ
с
целью
оказания
качественных
образовательных услуг, предусмотренных уставом учреждения в интересах
личности, общества и государства.
Основные задачи:
1. Повышение доступности качественного дополнительного образования,
соответствующего требованиям инновационного развития экономики
страны, современным требованиям общества.
2. Формирование
высоконравственной,
образованной
личности,
обладающей базовыми компетенциями современного человека.
3. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, охраны
и укрепления здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда детей.
4. Организация содержательного досуга, повышение уровня творческих
способностей, раннее выявление и сопровождение одаренных детей.
Для участников образовательного процесса Программа включает
следующие направления:
Для учащихся – приобретение теоретических знаний и практических
навыков в творческой деятельности, развитие культуры, формирование
необходимых личных качеств и социальных компетентностей;
Для сотрудников – повышение профессионального уровня,
квалификации;
В рамках дополнительного образования – расширение кругозора,
профориентация.
Опираясь на опыт работы в области развития детского творчества,
образовательная деятельность включает следующие направления:
1. Нормативно-правовое направление, обеспечивающее реализацию
прав и свобод ребенка в соответствии с нормативными документами.
2. Научно-исследовательское и экспериментально-исследовательское
направление, предусматривающее: осуществление деятельности на
основе разработанных концепций; а также теоретические
исследования,
апробацию
результатов
и
внедрение
в
образовательный процесс МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды
инновационных психолого-педагогических технологий (методов,
форм, средств и т.д.).
3. Методическое направление, заключающееся во внедрении в практику
работы МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды научных разработок в
области дополнительного образования детей, в обобщении
6

педагогических технологий, ориентированных на интеграцию ранее
полученных знаний с новыми.
4. Организационное направление, предусматривающее организацию и
проведение мероприятий.
5. Работа с кадрами предусматривает проведение семинаров для
педагогов учреждений дополнительного и профессионального
образования, а также обобщение и распространение передового
педагогического опыта.
6. Работа с семьей и общественными организациями предусматривает
мероприятия направленные на установление партнерских отношений с
общественными организациями по поддержке детей и молодежи,
создание краевой информационной базы о службах и общественных
организациях социально-психологической поддержки и реабилитации
молодежи, вовлечение семей воспитанников в образовательный
процесс, функционирование клубов «Счастливый родитель» и
«Гармония»,
распространение
психолого-педагогических
рекомендаций в форме ежемесячной печатной продукции.
VII.Учебный план и его обоснование
Учебный план МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды – это
нормативный документ, являющийся составной частью основной
образовательной программы, определяющий набор образовательных
областей и содержащий объемные показатели временных затрат (часов) для
достижения запланированных образовательных результатов.
Учебный план реализует дополнительные общеразвивающие
программы для детей и молодежи в возрасте от 6 лет до 21 года в
соответствии с лицензией 26 Л 01 №0000666 от 15 декабря 2015 года по
следующим направленностям: техническая; художественная; социальнопедагогическая; физкультурно-спортивная; естественнонаучная.
Учебный план представлен в приложении.
Виды реализуемых дополнительных общеобразовательных программ
1. Модифицированные (или адаптированные): измененные с учетом
особенностей организации и формирования групп детей, режима и
временных параметров осуществления деятельности, нестандартности
индивидуальных результатов обучения и воспитания.
2. Экспериментальные: их целью является изменение содержания,
организационно-педагогических
основ
и
методов
обучения,
предложение новых областей, внедрение новых педагогических
технологий.
3. Авторские: полностью написанные самим педагогом или коллективом
педагогов, её содержание – это совокупность предлагаемых средств
решения проблем в образовании, отличающихся новизной и
актуальностью.
Типы реализуемых дополнительных общеобразовательных программ
По цели обучения (классификация Л.Г.Логвиновой)
7

