МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Принята с изменениями и дополнениями
на заседании педагогического совета
от «31» ___августа__2022__г.
Протокол № _1_________________
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦДОД
______________ А.Н. Сильченко
«_31_»____августа___2022__г.
Приказ №___58-од___________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Естественнонаучной направленности
«Колос»
Уровень программы: базовый
Возрастная категория: от _12__ до _16_ лет
Состав группы: 25
Срок реализации: __3_ год(а)
ID-номер программы в Навигаторе: 76
Автор-составитель:
Сарафанникова Ульяна Николаевна,
Педагог дополнительного
образования
г. Минеральные Воды
2022 год
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа экологического клуба "Колос" является
модифицированной,
составлена на основе типовой «Программы для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы», 1983 г),
скорректированной с учетом регионального компонента и условий сельской местности.
Направленность программы - эколого-биологическая.
Актуальностью данной программы является востребованность её применения для
обучения школьников агротехническим технологиям в условиях сельской местности. В основу
занятий программы по дополнительному образованию, положены практические работы в
сельском хозяйстве, содержащие воспитывающий и развивающий потенциал,
способствующие подготовке к производительному труду и профориентации учащихся,
проживающих в сельской местности.
Программа составлена по периодам в соответствии с сезонностью работ в
растениеводстве и учетом климатических условий.
Цель программы:
Сформировать у обучающихся стойкий познавательный интерес к природе родного края
и сельскому хозяйству.
Задачи программы:
- Ознакомление учащихся с совершенными научно-обоснованными технологиями
возделывания основных сельскохозяйственных культур.
- Обеспечение трудовой подготовки учащихся, необходимой для последующего
профессионального образования и трудовой деятельности.
- Развитие познавательных интересов в процессе выполнения биологических
экспериментальных исследований
- Расширение и углубление теоретических знаний в области естественных наук.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 12- 17
лет.
Срок реализации программы – 3 года (первый год обучения 2017-2018 - 114 часов:
теория – 24 часов, практика -120 часов), (второй год обучения 2018-2019 - 114 часов: теория –
54 часов, практика – 90 часов), (третий год обучения 2019-2020 - 114 часов: теория – 42 часов,
практика – 102 часов).
Форма занятия – экологический клуб.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы проведения занятий:
-консультации, лекции, беседы, экскурсии;
-практические и лабораторные, исследовательские работы;
-самостоятельная работа с различными источниками информации;
Режим занятий - 3 раза в неделю по 1 учебному часу, 1 раз в неделю по 1,5 учебного
часа
Ожидаемый результат
В конце первого года обучающийся
Должен знать:
- основные отрасли сельского хозяйства;
- названия и характеристики важнейших сельскохозяйственных культур
-правила и порядок выполнения опытнической работы
-правила техники безопасности при выполнении полевых работ
-правила ухода за основными сельскохозяйственных культурами, выращиваемыми в
местных условиях.
Должен уметь:
-пользоваться ручными орудиями сельскохозяйственных труда с учётом правил т/б
-распознавать основных вредителей и болезни по внешним признакам, основные
сорняки на местных участках
-производить уход и наблюдение за растениями в процессе вегетации
-пользоваться справочной литературой
-планировать работу
-делать выводы в ходе работ
В конце второго года обучающийся
Должен знать:
- условия, необходимые для выращивания основных овощных и полевых культур в
местных условиях;
-технологию выращивания основных овощных и полевых культур;
- алгоритм деятельности при проведении опытнических и исследовательских работ;
- основные понятия овощеводства защищенного грунта;
- правила техники безопасности при сельскохозяйственных работах;
- биологические основы хранения и переработки овощей;
Должен уметь:
- использовать по назначению орудия сельскохозяйственных труда, с учетом правил
техники безопасности;
- определять удобрения по внешним признакам;
-применять удобрения с учетом свойств и состава;
- поэтапно выполнять технологии выращивания основных культур открытого грунта;
- проводить исследования согласно алгоритму проведения опытнических работ;
- пользоваться справочной литературой;
- самостоятельно планировать выполнение практических и опытнических работ;
- прогнозировать результаты работ;
- делать выводы;
- пользоваться лабораторным оборудованием с учетом правил техники безопасности.
В конце третьего года обучающийся
Должен знать:
знать органические и минеральные удобрения и их влияние на растение.
