Эко-калейдоскоп

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Принята с изменениями и дополнениями
на заседании педагогического совета
от «31» ___августа__2022__г.
Протокол № _1_________________

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦДОД
______________ А.Н. Сильченко
«_31_»____августа___2022__г.
Приказ №___58-од___________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Естественнонаучной направленности
«Эко-калейдоскоп»
Уровень программы: базовый
Возрастная категория: от _6__ до _7_ лет
Состав группы: 15
Срок реализации: __1_ год(а)
ID-номер программы в Навигаторе: 17283

Автор-составитель:
Кухтик Оксана Ивановна,
Педагог дополнительного
образования

г. Минеральные Воды
2022 год

Содержание
I. Целевой раздел ........................................................................................................................ 5
1.1. Пояснительная записка .......................................................................................................... 5
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы …………………………………………………6
1.2. Методические принципы работы с дошкольниками и подходы к формированию
Программы ..................................................................................................................................... 7
1.2.1. Основные направления кружка…………………………………………………………8
1.3. Планируемые результаты освоения Программы. ................................................................ 8
II. Содержательный раздел ....................................................................................................... 9
2.1. Описание образовательной деятельности…………………………………………………9
2.2. Учебно-тематический план ................................................................................................. 10
2.3. Календарно-тематическое планирование........................................................................... 15
2.4. Мониторинг освоения программы………………………………………………………..23
III. Организационный раздел................................................................................................. 25
3.1. Продолжительность и этапы реализации программы ...................................................... 25
3.2. Материально – техническое обеспечение программы ...................................................... 27
IV. Дополнительный раздел ................................................................................................... 27
4.1. Используемая литература .................................................................................................... 28

Карточка образовательной программы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Название
образовательной
программы
ФИО педагога

«Юный Натуралист»

Краткое описание
(пара предложений о
деятельности клуба.
130 знаков)
Срок реализации
программы
Рекомендованный
возраст обучающихся
Более объемное
описание
деятельности клуба,
которое будет
отражено на сайтах
организации и в
системе Навигатор.

Формирование экологической культуры дошкольников путем опытов и
экспериментов, участие в экологических акциях и проектах

7.

Содержание
программы (кратко
указать основные
темы изучения)

8.

Цель образовательной
программы

9.

Ожидаемые
результаты

Кухтик Оксана Ивановна

1 год, 01.09.2021-31.05.2022г.г.
6-7 лет
Основная идея клуба «Экокалейдоскоп» это приоткрыть перед ребятами
завесу тайн природы, сформировать у детей уважение и бережное отношение
к окружающей природе и её обитателям.
Наиболее благоприятным периодом для ознакомления с удивительным
миром природы является старший дошкольный возраст, дети познают мир с
открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру,
насколько будут любить и беречь окружающую природу во многом зависит
от взрослых.
Дети приобретают экологические знания и применяют их в практической
деятельности. Игры и опыты с водой, воздухом, песком, снегом, объектами
растительного и животного мира служат теми методами, при помощи
которых дошкольники знакомятся с окружающим миром, решают
проблемные ситуации, делают простейшие умозаключения. Программа
кружка обеспечивает формирование у детей элементарных навыков
исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности, занять
активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные
связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.
1. Блок «Экскурсия в детскую лабораторию.
2. Блок «Удивительные растения»
3. Блок «Загадочный животный мир»
4. Блок «Природные явления –стихии»
5. Блок «Предметы с секретом» (свойства веществ и материалов)
6. Блок «Загадки земли и не только»
7. Блок «Научные опыты»
Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой;
повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в
эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в
ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей
среды, в соблюдении определенных моральных норм.

- ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую
необходимо решить, предлагает возможные решения;
- умеет самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать
результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной
цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
- совершенствует умение определять, анализировать структуру, свойства,
признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;

- доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы;
- применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

10. Обложка (картинка

или фотография,
привлекающая
внимание и
отражающая
направление,
деятельность или
другую важную
информацию о работе
клуба)

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь
открыватель мира. Так пусть перед ним открывается
«Чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных
звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в
красоте».
В.А.Сухомлинский.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной
ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к
природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания
необходимо начинать с раннего возраста и продолжается всю жизнь.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и
неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о
растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия
и экологически грамотное поведение.
Направленность программы: «Юный натуралист» по содержанию является
эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной;
по форме организации - кружковой; по времени реализации- одногодичной. Программа
разработана на основе образовательной (парциальной) программы С. Н. Николаевой
«Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена
для воспитателей, педагогов детских садов и программы И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир
«Детское экспериментирование».
Актуальность данной программы заключается в том, что несмотря на все
достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для
жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно
брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе
отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и
животных находятся на грани исчезновения. Поэтому актуальность охраны природы не
подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше
выступает на первый план в современной системе образования. В связи с этим в стране
активно создается система непрерывного экологического образования населения.
Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической
совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и
образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания
о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью,
относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка
развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое
восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные
качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа
ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой
индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание,
экологические чувства и экологическую культуру.
А так как в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных
представлений о природе, формируются основы экологического сознания, очень важно,
чтобы дети получили достоверные знания и представления, приобретали навыки
доброжелательного отношения к природе.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и
длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания дошкольников должно
стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением,
способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и
умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие
природы, формируется этика взаимодействия ребенка с миром. Освоение этих
представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет
уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим. Ребенок
накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его
деятельности гуманный характер.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то
необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической
культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить
детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за
изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети
обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает
у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При
изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное;
зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы
экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по
экологическому развитию дошкольников.
В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»,
которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к
природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в
дошкольном детстве.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети
дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания –
запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе
экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения:
наблюдение и эксперимент.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:
принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность,
научность)
формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, экскурсии,
эксперименты)
средствах обучения (дидактический материал – презентации «Времена года», «Природа
родного края», альбом «Дикие и домашние животные», аудиозаписи «Голоса птиц» и др).
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает
разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено
не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию
развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения
простейших опытов.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой;
повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоциональноположительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к
своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных
моральных норм.
Задачи программы:
Обучающие:
Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных
явлениях.

Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных,
растениях (питание, росте, развитие).
Уточнить и систематизировать знания о важности природных ресурсов (воды и воздуха) в
жизни человека и всего живого;
Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы.
Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного
комплекса.
Сформировать понимание важности охраны окружающей природы.
Развивающие:
Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми
объектами.
Развивать умение правильно взаимодействовать с природой.
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный
мир.
Развивать умственную операцию «сравнение и доказательство».
Воспитывающие:
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и
эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
Воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и
заботливом отношении к живым существам, экономичное отношение к природным
ресурсам, в осознанном выполнении определенных норм поведения;
Воспитывать ответственность за свои поступки;
Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью.
Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка
детского сада, группы, города.
Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит
принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании.
Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов,
наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным
является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской
деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская
работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество,
умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два
образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают
не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта.
1.2. Методические принципы работы с дошкольниками и подходы к формированию
Программы
Программа разработана на основе принципов экологического образования таких как:
Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с
совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой
формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса,
формирования основ его мировоззрения.
Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является
принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность
предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную
окраску. Мне кажется, в обучении дошкольников не следует употреблять научные
термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и
привлекательной форме.
Гуманность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры.
С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми

ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье
и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с
развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о
живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту
окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького
паучка.
Деятельность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать
для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен
обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах
деятельности.
Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному
экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие
ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.
Системность. Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее
формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип
системности способствует и умственному развитию детей в целом.
1.2.1. Основные направления кружка «Юные натуралисты».
целью знакомство детей с
компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти
компоненты в игровой занимательной форме.
 Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с
практическими делами (подкормка птиц, посадкой деревьев, растений).
 Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности
(наблюдений, опытов и экспериментов).
 Познавательно-развлекательное направление ставит

1.3. Ожидаемые результаты
Показателями высокой экологической культуры детей следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их
«самочувствие», исходя из условий обитания;
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи
условных знаков, рисунков, рассказов-описаний и т. п.;
- желание заботиться о живых объектах природы, помогать сверстникам, родителям,
педагогу;
- стремление следовать правилам поведения в природе и обществе.
При успешном усвоении программы:
- у ребенка формируется экологическое мировоззрение;
- развивается познавательный интерес к явлениям и объектам природы;
- предполагается, что общение с природой принесет детям радость, поможет развитию
эстетического вкуса, совершенствуются его органы чувств;
- общение ребёнка с природой окажет огромное влияние на его речевое развитие, что
очень важно для дошкольников, посещающих группу компенсирующей направленности:
развивает связная речь, активизируется словарь.
К семи годам ребёнок:
- Должен знать представителей почвенной, наземной, водной и воздушной среды.
Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их
характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к
ним. Должен приобрести знания навыки правильного ухода за домашними и дикими

животными. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных,
птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные
характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть
использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной
последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
- Ребенок должен называть условия, необходимые для жизни, роста и развития растений,
животных, человека.
- Должен знать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У ребенка
должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями.
- Должен объяснять экологические зависимости, относится гуманно ко всему живому,
правильно вести себя в природной среде, развивать умение анализировать объект и
представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
- Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и
обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять
алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
- Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки,
особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
- Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
Объем и срок освоения программы:
Срок реализации рабочей программы ДОД «Юные натуралисты» рассчитан на 1 год
(подготовительная группа ДОУ).
Режим работы: 3 раза в неделю во второй половине дня
Общее количество в месяц – 12 занятий в месяц
Общее количество часов за весь период обучения –144 часа (подготовительная группа)
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы
построена с учетом ФГОС.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность.
Количество детей – 15 человек
Формы и основные методы работы для реализации работы ДОД «Юные
натуралисты»
1. Исследовательские методы (наблюдения, создание проблемных ситуаций;
опыты и эксперименты, работа с микроскопом, проектная деятельность).
2. Словесно-иллюстративные/наглядные методы (рассказ, беседы с элементами диалога,
обобщающие рассказы воспитателя, лекция, работа с литературой, диспут, экскурсии,
целевые прогулки).
3. Частично-поисковые методы (дидактические игры; моделирование, занятия
путешествия; систематизация материала при составлении гербариев).
4. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях,
выставках, викторинах, трудовых поручениях.