1. Познавательные: дают углубленные знания по изучаемой дисциплине,
развивают интеллектуальные способности, ориентированные на
мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор.
2. Научно-исследовательские: целью данных программ является
раскрытие и последующее развитие творческих способностей
обучающихся к научной деятельности, формирование необходимых
навыков для исследовательской работы, умения претворять свою
авторскую идею.
3. Социальной адаптации: их цель – освоение детьми положительного
социального опыта, социальных ролей и установок, выработка
ценностных ориентаций.
4. Профессионально-прикладные: дают определенные навыки и умения в
актуальной на сегодняшний день области практической деятельности,
формируют специалиста, владеющего профессиональными умениями и
навыками.
5. Программы, развивающие художественную одаренность: направлены
на выявление, сохранение и развитие одаренности.
По признаку «общее – профессиональное» (классификация Г.Н.Поповой)
1. Общеразвивающие: программы, направленные на решение задач
формирования общей культуры обучающихся, расширение их знаний о
мире и о себе, социального опыта; предполагают удовлетворение
познавательного интереса детей и молодежи, расширение их
информированности в конкретной образовательной области,
обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении
программы.
VIII. Организация образовательного процесса
Согласно Уставу образовательный процесс в МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные воды ведется на русском языке.
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся с 6 до
18 лет, учащиеся учреждений системы профессионального образования,
студенты вузов до 21 года, педагогические работники, родители (законные
представители).
Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного
года. Комплектование детских объединений (организационный период)
проводится с 15 августа по 14 сентября. Учебный год начинается 15 сентября.
Основной формой работы с учащимися являются занятия в
объединениях по их интересам.
Прием в творческие объединения производится в соответствии с
заявлением и с согласия родителей (законных представителей).
Численный состав групп в объединениях определяется в соответствии с
плановой наполняемостью помещения (паспорт кабинета), Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы Учреждения, а также исходя из специфики
деятельности учебной группы, психофизиологической и педагогической
8

целесообразности. В среднем – 12 человек.
Допускается уменьшение количества учащихся в объединении,
связанное с оборудованием помещения, спецификой объединения,
повышенными
требованиями
техники
безопасности;
санитарноэпидемиологическими
требованиями,
в
каникулярное
время,
экзаменационный период.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких
объединениях и менять их.
Организация образовательного процесса в МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные воды регламентируется учебным планом и расписанием
занятий. Продолжительность занятия в творческом объединении в
зависимости от года обучения составляет 2-3 астрономических часа в день,
перерывы предусмотрены каждый астрономический час. Занятия проводятся
2-3 раза в неделю в соответствии с расписанием, утвержденным
Учреждением.
Образовательный процесс состоит из 3 содержательных блоков,
представляющих
основные
виды
деятельности
учреждения:
воспитательную, образовательную, досуговую.
Воспитательный блок включает в себя систему воспитательных
мероприятий МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды, направленных на
реализацию функций воспитания, а также систему активного участия
учащихся в самоуправлении, социокультурных развивающих программах
через работу в творческих объединениях, с детскими общественными
организациями и органами ученического самоуправления; военнопатриотическое и гражданское воспитание детей и молодежи; организацию
воспитательного пространства по месту жительства детей и молодежи.
Образовательный блок представлен 5-ю уровнями, при прохождении
которых ребенок осваивает способы познания и преобразования мира (от
репродуктивных до творческих).
• «Восхождение» 6-7 лет. Задача педагога на этом этапе – раскрыть
внутренний потенциал детей дошкольного возраста, пробудить творческие
начала в игровой, практической, учебной деятельности и в общении.
• «Мир твоих увлечений» (8-11 лет). Основная задача педагога – помочь
ребенку в поиске и выборе, развитие мотивации к избранному виду
деятельности.
• «Школа мастерства» (12-15 лет). Задача педагога – освоение
воспитанником продуцирования — преобразования человеком внешней
среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы
ориентации, адаптации.
• «Профессиональное самоопределение» (16-18 лет). Задача педагога –
оказание помощи в выборе будущей профессии на основе профессиональной
психолого-педагогической диагностики.
• «Академия профессионализма» (от 18 лет). Задача педагога – освоение
обучающимся профессиональных навыков, развитие профессионально9