осознать необходимость проведения природоохранных мероприятий при
возделывании растений.
знать физиологические процессы, протекающие в растениях (транспирация,
дыхание, питание, фотосинтез).
Должен уметь:
уметь распознавать овощные и плодовые растения, по морфологическим
признакам проводить посадку и уход овощных и плодовых растений.
уметь составлять схемы севооборота.
Формы подведения итогов:
- участие в работе научных конференций, конкурсов, фестивалей школьного, районного,
краевого и федерального уровней;
- создание дидактического материала для работы клуба: различных видов тестов,
кроссвордов, инструкционных и технологических карт.
Учебно-тематический план
1 года обучения
№
пп
1
2
3
4
10
11
12
13
14
18
19
20
21
23
24.
Раздел, тема
Вводное занятие
Основные отрасли сельскохозяйственного
производства
Важнейшие сельскохозяйственные культуры
Осенние работы на школьном учебно-опытном
участке
Почва и её плодородие
Сорная растительность и меры борьбы с ней
Вредители и болезни сельскохозяйственных
культур
Подготовка к опытнической работе
Подготовка семян к посеву
Весенние работы на учебно-опытном участке
Посев и посадка сельскохозяйственных культур
Уход и наблюдения за сельскохозяйственными
культурами
Уборка и учет урожая овощных и полевых
культур
Подведение итогов
Исследовательская работа "Исследование
влияния различных факторов на урожайность
кукурузы"
ИТОГО:
Количество часов
Теоретичза Практич.
Всего
нятия
занятия
1
1
4
4
8
10
2
4
6
6
12
6
6
6
3
3
6
3
3
6
4
4
6
14
3
2
2
2
4
3
2
2
4
10
6
2
4
6
39
2
-
4
39
144
24
120
Учебно-тематический план
2 года обучения
№
пп
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Раздел, тема
Вводное занятие
Осенние работы на участке овощных и посевных
культур
Факторы урожайности культур
Питание растений. Удобрения
Селекционно-семеноводческая работа
Подготовка к опытнической работе
Количество часов
Теоретичза Практич.
Всего
нятия
занятия
1
1
16
4
12
14
14
4
10
8
6
2
2
6
8
2
8
№
пп
Количество часов
Теоретичза Практич.
Всего
нятия
занятия
1
1
10
4
6
6
4
2
18
10
8
18
6
12
16
4
12
6
2
4
Раздел, тема
1.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Вводное занятие
Технология возделывания овощных культур
Технология возделывания полевых культур
Закрытый и защищенный грунт
Посев и посадка сельхозкультур
Уход и наблюдения за сельхозкультурами
Уборка и учет урожая овощных и полевых
культур
Хранение и переработка овощей
Подведение итогов
ИТОГО:
6
6
144
Учебно-тематический план
3 года обучения
Тема
Всего
№
п/п
2
1
54
4
5
90
В том числе
1. Осенние работы на участке овощных культур
24
Теоретич
занятия
2
Практич.
занятия
22
2. Факторы урожайности культур
10
6
4
3. Питание растений, удобрения
6
2
4
4. Агротехника овощных культур
6
2
4
5. Агротехника полевых культур
8
4
4
6. Селекционно-семеноводческая работа
8
2
6
7. Подготовка к опытнической работе
2
2
-
8. Закрытый и защищенный грунт
20
8
12
9. Посев и посадка с/х культур
20
4
16
10. Уход за овощными и полевым культурами
18
2
16
11. Уборка урожая овощных и полевых культур
10
4
6
12. Хранение и переработка овощей
6
2
4
13. Подведение итогов и подготовка к празднику
6
2
4
144
42
102
урожая
Содержание программы
Первый год занятий
Осенний период
1. Вводное занятие. Ознакомление учащихся с работой юных опытников, с планом работы
кружка, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Экскурсия
на выставку работ учащихся участие в празднике День урожая.
2. Основные отрасли сельского хозяйственного производства. Основные отрасли
сельскохозяйственного производства, их значение в жизни людей.
Экскурсия на КФХ, базовое хозяйство. Встреча со специалистами и передовиками
производства, ознакомление с их достижениями и методами работы. Обобщение материалов
экскурсии: выпуск стенгазеты, оформление альбома, изготовление макетов, наглядных
пособий и т. д.
3. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Роль зеленых растений в жизни
человека, важнейшие полевые и овощные культуры, выращиваемые в районе. Внедрение
достижений науки и передового опыта в основные сельскохозяйственные отрасли района.
Примеры работы передовиков производства.
4. Основные работы на школьном учебно-опытном участке. Сроки и техника уборки
урожая поздних овощных культур в связи с их биологическими особенностями; учет урожая;
значение и агротехнические требования к осенней обработке почвы и внесению удобрений
Практические работы. Уборка урожая овощных культур, послеуборочных остатков.
Внесение удобрений, перекопка почвы. Изготовление наглядных пособий: гербария и
влажных препаратов органов растений, коллекций почв. Наблюдение за погодой
(температурой, осадками, направление ветра и др.)
Общественно полезный труд в осенний период. Участие в уборке урожая полевых и
овощных культур; сбор семян древесных и кустарниковых пород
Зимний период
5. Семена. Особенности в строении семян важнейших сельскохозяйственных культур;
значение высококачественных семян для получения высоких урожаев.
Экскурсия на зерноток: ознакомление с общим устройством и работой
зерноочистительных машин.
Практические работы. Распознавание семян важнейших сельскохозяйственных культур по
внешним признакам. Подготовка и закладка собранных со школьного участка семян на
хранение. Изготовление наглядных пособий (коллекция семян), составление схем работы
зерноочистительных машин.
6. Почва и ее плодородие. Понятие о почве и ее плодородии; понятие об основных типах
почв; физические свойства почв; почва – источник минеральной пищи для растений; пути
сохранения и повышения плодородия почвы; виды удобрений, их значение для повышения
урожая сельскохозяйственных культур, сроки и способы их внесения под
сельскохозяйственные культуры.
Демонстрация кинофильма на тему «Почва, ее плодородие».
Практические работы. Определение механического состава, влажности, влагоемкости и
водопроницаемости почвы; ознакомление с различными видами минеральных удобрений.
Изготовление коллекций удобрений.
7. Сорная растительность и меры борьбы с ней. Важнейшие группы сорняков, их
биологические особенности; вред, причиняемый сорнякам; способы борьбы с сорняками в
связи с особенностями их развития; понятие о гербицидах и их роль в борьбе с сорной
растительностью.
Демонстрация кинофильма на тему «Полевые сорные растения и борьба с ними»
Практические работы. Ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам.
Работа с определителями и другой справочной литературой.
8.Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними.
Наиболее распространенные вредители и болезни сельскохозяйственных культур. Ущерб,
наносимый ими народному хозяйству. Меры борьбы с вредителями с учетом их
биологических особенностей и болезнями. Техника безопасности при работе с
ядохимикатами.
Демонстрация кинофильма и диапозитивов на тему «Борьба с вредителями и болезнями
сельскохозяйственных полевых культур»
Практические работы. Ознакомление с основными вредителями и болезнями
сельскохозяйственных культур по коллекциям. Ознакомление с общим устройством
опрыскивателя и опыливателя. Работа со справочной литературой.
9.Подготовка к опытнической работе. Значение науки в развитии сельского хозяйства.
Достижения ученых и передовиков сельского хозяйства в развитии сельскохозяйственного
производства. Значение опытнической работы учащихся. Основные требования к проведению
полевого опыта. Встреча со специалистами базового хозяйства; беседа с ними о задачах
исследовательской работы по выяснению лучших агротехнических приемов при
возделывании важнейших сельскохозяйственных культур, изучении и размножении новых
перспективных сортов и культур и т. д.
Практические работы. Разработка планов проведения опытов; оформления записей в
дневнике. Проверка необходимого инвентаря, семян, удобрений и т. д. Мелкий ремонт
инвентаря и оборудования.
Весенний период
10. Подготовка семян к посеву. Посевные качества семян и их значение; значение
подготовки семян к посеву; биологические основы разных способов подготовки семян. Норма
высева и ее определение.
Практические работы. Определение чистоты, всхожести, абсолютного веса, хозяйственной
годности семян, предназначенных к посеву на школьном участке или на колхозном поле;
проведение работ по подготовке семян к посеву (намачивание, обработка минеральными и
органическими питательными веществами). Наблюдение за прорастанием семян при
определении всхожести. Закладка опытов по выявлению влияния разных способов подготовки
семян на урожай.