При построении системы работы экологического кружка обращаем внимание на
следующие основные направления:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с
компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти
компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов
родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера,
работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.)
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности,
экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, опытов.
Формами подведения итогов реализации данной программы является:
Мониторинг освоения детьми программного материала. Предоставление аналитического
материала
Экологические акции: «Поможем пернатым друзьям», «Каждому певцу по дворцу»,
«Украсим планету цветами», «Мусору – нет!».
Выставки рисунков и поделок: «Сохраним землю нашу», «Чудеса на грядке», «Береги
свою планету, ведь другой на свете нет!» «Кладовая леса».
Фотовыставки: «В нашем парке ходит Осень», «Яркий мир природы», «Волшебница
Зима», «Первоцветы», «Удивительный мир насекомых».
Экологические викторины: «Угадай-ка», «Знатоки природы», «Природа вокруг нас»,
«Мы – друзья природы!».
Экологические квесты: «В гостях у волшебницы Воды», «Экологическая ромашка».
Проекты: « Ёлка – зелёная иголка», «Огород на окне», «Мой зелёный город»
Экологические праздники: «День Земли», «Давайте сохраним природу!».
Субботники совместно с родителями и детьми: «Каждую соринку в корзинку»,
«Зелёная весна», «Приведу в порядок свою планету».
2.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану дополнительной образовательной деятельности
Учебный план дополнительной образовательной деятельности составлен в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования РФ от 03.06.2003 N 2802-484/16 «О направлении Требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей», инструкционно-методическим письмом
Министерства образования РФ №65 от 14.04.2000 «О гигиенических требованиях к
учебной нагрузке», требованиями СанПиН, инновационной программой дошкольного
образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
Э.М.Дорофеевой, Положением об организации дополнительного образования.
Дополнительная образовательная деятельность для детей дошкольного возраста
осуществляется во второй половине дня, проводится вне времени, отведенного на
прогулку и дневной сон.
Дополнительная образовательная деятельность проходит:
- для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю.
Работа по дополнительной образовательной деятельности направлена на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога с семьей.

Учебно-тематический план
Общее количество часов в год – 144.
При формировании комплексного планирования учитывается чередование видов
деятельности детей и разбит на блоки.








1.Блок «Экскурсия в детскую лабораторию.
2. Блок «Удивительные растения»
3. Блок «Загадочный животный мир»
4. Блок «Природные явления –стихии»
5. Блок «Предметы с секретом» (свойства веществ и материалов)
6. Блок «Загадки земли и не только»
7. Блок «Научные опыты»
Учебно-тематическое планирование
дополнительной образовательной деятельности

Месяц

№

Тема

п/п

Теорети-

Практические

ческие

Всего
занятий

занятия
занятия
3

3

6

2

Комплектование групп. Подборка
методической литературы.
Мониторинг
Экскурсия в “детскую лабораторию”.

1

1

2

3

Выбор названия кружка.

1

4

Вводное.

Сентябрь

1

1
1

1

Октябрь

2. Блок «Удивительные растения»
5

« Что есть у каждого растения»

1

1

6

«Строение, значение, функции и
видоизменения частей растения»

1

1

7

«Как дышат растение»

1

1

8

«О мире растений»

1

1

9

«В погоне за светом»

1

1

2

10

«Почему цветы осенью вянут?»

1

11

« Есть ли вода внутри растения?»

1

12

«В царстве лекарственных растений»

13

Клетка. Тело. Вещество.

1
1
1
1

1

2
1
2

3. Блок «Загадочный животный мир»

Декабрь

Ноябрь

14

«Животный и растительный
мир Ставропольского края»

1

1

15

«Мы в ответе за тех, кого
приручили»

1

1

16

«Как животные маскируются»

17

«Определение возраста рыбы»

18

«Как змея меняет кожу»

1

1

19

«Почему комар пищит, а шмель
жужжит»

1

1

20

«По заповедным местам природы»

21

«О чем мочит природа»
1
«Экологические проблемы нашего
края»
4. Блок «Природные явления –стихии»

1
1

1
1

1

1
1

1

1

22

«Чудо – вода»
(экспериментирование с водой)
«Царица-водица»

23

«Ходят капельки по кругу»

24

«Наблюдение за снегом и льдом»

1

1

25

“Твёрдая вода. Почему не тонут
айсберги”.

1

1

26

«Куда делась вода?»

1

1

27

“Разноцветные сосульки”.

1

1

28

Экспериментирование с воздухом
«Воздушный океан»

1

1

29

«Упрямый воздух»

1

1

30

«Волшебный стакан».

1

1

31

«Живая змейка»

1

1

1

1

1

1

32
33

«Откуда берутся волны на море?»
«Реактивный шарик»

1

1

5.Блок «Предметы с секретом» (свойства веществ и материалов)
1

1

35

Рукотворный мир
«Металл – его качества и свойства»
«Волшебное дерево»

1

1

36

«Интересная Резина»

1

1

37

“Путешествие в мир стеклянных
вещей”.

1

1

38

«Загадочное стекло»

39

“Родственники стекла”.

1

1

40

«Мир ткани»

1

1

41

«Мир бумаги»

1

1

42

«Пластмасса и пластик»

1

1

43

«Неизведанное рядом»

1

1

2

44

Экспериментирование со светом
«Как получается свет? Значение
света в жизни человека?»