важных качеств и творческих профессиональных способностей.
Основным видом учебной деятельности в системе дополнительного
образования детей является учебное занятие. На занятиях наряду с
обучающими и развивающими задачами решаются и воспитательные задачи.
Результатом занятия является не только освоение детьми содержания
учебного материала и заинтересованность детей в теме занятия, но и
творческая
активность,
творческие
достижения,
способствующие
самоформированию, повышению самооценки личности воспитанника.
Обучение в МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды, с учетом
потребностей, возможностей учащихся, осуществляется в очной или
дистанционной форме.
Дистанционные образовательные технологии применяются в порядке,
установленном
федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Реализация образовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий включает в себя электронные информационные
ресурсы,
электронные
образовательные
ресурсы (дополнительные
общеразвивающие программы, курс лекций, обучающие тетради, положения
о конкурсах и олимпиадах и др.).
Дистанционная форма реализуется в клубах естественнонаучной
направленности.
Досуговый блок.
Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено не только
стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий,
которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность,
снижали
вероятность
вовлечения
в
асоциальные
группировки,
препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, но и
несли воспитательную нагрузку. Важно чтобы мероприятия способствовали
сознательному и добровольному принятию ребенком позиции «гражданина»,
в которой приоритет «государственного» и «общественного» выступает не
ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием
гармоничного развития гражданского общества.
Социально-воспитательный потенциал досуговых мероприятий мы
определяем как важнейшую среду взаимодействия воспитанниквоспитанник, воспитанник-педагог, воспитанник-семья, воспитанниксоциум; незаменимое средство, благодаря которому происходит гармоничное
развитие ребенка, становление его самостоятельности.
В МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды реализуются краткосрочные и
долгосрочные досуговые программы, результат реализации которых мы
видим в удовлетворении потребностей и интересов детей, развитии
социальной грамотности, самостоятельности воспитанников, содействии
формированию ценностных ориентаций и активной жизненной позиции
гражданина и патриота.
10

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса
Сотрудники отдела социально педагогической работы МБУ ДО ЦДОД
г. Минеральные воды осуществляют социально-психолого-педагогическое
сопровождение образовательной деятельности Центра, всех участников
образовательного процесса (учащихся, родителей и сотрудников Центра)
Приоритетными направлениями работы отдела является выявление и
поддержка детей, относящихся к «группе риска», поддержка и
сопровождение данной категории детей, работа с молодежью, внедрение
новых педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих.
На протяжении всего учебного года ежемесячно проводятся
Видеолектории по профилактике употребления психоактивных веществ,
влиянию курения, алкоголизма, наркомании на здоровье молодежи и
будущего поколения. С молодыми людьми обсуждаются вопросы ценности
семейной жизни, и формирования ответственного отношения к своему
будущему.
Проводится работа по психологической диагностике воспитанников
творческих объединений МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды по
нескольким направлениям:
− определение уровня воспитанности учащихся МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные воды;
− формирование социального паспорта творческих объединений
учреждения на выявление детей «группы риска»;
- оценка качества образовательной деятельности образовательной
организации получателями образовательных услуг.
В течение года ведется оперативная консультативная работа с
родителями воспитанников как по результатам диагностик, так и по личным
обращениям родителей. В рамках психологической работы систематически
(ежеквартально)
проводятся
мероприятия
по
профилактике
профессионального и эмоционального выгорания педагогов и родителей.
Проводятся арт-терапевтические занятия с элементами расстановок.
Психолого-педагогическое обеспечение реализации
программ дополнительного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья
Подходит к завершению третий этап экспериментальной деятельности
(декабрь 18г.) – заключительный – который будет посвящён обработке и
анализу данных, полученных по итогам первых двух этапов эксперимента,
соотнесению результатов эксперимента с поставленной целью, обобщению
результатов исследования, формулированию выводов и оформлению итогов
работы.
В МО СК подан Проект программы инновационной работы ( на 20192021 год) по теме: Влияние инклюзивного дополнительного образования на
социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
11