11.Весенние работы на учебно-опытном участке. Условия, необходимые для
прорастания семян и приживаемости рассады. Биологическое обоснование своевременного
посева и посадки для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Сроки,
способы, глубина посева и посадки сельскохозяйственных культур в связи с их
биологическими особенностями. Понятие о севообороте и его значении.
Демонстрация кинофильма на тему «Машины и орудия, применяемые при посеве и
посадке сельскохозяйственных культур».
Экскурсия на машинно-тракторный двор. Знакомство с сельскохозяйственными
машинами и орудиями.
Практические работы. Посев и посадка полевых и овощных культур. Закладка опытов по
выяснению лучших способов и сроков посева и посадки, доз, сроков, способов внесения
удобрения. Фенологические наблюдения за подопытными растениями. Наблюдение за
погодой.
Общественно полезный труд в весенний период. Участие в очистке и проверке
всхожести семян; работа по привлечению птиц и их охране (ремонт, изготовление и
развешивание скворечников); участие в озеленении территории школы, улиц, дорог.
Весенне-летний период.
13. Уход и наблюдение за сельскохозяйственными культурами.
Условия, необходимые для роста и развития растений; способы, сроки, дозы полива в связи с
фазами развития растений; способы определения необходимости подкормки растений; связь
подкормки с биологическими особенностями и фазами развития растений; виды, способы,
сроки и дозы подкормок.
Практические работы. Рыхление, прополка, полив и подкормка растений, прореживание
всходов (корнеплодов, огурцов и др.). Окучивание растений (картофеля, капусты и др.).
Борьба с вредителями и болезнями. Борьба с вредителями и болезнями. Посев озимых
культур. Определение видов на урожай. Агротехнические анализы: определение потребности
растений в питательных веществах по внешнему виду и с помощью приборов, определение
влажности почвы и сроков полива, учет нарастания биологической массы урожая.
Наблюдения за ростом и развитием подопытных растений, за появлением вредителей и за
погодой. Сбор материала и изготовление наглядных пособий: гербария и коллекций растений
в разных фазах развития, органов растения, сорной растительности и т.д.
Экскурсии на поля базового хозяйства и в природу.
14. Уборка и учет урожая полевых и овощных культур. Значение своевременной
уборки урожая сельскохозяйственных культур. Понятие о биологической и хозяйственной
спелости. Агротехнические требования к способам и срокам уборки различных культур;
требования к отбору растений для семенных целей.
Демонстрация фильма на тему «Современные способы уборки сельскохозяйственных
культур».
Практические работы. Уборка и учет урожая; пересчет полученного урожая с опытных и
контрольных делянок на один гектар. Описание сортов полевых и овощных культур. Отбор
растений (картофеля, помидоров и др.) для семенных целей. Изготовление учебно-наглядных
пособий. Отбор экспонатов на выставку. Наблюдение за погодой.
15. Подведение итогов, подготовка и участие в Празднике урожая. Учет результатов
опытов; оформление записей в дневнике; изготовление наглядных пособий; оформление
выставки; сообщение результатов опытов специалистам сельского хозяйства, станции
юннатов и т.д.; участие в Празднике урожая.
Общественно полезный труд в летний период. Участие в уборке урожая полевых и
овощных культур в колхозе, совхозе. Сбор семян дикорастущих кормовых трав. Сбор
лекарственных трав и ягод.
ВТОРОЙ ГОД ЗАНЯТИЙ
Осенний период
1.
Осенние работы на участке овощных и полевых культур.
Подзимний посев овощных культур; биологические обоснования подзимних посевов, их
хозяйственное значение, техника выполнения работ по подзимним посевам.
Практические работы. Осенняя обработка почвы и внесение удобрения. Подготовка
почвы под подзимние посевы. Проведение подзимних посевов сельскохозяйственных культур.
Заготовка земли для парников и теплиц. Очистка парников, взятие почвенных образцов.
Закладка опытов: выяснение эффективности подзимних посевов сельскохозяйственных
культур. Наблюдения за погодой.
Общественно полезный труд в осенний период. Участие в уборке урожая полевых и
овощных культур. Участие во взятии образцов почв на полях базового хозяйства, участие в
посадке полезащитных полос: озеленение территории школы, улиц, дорог.
2. Факторы урожайности культур. Почка и ее агротехнические свойства. Типы почвы.