1

1

2

45

1

1

46
47

«Влияние солнечного света на жизнь
на Земле»
«Вращение Земли округ Солнца».
«Солнечные зайчики»

1

1
1

2
1

48

«Тройной эффект».

1

1

2

49

«Черное и белое»

1

1

50

«Радуга»

1

1

Февраль

Январь

34

1

1

6. Блок «Загадки земли и не только»
1

52

Экспериментирование с песком,
глиной, камнями
«Удивительный песок»
«Сухой- влажный»

53

«Волшебный материал»

1

54

«Интересные камешки»

55

«Живая земля»
(экспериментирование с землей)
«Земля –наша кормилица»
«Путешествие»

Март

51

56

1
1

1
1

1
1

1

1

1

2
1

Апрель

57

«Незнайкин клад»

1

58

«Природа-чудесница»

1

59

«Эта загадочная планета»

1

1

2

60

Загадочные явления
“Испытание магнита”.

1

1

2

61

“Как действуют магниты на
предметы”.

1

1

2

62

“Волшебный шарик”.

1

1

63

“Почему горит фонарик”.

1

1

64

Природные силы
“Чудо-причёска”.

1

1

65

“Что такое молния”.

1

2

66

“Сила тяготения”.

1

1

67

“Две пробки”.

1

1

68

“Упрямые предметы”.

1

1

1

1

Май

69

1

7. Блок «Научные опыты»
«Земля наш общий дом»
«Что приводит предметы в
движение?»

1

2
1

70

“Путешествие Капельки”.

1

1

71

«Тяжелая газета или давление
воздуха».

1

1

72

«Свечка в банке»

1

1

73

«Вулканы»

1

1

74

«Звук»

1

1

75

«Термометр и температура»

1

1

76

«Отражение света. Зеркало»

1

1

77

Мониторинг
ИТОГО

1
58

2
96

1
38

2.3. Перспективный план работы кружка «Юные натуралисты»
2021 – 2022 учебный год
Месяц

№
недели

Направление
экспериментальной
деятельности/Тема

Цель

Всего
занятий

1. Блок «Экскурсия в детскую лабораторию.
1-2

Сентябрь

3-4

Комплектование групп. Подборка методической литературы.
Мониторинг
Экскурсия в “детскую
Цель: уточнить представление о
лабораторию”.
том, кто такие учёные, о назначении
детской лаборатории и культуре
поведения в ней.
Выбор названия кружка.
Заинтересовать детей новым видом
деятельности. Вызвать желание
экспериментальной деятельностью.
Вводное.

1

Октябрь

2

2

3
3

Закрепить правила работы в
лаборатории.
Организация эксперимента
2. Блок «Удивительные растения»

« Что есть у каждого
растения»

Дать детям знания о строении
растений;
Сформировать представление о
разнообразии внешнего вида растений
всех органов.
Учить рассматривать, сравнивать,
узнавать растения по их внешнему
виду
«Строение, значение,
Функции корней, строение растений,
функции и видоизменения испарение влаги с листьев,
частей растения»
взаимосвязь поверхностью листьев и
потребностью их в воде
«Как дышат растение»
Определить какие части растения
участвуют в дыхании, нужен ли
корешкам воздух, установить, что
растение выделяет кислород
«О мире растений»
Определить факторы внешней среды
необходимые для роста и развития
растений
«В погоне за светом»
Установить, как растение ищет свет.

6
2

1

1

1

1

1

1

2
4

«Почему цветы осенью
вянут?»

Установить зависимость роста
растений от температуры поступаемой
влаги.

1

4

5

Ноябрь

5

« Есть ли вода внутри
растения?»

Доказать, что внутри растения есть
вода;
Развивать умение детей планировать
свою деятельность, делать выводы;
Воспитывать аккуратность в работе;
Развитие умения детей сравнивать.
«В царстве
Выявить какие растения являются
лекарственных растений» лекарственными, а какие растут в
нашем регионе.
Расширять кругозор детей.
Воспитывать бережное отношение к
природе.
«Клетка. Тело. Вещество». Познакомить детей со строением
клетки. Учить отличать тело от
вещества.
3. Блок «Загадочный животный мир»

2

«Животный и
растительный мир
Ставропольского края»

2

«Мы в ответе за тех,
кого приручили»

2

«Как животные
маскируются»

3

«Определение возраста
рыбы»

3

«Как змея меняет кожу»

3

«Почему комар пищит, а
шмель жужжит»

Познакомить с животным и
растительным миром
Ставропольского края. Объяснить о
значении Красной книги- редкие
виды растений и животных родного
края. Формировать представления об
охранных природных территориях
(местах) – заповедниках. Развивать
познавательную активность детей,
экологическое мышление.
В беседе с детьми выяснить, почему
появляются на улицах бездомные
собаки и кошки? Кто в этом виноват?
Как помочь этим животным?
Познакомить детей с таким свойством
животных, как маскировка.
Опытным путём показать, как
меняющаяся окраска животных
помогает им прятаться от хищников.
Учить определять возраст рыб по
чешуе. Воспитывать уважительное
отношение к живой природе.
Воспроизвести процесс снятия
змеиной шкуры на примере резиновой
перчатки.
Познакомить детей с явлением смены
змеиной кожи.
Выявить причины происхождения
низких и высоких звуков (частота
звука)

2

1

2

1

1

1

1

1

1

4

4

«По заповедным местам
природы»