Музейная педагогика МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданскопатриотических
качеств,
расширению
кругозора
и
воспитанию
познавательных интересов и способностей, овладению учащимися
практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности,
служить целям совершенствования образовательного процесса средствами
музейной педагогики в условиях учреждения дополнительного образования
детей. Для реализации инновационных процессов разработана Подпрограмма
деятельности музея к программе развития МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные
воды на 2015-2020 г.г. «Гражданско-патриотическое воспитание средствами
музейной педагогики в условиях дополнительного образования».
Цель: создание психолого-педагогических условий гражданскопатриотического воспитания обучающихся средствами музейной педагогики
в условиях дополнительного образования.
Задачи:
1. Вести элементы музейной педагогики в образовательновоспитательный процесс учреждения;
2. Развить интеллектуальный, творческий, социальный потенциал
обучающихся через взаимосвязь основного и дополнительного образования
средствами музейной педагогики;
3. Повысить эффективность использования идей музейной
педагогики, их влияние на развития гражданско-патриотических качеств
через мониторинг.
4. Разработать модель формирования гражданственности и
патриотизма средствами музейной педагогики.
Перспективные направления деятельности музея НПО: поисковособирательское,
экспозиционное
(оформительское),
экскурсионное,
культурно-массовые мероприятия, дела.
Программно - методическое обеспечение образовательной
программы
В программно-методическое обеспечение образовательного процесса МБУ
ДО ЦДОД г. Минеральные воды входит:
• Продукты деятельности методической службы (методические
рекомендации, мониторинги, разработки, презентации, программы,
анкеты и т.д.)
• Дополнительные общеразвивающие программы
• Методические комплексы к дополнительным общеразвивающим
программам
Программно-методическая документация педагогов
Состав программно-методической документационной базы педагогов
МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды составляют: дополнительная
общеразвивающая программа (авторская, составительская); план учебновоспитательной работы на год; журнал учета работы объединения.
12

Педагоги, работающие по собственным программам, имеют в наличие
оформленный текстовой документ утвержденный руководителем учреждения
в двух экземплярах. Один экземпляр документа хранится у педагога, второй –
у начальника отдела. Педагоги, работающие по программам других авторов,
имеют в наличие информационный источник (книгу, журнал и т.д.),
ксерокопию информационного источника или оформленный текстовый
документ.
Параллельно
с
образовательными
программами,
педагоги
осуществляют свою деятельность на основании плана учебновоспитательной работы на год, который утверждается до 1 октября.
Журнал учета работы объединения является государственным учетным,
финансовым документом, который обязан вести каждый педагог
дополнительного образования. Он предоставляется на проверку ежемесячно.
Проверку и подпись журнала осуществляет директор, заместитель директора
по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по научнометодической работе, заведующие отделами в соответствии со своими
должностными обязанностями. Записи в журнале ведутся регулярно, четко и
аккуратно в соответствии с указаниями по ведению журнала учета работы
объединений в учреждениях дополнительного образования детей.
Разработка и оформление программно-методической документации
проводится в соответствии с современными требованиями («Примерные
требования к программам дополнительного образования детей», приложение
к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
План учебно-воспитательной работы на год составляется в виде таблицы.
Вариант 1
Месяц
Название Содержа- Ко-во
темы
ние
часов

Средства
обучения

Используемая
Восп.
Работа
литература
Работа с
родит.

Теор Пр.
Графы «Название темы», «Содержание», и «Количество часов»
заполняются на основании образовательной программы и отражают её
изучение в течение данного учебного года.
В графе «Средства обучения» указываются те дидактические пособия,
которые используются педагогом при изучении каждой темы; ТСО;
необходимый для работы материал.
В графе «Воспитательная работа» отражается текущая воспитательная
деятельность в детском объединении.
Вариант 2
№ пп

Содержание

Сроки исполнения
13

1
2
3
4
5

Организационная работа
Учебно-воспитательная работа
Социально-досуговая деятельность
Работа с родителями
Методическая работа

Утверждение программно-методической документации осуществляется
директором МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды 1 раз в год.
Перечень дополнительных общеразвивающих программ
№
пп
1.