Обеспеченность основными элементами питания, кислотность. Значение агрохимических
анализов почвы. Техника их выполнения. Определение обеспеченности почвы питательными
веществами по внешним признакам растений и ботаническому составу растений.
Практические работы. Изучение принципа работы приборов, применяемых для анализа
почв. Взятие почвенных образцов. Подготовка образцов почв к анализу. Проведение анализов
почв на кислотность, содержание фосфора и калия. Составление картограмм.
Экскурсия в лабораторию с целью ознакомления с приборами для анализа почв.
Зимний период
3. Питание растений. Удобрения. Условия роста и развития растений. Питании
растений. Потребность важнейших сельскохозяйственных культур в питательных элементах.
Источники питания: почва, удобрения. Виды удобрений: органические, минеральные,
микроудобрения, бактериальные удобрения; их влияние на рост и развитие растений; сроки,
дозы и способы внесения удобрений в связи с биологическими особенностями культур и
почвенно-климатическими условиями; машины для внесения удобрений.
Демонстрация кинофильма, презентации на тему «Питание растений».
Экскурсия в мастерские (машинный парк) с целью ознакомления с машинами для
внесения удобрений.
Практические работы. Распознавание удобрений с помощью простейших химических
реакций и по внешним признакам. Расчет доз внесения удобрений под овощные и полевые
культуры. Работа со справочной литературой: определение доз различных удобрений под
основные сельскохозяйственные культуры, произрастающие на разных почвах.
4. Агротехника возделывания овощных культур. Важнейшие овощные культуры,
возделываемые в районе, их народнохозяйственное значение. Агротехнические особенности
возделывания биологических разновидностей, сортов; подготовка почвы и внесение
удобрений; площади питания в зависимости от сорта и биологической разновидности
культуры. Техника посева и посадки; особенности ухода в связи с биологией роста и развития
растений. Значение поливов и подкормок, их связь с фазами развития растений. Вредители и
болезни растений, меры борьбы с вредителями в связи с их биологией развития. Сроки и
способы уборки. Механизация возделывания культуры; достижения передовиков по
получению высоких урожаев.
Демонстрация кинофильмов и диафильмов по агротехнике возделывания отдельных
видов овощных культур. Встреча с учеными, специалистами, с мастерами выращивания
высоких урожаев овощей.
Практические работы. Распознавание и описание отдельных видов и сортов овощных
культур; работы с муляжами, влажными препаратами, справочной литературой (каталоги,
определители). Самостоятельное изучение агротехники возделывания культур. Изучение
строения частей овощного растения, используемых в пищу (корнеплод, стручок, плод и т.д.).
Наблюдения за погодой и ведение календаря.
5. Агротехника возделывания полевых культур. Изучение агротехники полевых
культур проводится примерно по той же схими, что и агротехники овощных культур.
Демонстрация кинофильмов, презентаций на тему «Биологические особенности и
агротехника возделывания полевых культур». Встречи с учеными и передовиками
производства.
Практические работы. Распознавание и описание биологических разновидностей и
сортов полевых культур. Работа со справочной литературой.
6. Селекционно-семеноводческая работа. Понятие о сорте, линии, гибриде; роль
сортовых и гибридных посевов; виды гибридов; основные требования, предъявляемые к
сортовому и гибридному семеноводству. Понятие о генезисе; генетические основы получения
гибридных семян. Значение селекционно-генетических институтов, селекционно-опытных
станций, госсортоучастков, семенных участков в получении и внедрении в производство
высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. Народная селекция и
ее значение в сельском хозяйстве; требования к посевным качествам семян и их контроль.
Демонстрация кинофильмов и презентаций по изучаемой теме.
Практические работы. Построение схем получения гибридов. Работа в хранилищах;
переборка, сортировка, доведение до посевной кондиции семенного материала, проверка
посевных качеств его.
7. Подготовка к опытнической работе. Работа проводиться в соответствии с планом
первого года занятий кружка.
8. Закрытый и защищенный грунт. Понятие о закрытом и защищенном грунте. Виды
теплиц и парников, и их устройство. Условия, необходимые для выращивания рассады и
ранних овощей в теплицах и парниках. Понятие о грунтах и почвенных смесях, требования к
ним. Биологические и агротехнические особенности выращивания помидоров, огурцов и
других культур, культурооборот.