Уточнить знания детей о растениях
(травах, кустарниках, деревьях),
грибах и животных нашего края.
Развивать память, быстроту реакции;
связную речь через умение
рассказывать об особенностях
растений. Воспитывать уважительное
отношение к живой природе.
«О чем мочит природа»
Дать представление об основных
«Экологические
источниках загрязнения природы, ее
проблемы нашего края»
последствиях, мероприятиях по
предотвращению загрязнения.
Расширить представления детей об
экологических проблемах
Формировать умение строить
сложноподчиненные предложения с
союзом «если бы, то». Воспитывать
гуманное, экологически
целесообразное отношение детей к
природе.
4. Блок «Природные явления –стихии»

1

1

«Чудо – вода»
(экспериментирование
с водой)
«Царица-водица»
«Ходят капельки по
кругу»

Уточнить и расширить знания детей о
воде, её свойствах, о значении воды в
жизни всего живого.

1

Уточнить и расширить знания детей о
воде, её свойствах, о значении воды в
жизни всего живого. учить детей беречь
воду.

1

1

«Наблюдение за снегом
и льдом»

1

2

“Твёрдая вода. Почему
не тонут айсберги”.

2

«Куда делась вода?»

Формировать реалистическое
понимание неживой природы;
закреплять знания о том, что вода
может быть в твердом состоянии (снег,
лед).
Уточнить представление детей о
свойствах льда: прозрачный, твёрдый,
имеет форму, при нагревании тает и
превращается в воду; дать
представление об айсбергах, их
опасности для судоходства.
Познакомить с некоторыми свойствами
воды. Обратить внимание на то, что
вода таит в себе много неизвестного.

2

“Разноцветные
сосульки”.

1

Декабрь

1

Реализовать свои представления о
свойствах воды (прозрачность,
растворимость, замерзание при низкой
температуре), полученные в ходе
поисковой деятельности.

1

1

1

3

Экспериментирование
с воздухом
«Воздушный океан»

Уточнить и расширить знания детей о
воздухе, его составе.

1

3

«Упрямый воздух»

1

3

«Волшебный стакан».

4

«Живая змейка»

Показать, что при сжатии воздух
занимает меньше места и что сжатый
воздух обладает силой –может двигать
предметы.
Показать, что при сжатии воздух
занимает меньше места и что сжатый
воздух обладает силой –может двигать
предметы.
Выявить как образуется ветер

4

4

«Откуда берутся волны
на море?»
«Реактивный шарик»

Расширить представления детей о
свойствах воздуха. Дать детям понятие
о движение воздуха.
Помочь выявить свойство воздуха
(упругость), понять как может
использоваться сила воздуха (движение)

1

1
1

1

5.Блок «Предметы с секретом» (свойства веществ и материалов)
2

Рукотворный мир
«Металл – его качества и
свойства»
«Волшебное дерево»

2

«Интересная Резина»

3

“Путешествие в мир
стеклянных вещей”.

Январь

2

3

«Загадочное стекло»

3

“Родственники стекла”.

4

«Мир ткани»

1
Узнавать предметы из металла,
определять его качественные
характеристики и свойства.
Узнавать деревянные предметы,
определять качественные
характеристики и свойства дерева.
Узнавать предметы из резины,
определять её качественные
характеристики и свойства.
Познакомить со стеклянной посудой,
активизировать познавательную
деятельность; вызвать интерес к
предметам рукотворного мира,
закрепить умение классифицировать
материал, из которого делают
предметы.
Узнавать предметы сделанные из
стекла, определять его качественные
характеристики и свойства.
Узнавать предметы, изготовленные из
стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их
качественные характеристики и
свойства.
Познакомить с различными видами
тканей, формировать умение
сравнивать качественные
характеристики и свойства тканей.

1

1
1

1
1

1

4

«Мир бумаги»

4

«Пластмасса и пластик»

1

«Неизведанное рядом»

1-2

2

Февраль

2-3

3

3-4

4
4

Март

1

Экспериментирование
со светом
«Как получается свет?
Значение света в жизни
человека?»
«Влияние солнечного
света на жизнь на Земле».

Познакомить с различными видами
бумаги, формировать умение
сравнивать качественные
характеристики и свойства бумаги.
Узнавать вещи из пластмассы и
пластика, определять качества и
свойства.
Закреплять знания о свойствах разных
предметов.

1

Дать понятие, что Солнце является
источником тепла и света, развивать
умение мыслить, рассуждать.

2

Познакомить с влиянием солнечных
лучей на черный и белый цвет;
развивать наблюдательность.
«Вращение Земли округ
Учить обобщать полученные знания,
Солнца».
самостоятельно формулировать
выводы; развивать познавательный
интерес.
«Солнечные зайчики»
Познакомить с происхождением
солнечных зайчиков, их движением,
предметами, от которых они
отражаются.
«Тройной эффект».
Закреплять знания детей о свойствах
объектов исследования (вода, воздух,
свет, почва); развивать
познавательный интерес
«Черное и белое»
Познакомить с влиянием солнечных
лучей на черный и белый цвет;
развивать наблюдательность.
«Радуга»
Объяснить возникновение радуги;
показать способ, как можно увидеть
радугу в комнате.
6. Блок «Загадки земли и не только»

1
2

1
2

1

2

1
1

Закрепить знания детей о свойствах
песка.