Направленность

Наименование программы

Программы естественнонаучное направленности
1.Дополнительная
общеразвивающая
программа «Эко-калейдоскоп»
2.Дополнительная
общеразвивающая
программа «Эко-Став»
3.Дополнительная
общеразвивающая
программа «Колос»
4.Дополнительная
общеразвивающая
программа «Юный исследователь»
5.Дополнительная
общеразвивающая
программа «Юный эколог»
6.Дополнительная
общеразвивающая
программа «Эко-школа»
7.Дополнительная
общеразвивающая
программа «Юный лесовод»

2.

Программы
художественной
направленности
1.Дополнительная
программа «Грация»

3.

Программы физкультурноспортивной
направленности
1.«Дополнительная
программа «Беркут»

4.

общеразвивающая

общеразвивающая

Программы социальнопедагогической
направленности
1. Дополнительная
общеразвивающая
программа «Лидер»
2. Дополнительная
общеразвивающая
программа «Мы - Россияне»
3. Дополнительная
общеразвивающая
программа «Постовец»
4. Дополнительная
общеразвивающая
14

программа «Ястреб»
5. Дополнительная
программа «Альтаир»
6. Дополнительная
программа «Сова»
7. Дополнительная
программа «Честь»
5.

общеразвивающая
общеразвивающая
общеразвивающая

Туристко-краеведческой
направленности
1.Дополнительная общеразвивающая
программа «Горизонт»
2.Дополнительная общеразвивающая
программа «Росинка»
3.Дополнительная общеразвивающая
программа «Родной край»
4.Дополнительная общеразвивающая
программа «Вокруг света»
5.Дополнительная общеразвивающая
программа «Святогор»
6.Дополнительная общеразвивающая
программа «Память»
7.Дополнительная общеразвивающая
программа «Наследие»
8.Дополнительная общеразвивающая
программа «Восьмерка»
9.Дополнительная общеразвивающая
программа «Экватор»
10.Дополнительная общеразвивающая
программа «Истоки»
11.Дополнительная общеразвивающая
программа «Родники»
12.Дополнительная общеразвивающая
программа «Юный спасатель»

IX.Мониторинг полноты и качества реализации образовательной
программы (критерии, показатели (измерители) реализации
программы).
Основными критериями эффективности развития МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные воды будут выступать:
•согласованность
основных направлений, приоритетов развития
нормативным документам;
•реализация МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные воды дополнительных
общеразвивающих
программ,
пользующихся
спросом на
рынке
образовательных услуг, отражающих региональный компонент и
этнокультурные традиции;
•рост личных достижений участников образовательного процесса;
•развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса;
•качество предоставляемых образовательных услуг.
В качестве показателей и эффективности образовательного процесса
15

могут быть использованы следующие 3 группы критериев:
Критерии успешности самоопределения:
• Наличие стремления к общению и к поддержанию активных
межличностных взаимоотношений, умение строить коммуникации с другими
людьми, взаимодействовать с партнером для получения общего
продуктивного результата;
• Стремление принимать активное участие в предлагаемой
деятельности;
• Умение анализировать проблемные ситуации и ставить проблемы,
нести ответственность за свои решения;
• Наличие устойчивого интереса детей к творческой деятельности и
коллективу (сохранность контингента, наличие положительных мотивов);
• Умение строить индивидуальную и коллективную деятельность в
полном цикле: постановка целей, анализ ситуации, планирование и
проектирование, практическая реализация, получение готового результата,
анализ результатов, рефлексия и самооценка;
• Рост личностных достижений детей. Наличие опыта познания своих
индивидуальных особенностей (Образ Я);
• Профессиональная ориентированность воспитанников.
Критерии творческих достижений детей:
• Уровень творческой активности (выявление позиций, отношений и
желаний ребенка в различных видах деятельности);
• Мотивация участия в творческих конкурсах, выступлениях, защите
собственных проектов;
• Результативность (Портфолио).
Критерии уровня развития коллектива:
• Социально-психологический климат в коллективе;
• Состояние взаимодействия его членов (наличие или отсутствие
изолированных детей, отношения в коллективе);
• Уровень самоуправления в коллективе.
Управление реализацией образовательной программы.
Педагогический совет

Руководитель учреждения

Родители

Научно-методический
совет
Педагоги
Учащиеся
Государственные и общественные структуры
16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».