Демонстрация кинофильмов и презентаций по изучаемой теме.
Экскурсия на зерноток базового хозяйства. Встреча с передовиками производства.
Оформление материалов экскурсий в альбомах, стенной газеты.
Практические работы. Знакомство с устройством парников, теплиц, культурооборот в
парниках и теплицах. Подготовка почвенных смесей, набивка рассадных ящиков, посев семян,
уход за всходами. Пикировка, уход за рассадой. Приготовление питательных растворов и
выращивание выгоночных и других культур на гидропонике. Выращивание зеленых и ранних
овощных культур в теплице и парниках. Закладка опытов по выяснению эффективности
различных агротехнических приемов выращивания овощных растений в теплице и парниках.
Наблюдение за ростом, развитием растений в парниках и теплицах.
Весенний период.
9. Посев и посадка сельскохозяйственных культур. Агротехнические особенности
выращивания сельскохозяйственных культур в зависимости от назначения продукции.
Практические работы. Посев и посадка овощных и полевых культур, посадки
семенников. Посев и посадка полевых и овощных культур с целью выращивания гибридных
семян. Закладка опытов по сортоизучению, выращивание семенного и посадочного материала
овощных и полевых культур, выяснению лучших доз, способов и сроков внесения удобрений.
Общественно полезный труд в весенний период. Выращивание рассады для УОУ школы.
Определение всхожести семян и участие в очистке и подготовке семян к посеву.
Летний период.
10. Уход за овощными и полевыми культурами. Работа по данной теме проводится в
соответствие первого года занятий. Особое внимание уделяется выращиванию семян,
проведению опытов по гибридизации растений, ознакомлению с основными сортами полевых
и овощных культур.
11. Уборка урожая овощных и полевых культур. Работа по данной теме проводится в
соответствии с планом первого года занятий.
12. Хранение и переработка овощей. Значение переработки овощей, тара и требования,
предъявляемые к ней, способы и техника переработки овощей, требования, предъявляемые к
продуктам, условия хранения продукции.
Практические работы. Подготовка хранилищ, а также овощей к хранению.
13. Подведение итогов и подготовка к Празднику урожая. Работа проводится в
соответствии с планом первого года занятий.
Общественно полезный труд в осенний период. Сбор семян дикорастущих кормовых
трав, сбор лекарственных трав, грибов, ягод. Участие в уходе за зелеными насаждениями.
ТРЕТИЙ ГОД ЗАНЯТИЙ
Содержание программы 3 года обучения
Тема 1. Осенние работы на участке овощных и полевых культур.
Под зимний посев овощных культур: биологические обоснования под зимних посевов,
их хозяйственное значение, техника выполнения работ по подземным посевам.
Практическая работа
Осенняя обработка почвы и внесение удобрения. Подготовка почвы под зимние посевы.
Проведение под зимних посевов с/х культур. Заготовка земли для парников и теплиц. Очистка
парников, взятие почвенных образцов.
Закладка опытов
Выяснение эффективности посевов с/х культур. Наблюдение за погодой.
Тема 2. Факторы урожайности культур. Почва и ее агрохимические свойства.
Типы почв. Обеспеченность основными элементами питание, кислотность. Значение
агрохимических анализов почвы, техника их выполнения. Определение обеспеченности почвы
питательными веществами по внешнему признаку растений и их ботаническому признаку
растений и их ботаническому составу.
Практическая работа
Знакомство с приборами, применяемые для анализа почв. Взятие почвенных образцов
почв к анализу. Анализ почв на кислотность, содержание фосфора и калия. Составление
картограммы.
Экскурсии в школьную лабораторию с целью ознакомления с приборами для анализа
почв, на школьный УОУ для взятия почвенных образцов на анализ.
Зимний период
Тема 3. Питание растений. Удобрения.
Условия роста и развития растений. Питание растений. Потребность важнейших с/х
культур в питательных элементах, источники питания: почва, удобрения.
Виды удобрений:
органические;
минеральные;
микроудобрения, их влияние на рост и развитие растений; сроки, дозы и
способы внесения удобрений в связи с биологическими особенностями культур и
почвенно-климатическими условиями.
Демонстрация презентаций по темам.
Практическая работа
Распознание удобрений по простейшим химическим реакциям и внешним признакам.