1

Познакомить со свойствами мокрого
песка
Помочь выявить свойства глины

1

Закреплять знания детей о
происхождении камней.

1

1

Экспериментирование с
песком, глиной,
камнями
«Удивительный песок»
«Сухой- влажный»

1

«Волшебный материал»

2

«Интересные камешки»

2

«Живая земля»
(экспериментирование с Дать представление о том, что почва –
верхний слой земли; познакомить с
землей)
«Земля –наша кормилица» составом почвы.

1

2

3

«Путешествие»

3

«Незнайкин клад»

4

«Природа-чудесница»

4

«Эта загадочная
планета»

1

Загадочные явления
“Испытание магнита”.

1-2

“Как действуют магниты
на предметы”.

“Волшебный шарик”.

2

“Почему горит фонарик”.

3

Природные силы
“Чудо-причёска”.

3

“Что такое молния”.

4

“Сила тяготения”.

Апрель

2

Дать детям элементарные
представления о строение земной
коры: состоит из нескольких слоёв –
камни, песок, глина, почва.
Закрепить изученное о составе почвы,
показать взаимосвязь всего живого
нам земле.
Закреплять знания детей об
окружающей природе.
Развивать познавательные интересы,
потребности в самостоятельной
поисковой деятельности на базе
обогащенного и сформированного
эмоционально-чувственного опыта.
Познакомить детей с физическим
явлением – магнетизмом, магнитом и
его особенностями; опытным путём
выявить материалы, которые могут
стать магнетическими.
Расширить логический и
естественнонаучный опыт детей,
связанный с выявлением таких
свойств материалов, как липкость,
способность приклеивать и
приклеиваться, свойств магнитов
притягивать железо.
Установить причину возникновения
статистического электричества.
Уточнить представление детей о
значении электричества для людей;
познакомить с батарейкой –
хранителем электричества – и
способом использования лимона в
качестве батарейки.
Познакомить с проявлением
статистического электричества и
возможностью снятия его с предметов.
Выявить взаимодействие двух
наэлектризованных предметов
Познакомить детей с понятиями “
электричество”, “электрический ток”;
сформировать основы безопасного
обращения с электричеством;
объяснить причину образования
молнии.
Дать детям представление о
существовании невидимой силы –
силы тяготения, которая притягивает
предметы и любые тела к земле.

1
2
1
2

2

2

1
1

1

2

1

4

“Две пробки”.

4

“Упрямые предметы”.

1

“Путешествие Капельки”.

1

«Тяжелая газета или
давление воздуха».

2

«Свечка в банке»

2

«Вулканы»

3

«Звук»

3

«Термометр и
температура»

3

«Отражение света.
Зеркало»

4

Выяснить, как действуют сила
притяжения.

1

Познакомить детей с физическим
свойством предметов – инерцией;
развивать умение фиксировать
результат наблюдения.
7. Блок «Научные опыты»

1

Познакомить детей с круговоротом
воды в природе, обозначить причину
выпадения осадков в виде дождя и
снега; расширить представление
детей о значении воды для жизни
человека; развивать социальные
навыки у детей; умение работать в
группе, договариваться, учитывать
умение партнёра доказывать
правильность своего мнения.
Помочь выявить свойство воздуха
(упругость), понять как может
использоваться сила
воздуха(движение)
Выявить, что при горении изменяется
состав воздуха, что для горения нужен
кислород. Познакомить со способами
тушения огня.
Познакомить детей с природным
явлением – вулканом, причиной его
извержения.
Формировать представления о звуке и
механизме его возникновения –
колебание. Как звучат состояния тел.
Как распространяется звук в разных
средах (твердое, жидкое, воздушное).
Высота как свойство звука.
Музыкальность и шум.
Познакомить с понятием
«температура»; формировать
представление о приборе для
измерения температуры - термометре;
сравнение разных видов термометров.
Развивать способность ребенка
концентрировать внимание на
измерении температуры окружающей
среды и собственного тела.
Развивать способности
рассматривать различные отражения
от блестящих поверхностей.
Мониторинг

Итого занятий/часов

1

1

1

1
1

1

1
2
96 /144

Итого:

9. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого
может выявить его причины и
сформулировать познавательную задачу

алгоритм – после вопроса взрослого: «Как ты
будешь выполнять это задание?»

7. Умеет пользоваться знаковыми
обозначениями. Учится ориентироваться в
окружающем
по символам
и знакам
8. Способенмире
проговорить
простейший

6. Фиксирует достижение планируемого
результата и условий, которые его позволили
достичь

5. Может применять самостоятельно новые
знания и способы деятельности для решения
различных задач

4. Владеет обобщенными умениями
самостоятельно рассматривать различные
объекты

3. Проявляет интерес, настойчивость и волевые
усилия при решении познавательных задач

2. Задает взрослому вопросы поискового характера;