Расчет доз по справочной литературе: определение доз различных удобрений под основные
с/х культуры, произрастающие на разных почвах.
Тема 4. Агротехника овощных культур.
Важнейшие овощные культуры, возделываемые в районе, их народнохозяйственное
значения. Агротехнические особенности возделывания биологических разновидностей,
сортов; подготовка почвы и внесение удобрений; площадки питания в зависимости от сорта и
биологической разновидности культуры.
Техника почвы и посадки.
Особенности ухода в связи с биологией роста и развития растений. Вредители и болезни
растений. Меры борьбы с вредителями в связи с их развитием. Сроки и способы уборки
овощных культур; механизация возделывания, уборочные машины и принцип их работы.
Практическая работа
Распознавание и описание отдельных видов и сортов овощных культур; работа с
материалами. Распределение тем по изучению агротехники возделывания овощных культур на
УОУ.
Постановка опыта
Введение дневника. Наблюдение за погодой, ведение календаря.
Тема 5. Агротехника полевых культур.
Важнейшие
полевые
культуры
возделываемые
в
районе
их
народнохозяйственных значений.
Агротехнические особенности возделывания биологических разновидностей
сортов.
Подготовка почвы и внесение удобрений; площади питания в зависимости от
сорта и биологической разновидности культуры.
Техника посева и посадки, особенности ухода в связи с биологией роста и
развития растений.
Вредители и болезни растений, меры борьбы с вредителями в связи с их
развитием.
Сроки и способы уборки полевых культур.
Механизация возделывания
Практическая работа
Распознование и описание биологических разновидностей и сортов полевых
культур. Работа со справочной литературой.
Тема 6. Селекционно-семеноводческие работы.
Понятие о сорте, линии гибриде, гетерозисе; роль сортовых и гибридных
посевов.
Виды гибридов; основные требования, предъявляемые к сортовому и
гибридному семеноводству.
Понятие о генезисе, генетические основы получения гибридных семян. Значение
селекционно-генетических институтов, селекционно-опытных станций, семенных участков
в получении и внедрении в производство высокопродуктивных сортов у гибридов с/х
культур.
Народная селекция и ее значение в сельском хозяйстве; требования к посевным
качествам семян и их контроль.
Практическая работа
Построение схем и получение гибридов. Работа с посевным материалом, проверка его
посевных качеств.
Тема 7. Опытническая работа.
Ежегодно оформляются до 5 полевых опытов
Тема 8. Закрытый и защищенный грунт.
Понятие о закрытом и защищенном грунте. Виды теплиц и парников, их устройство.
Условия, необходимые для выращивания рассады и разных овощей в теплицах и парниках.
Понятие о грунтах и почвенных смесях, требования к ним. Биологические и агротехнические
особенности выращивания помидоров, огурцов и др. культур, культурооборот.
Практическая работа
Знакомство с устройством парников, теплиц, культурооборот в парниках и теплицах.
Подготовка почвенных смесей, набивка ящиков рассадой, посев семян, уход за всходами.
Пикировка, уход за рассадой. Приготовление питательных растворов и выращивание вьюн
очных культур на гидропонике. Выращивание зеленых и ранних культур в теплицах и
парниках. Наблюдение за ростом, развитием растений в теплицах и парниках. Уборка и учет
урожая.
Весенний период
Тема 9. Посев и посадка сельскохозяйственных культур.
Агротехнические особенности выращивания с/х культур в зависимости от назначения
продукции.
Практическая работа
Посев и посадка полевых и овощных культур (в зависимости от назначения продукции)
посадка семенников. Высадка рассады полевых и овощных культур с целью выращивания
гибридных семян. Закладка опытов по сортоизучению, выращиванию семенного посадочного
материала овощных и полевых культур, выяснение лучших доз способов и сроков внесения
удобрения.
Летний период
Тема 10. Уход за овощными и полевыми культурами.
Работа по теме проводится в соответствии с планом I года обучения (тема 13). Особое
внимание уделяется выращиванию семян, проведению опытов по гибридизации растений,
ознакомление с основными сортами полевых и овощных культур.
Тема 11. Уборка урожая овощных и полевых культур.
Работа по теме проводится в соответствии с планом I года занятий (тема 14). На занятие
уделяется большое внимание уборочным агрегатам, организация процесса уборки урожая.
Тема 12. Хранение и переработка овощей.
Значение переработки овощей: тара и требования предъявляемые к ней; способы и
техника переработки овощей; требования предъявляемые к продукции; условия хранения
продукции. Биологические основы хранения и переработки с/х продукции. Вредители и
болезни поражающие продукцию в период хранения. Уборка овощехранилища.
Практическая работа
Подготовка хранилищ, а так же овощей к хранению. Подготовка тары для засолки,
маринования, квашения. Засолка огурцов и помидоров. Квашение капусты, маринование
овощей. Приготовление икры, помидоров и кабачков. Закладка и хранение зелени петрушки в
полиэтиленовой таре.
Тема 13. Подведение итогов и подготовка к празднику урожая.
Участие в уборке урожая полевых и овощных культур. Сбор семян дикорастущих трав.
Условия реализации программы
Через практические и теоретические знания.
Использование научно-методической литературы:
учебные книги, пособия, справочники, дидактические материалы на печатной основе;
видеозаписи; телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, компьютер, фотографии
о природе Ставропольского края.
наглядные творческие изделия.
Через практическую деятельность на учебно-опытном участке.
Через использование возможностей мира окружающего ребенка, для развития его
души, эмоций, экологической и нравственной культуры.
Информационное обеспечение образовательной деятельности представляет собой
электронные текстовые материалы; видеозаписи, аудиозаписи. Информационные ресурсы в
полной мере обеспечивают проведение учебного процесса.
Для осуществления учебного процесса в учреждении имеется учебный кабинет,
соответствующий требованиям санитарных и гигиенических норм охраны здоровья
обучающихся. Кабинет оборудован для проведения практических занятий.
Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.
1.
2.
3.
4.
Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы»;
Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию
образы, воплощённые средствами практической деятельности.
Развитие навыков исследовательской деятельности.
Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и
индивидуальной деятельности в игровых занятиях.
Ресурсное обеспечение программы
Для учителя:
1. Бубнов В.З. Сельскохозяйственные машины и технология механизированных
работ., М «Про-свещение»1999г
2. Технология 10-11 классы, Г.Ю. Семенова, «Вентана - Граф»
3. Учебник «Экология» 9 кл., Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, «Дрофа»
4. Дроздов Л.Н., Ващенко С.Ф, Щербаков М.И. Практикум по овощеводству., М
«Просвеще-ние»,1998г.
5. Г.Г. Захарченко «Основы овощеводства»
6. Г.Г. Захарченко Учебные задания по основам овощеводства. Методическое пособие
для учителя. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС
7. Кивотов С.А. Практические занятия на школьном учебно-опытном
участке.,УЧПЕДГИЗ., 1995г.
8. Устименко Г.В., Кононков П.Ф., Раздымалин И.Ф. Основы агротехники полевых и
овощных культур., М «Просвещение» 1994г.
9. Падалко Н.В. Практические занятия на пришкольном учебно-опытном участке.
УЧПЕДГИЗ., 1998г.
Для обучаущихся:
1. Г.Г. Захарченко «Основы овощеводства»
2. Г.Г. Захарченко Учебные задания по основам овощеводства. Методическое пособие
для учителя. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС
Электронные ресурсы:
3.http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
4.http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного
центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
5.http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
6.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Приложение к программе
деятельности экологического клуба
«Колос»
Работа Экологического клуба «Колос» ведется по модифицированной программе,
учебный план реализуется через урочные формы работы, а также через введение
дистанционной формы обучения школьников с 13 апреля 2020 года.
6,7,8.05 также являлись учебными днями в дистанционной форме.
Задачи введения дистанционного обучения связаны с обеспечением качества образования
не ниже государственного образовательного стандарта с расширением диапазона форм и видов
информационного взаимодействия.
Используются следующие формы технологии дистанционного обучения:
Пересылка учебных заранее приготовленных печатных материалов.
Общение по электронной почте.
Участие в дистанционных конкурсах.
Коллективная работа в сети.
Для выполнения программы обучение проводилось по индивидуальному плану в
каникулярное время, в дистанционной форме по тому же самому времени, только
время проведения занятий было сокращено до 30 минут.
Вo время дистанционного обучения обучающиеся не посещали школу. Получение заданий и
другой важной информации осуществляется через электронную связь, телефон, через сеть
WhatsApp.
Педагог дополнительного образования
Сарафанникова У.Н.