№
ФИ
п/п ребенка

1. Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире

2.4 Мониторинг освоения программы детей подготовительной к школе группы

1. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в природе, мире
предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Активно
участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при
«открытии» новых знаний; знает различные средства получения
информации (вопросы к взрослым, старшим детям,
познавательная литература, Интернет, телевидение и т.п.), пытается их
использовать.
3 балла – активен в получении информации познавательного характера о природе,
мире предметов, мире отношений и своем внутреннем мире: задает много вопросов
взрослым, интересуется справочной литературой и другими способами получения
информации.
2 балла – не проявляет выраженной инициативы в получении информации, но
проявляет интерес, положительные эмоции при столкновении новой информацией,
внимательно смотрит познавательные программы по телевидению и т.д.
1 балл – не проявляет инициативы в получении новой информации, не
интересуется информацией, поступающей извне; имеет очень узкий круг интересов.
2. Задает взрослому вопросы поискового характера; проявляет
любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской
деятельности
3 балла – активно задает вопросы об устройстве и работе приборов, способах
изготовления различных предметов, явлениях окружающего мира; с удовольствием
изучает «что внутри» предметов, самостоятельно совершает разнообразные пробные
действия с ними, по собственной инициативе наблюдает за явлениями окружающего
мира, за животными, насекомыми, растениями, пробует воспроизвести доступные
эксперименты (с водой, глиной, песком и др.; или на плавучесть, скорость движения и
пр.).
2 балла – не проявляет собственной инициативы в познании, но с интересом
участвует в совместной деятельности по изучению чего-то, выслушивает объяснения
взрослого, совершает разнообразные пробные действия по инициативе взрослого.
1балл – не проявляет выраженного интереса к экспериментированию,
исследовательской работе, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности.

3. Проявляет интерес, настойчивость и волевые усилия при решении
познавательных задач; проявляет интерес к интеллектуальным играм как части
досуга
3 балла – сам инициирует деятельность (в том числе игры), связанную с решением
познавательных и интеллектуальных задач; при столкновении с затруднениями в решении
проявляет настойчивость, стремится к получению результата.
2 балла – самостоятельно не стремится к решению познавательных задач, но
проявляет интерес к играм и задачам, предложенным взрослым или другим ребенком; при
столкновении с затруднением склонен прекратить игру или решение задачи, но может
довести начатое до конца при поддержке и помощи взрослого.
1 балл – не проявляет интереса к решению познавательных задач, к
интеллектуальным играм.
4. Владеет обобщенными умениями самостоятельно рассматривать
различные объекты и явления окружающего мира, производить с ними простые
преобразования, получать представления, как об их внешних свойствах, так и о
некоторых внутренних связях и отношениях.
3 балла – самостоятельно, по собственной инициативе наблюдает за различными
объектами и явлениями, производит разнообразные пробные или преобразующие
действия, позволяющие получить представления об их свойствах, внутренних связях и
отношениях (например, наблюдает и экспериментирует, смешивая краски, получая новые
цвета; при создании поделок пробует использовать различные материалы в одном объекте
и т.д.).
2 балла – не может самостоятельно проводить исследования различных объектов,
но с интересом наблюдает, как это осуществляет взрослый или другой ребенок,
внимательно выслушивает разъяснения взрослого о свойствах объектов.
1 балл – не проявляет интереса к исследованиям, наблюдению за объектами, не
владеет соответствующими умениями. Стремится к привычной деятельности.
5. Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности
для решения различных задач (проблем); в зависимости от ситуации может
преобразовывать способы решения задач (проблем).
3 балла – при решении новой проблемной задачи ребенок самостоятельно
выбирает подходящие способы действия, комбинирует их; может привлекать различные
источники получения необходимой информации (посмотреть где-то, спросить и т.п.).
Например, делают из поделочных материалов предметную среду своей игры, перенося
навыки с занятий по конструированию, лепке или наблюдая за действиями других детей и
перенимая у них что-то, или уточняя у воспитателя, как лучше сделать тот или иной
элемент и т.п.
2 балла – при решении новой задачи для выбора наиболее подходящих способов
ее решения необходима помощь взрослого.
1 балл – при решении задачи ребенок использует стереотипные способы
действий, которые выбирает с опорой на случайные стратегии; при возникновении
затруднения теряет интерес к задаче, возвращается к привычной деятельности.
6. Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые его
позволили достичь.
3 балла – ребенок в простейших случаях самостоятельно проговаривает условия,
которые позволили достичь результата.
2 балла – ребенок проговаривает достигнутый результат; но условия, которые
позволили его достичь, может проговорить только после наводящих вопросов взрослого.
1 балл – ребенок не может проговорить условия достижения результата даже
после наводящих вопросов взрослого.
7. Умеет пользоваться знаковыми обозначениями. Учится ориентироваться
в окружающем мире по символам и знакам.

3 балла – успешно «читает» знаковые и символические обозначения, понимает их,
рассуждает о возможном значении новых и незнакомых пока обозначений.
2 балла – «читает» знакомые обозначения, затрудняется в возможной
интерпретации новых и незнакомых.
1 балл – не понимает знаковых и символических обозначений.
8. Способен проговорить простейший алгоритм – после вопроса взрослого:
«Как ты будешь выполнять это задание?»
3 балла – самостоятельно, без ошибок перечисляет последовательность действий
для достижения требуемого результата. В случае ошибки (назвал следующее действие,
забыв назвать предыдущее) сам замечает это и исправляется.
2 балла – способен правильно выполнить алгоритм, но для его проговаривания
необходима помощь взрослого. Может забывать отдельные действия, но исправляется при
вопросе-напоминаии взрослого.
1 балл – применяет случайные стратегии выполнения действия, не способен
словами обозначить необходимую последовательность действий.
9. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его
причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различные
способы преодоления затруднения
3 балла – ребенок самостоятельно фиксирует свое затруднение; в простейших
случаях выявляет его причину и определяет познавательную задачу; предлагает
подходящие способы преодоления затруднения.
2 балла – ребенок фиксирует свое затруднение; нуждается в помощи взрослого
при выявлении его причины и определении познавательной задачи; предлагает способы
преодоления затруднения.
1 балл – ребенок не фиксирует свое затруднение даже после наводящих вопросов
взрослого.
Итого:
В _____человек, ______%;
С______ человек, ______ %;
Н _____ человек, ______%.
Мониторинг осуществляется в начале (сентябре) и конце (мае) учебного года.
Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года и
усвоение программного материала определяется по трехбалльной системе.
Выводы по мониторингу.

III. Организационный раздел
3.1. Продолжительность и этапы реализации программы
Возраст участников программы:
В реализации программы участвуют дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной
деятельности, дети не способны самостоятельно улавливать общие закономерности
природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за
все живое на земле, поэтому занятия строятся с учетом наглядно-действенного и
наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Большое значение
придается ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые,
подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).
Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игрыпревращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным,
растениям, объектам неживой природы.

Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская
деятельность — проведение опытов, наблюдений. В процессе обучения желательно
задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок
имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их
на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы.
Ребенок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него
характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для
экологического образования. В целом в экологическом обучении наиболее эффективным
представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь
исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической
культуры, игры, литературы, моделирования. Большое внимание уделяется общению
детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми в ближайшем парке, сквере, лесу, на
лугу, на территории дошкольного учреждения. Такие наблюдения основаны на сенсорном
восприятии объектов окружающей среды. Ребенку нужно ощутить запах травы после
дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц, поэтому у нас предусмотрены
экскурсии.
У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость,
доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно
богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Непосредственное
восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют
на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым
эстетические чувства.
Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста,
учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания
природы.
Срок
Количество занятий Продолжительность Время проведения
реализации
в месяц
занятий
1 год

12 занятия

12х45минут= 360
мин=9 часов

Вторая половина
дня

Формы занятий: основные – комплексные, подгрупповые; экологические экскурсии
на участке, в парке; постановка и проведение опытов; игры и развлечения, квесты, досуги.
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на
природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир
по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию
красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно
провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок.
Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки, наблюдения), очень полезны
и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма
благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические
возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются
чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их
изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение.
Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не
навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой
работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как,

например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей
чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к
ней.
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы
благоприятные условия:
1. Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: уголки
природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими
особенностями; на территории садика: площадки с деревьями и кустарниками и огород.
2. Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.
3. Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Уголок природы», календарь природы, центр экспериментирования «Почемучка», центр
«Воды и песка».
3.2. Материально – техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение и оборудование программы:
-Столы, стулья;
-Магнитная доска;
-Проектор, ноутбук, аудиосистема;
-Инструменты для проведения опытов и экспериментов (лупа, воронки, горшочки, лейки,
декоративные грабельки, палочки, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, шприцы, банки,
различные емкости пластиковые, разнообразные сосуды из различных материалов,
разного объема и формы, различных цветов бутылки, и т.д.)
-Природный материал (шишки, камни, ракушки, желуди, мох, листья деревьев, семена,
куски коры и древесины, песок, глина, земля, вода, птичьи перья, спил и т. д.)
-Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты весы, песочные часы,
сантиметровая лента, линейка;
-Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пластмассы, пробки
проволока и т.д.;
-Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
-Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
-Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
-Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл),
мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
-Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи, цветные и
прозрачные стёкла, дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный
материал, карточки – схемы и т.д.)
Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода»,
«Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д, расположены в доступном для
экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Дополнительное оборудование:
-Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих
предметов.
-Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
-Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми
разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал соответствует среднему уровню развития ребёнка, а также имеются материалы
и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с
высоким уровнем развития. Материал для проведения опытов в соответствии с планом
работы.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий в себя:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников /
С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с.
2.Т.В. Зотова «Азбука Природолюбия» /учебное пособие для дошкольников и младших
школьников/
3.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому
воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2014. – 240 с.
4.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарий
занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 144 с.
5.Корнилова В. М. «Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации. –
М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование». Старший
дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России, 2015. — 80 с.
7.Николаева С. Н. Методические разработки занятий. Юный эколог. Программа
экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
8.Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [методическое пособие] / Наталья Рыжова, Светлана
Мусиенко. – 2-е изд. – М.: Обруч, 2013. – 208 с.: ил.
Список использованной литературы
1. Бондаренко А. К. Знакомим детей с живым миром. М., 2008.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 2007.
3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.
М., 2010.
4. Громова О. Е. Стихи и рассказы о животном мире. М., 2005.
5. Громова О. Е. Стихи и рассказы о растительном мире. М.,2007.
6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
Человек. М., 2007.
7. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.
М., 2007.
8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду. М., 2007.
9. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир
растений. М., 2007.
10. Комратова Н. Г., Грибова Л.Ф, Мир, в котором я живу: Методическое пособие по
ознакомлению детей 3 – 7 лет с окружающим миром. М., 2006.
11. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Пособие
для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2002. –
144 с. : ил.
12. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. М.,2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».