МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ Принята с изменениями и дополнениями на заседании педагогического совета от «31» ___августа__2022__г. Протокол № _1_________________ Утверждаю: Директор МБУ ДО ЦДОД ______________ А.Н. Сильченко «_31_»____августа___2022__г. Приказ №___58-од___________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «Колос» Уровень программы: базовый Возрастная категория: от _12__ до _16_ лет Состав группы: 25 Срок реализации: __3_ год(а) ID-номер программы в Навигаторе: 76 Автор-составитель: Сарафанникова Ульяна Николаевна, Педагог дополнительного образования г. Минеральные Воды 2022 год Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа экологического клуба "Колос" является модифицированной, составлена на основе типовой «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы», 1983 г), скорректированной с учетом регионального компонента и условий сельской местности. Направленность программы - эколого-биологическая. Актуальностью данной программы является востребованность её применения для обучения школьников агротехническим технологиям в условиях сельской местности. В основу занятий программы по дополнительному образованию, положены практические работы в сельском хозяйстве, содержащие воспитывающий и развивающий потенциал, способствующие подготовке к производительному труду и профориентации учащихся, проживающих в сельской местности. Программа составлена по периодам в соответствии с сезонностью работ в растениеводстве и учетом климатических условий. Цель программы: Сформировать у обучающихся стойкий познавательный интерес к природе родного края и сельскому хозяйству. Задачи программы: - Ознакомление учащихся с совершенными научно-обоснованными технологиями возделывания основных сельскохозяйственных культур. - Обеспечение трудовой подготовки учащихся, необходимой для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. - Развитие познавательных интересов в процессе выполнения биологических экспериментальных исследований - Расширение и углубление теоретических знаний в области естественных наук. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 12- 17 лет. Срок реализации программы – 3 года (первый год обучения 2017-2018 - 114 часов: теория – 24 часов, практика -120 часов), (второй год обучения 2018-2019 - 114 часов: теория – 54 часов, практика – 90 часов), (третий год обучения 2019-2020 - 114 часов: теория – 42 часов, практика – 102 часов). Форма занятия – экологический клуб. В процессе обучения предусматриваются следующие формы проведения занятий: -консультации, лекции, беседы, экскурсии; -практические и лабораторные, исследовательские работы; -самостоятельная работа с различными источниками информации; Режим занятий - 3 раза в неделю по 1 учебному часу, 1 раз в неделю по 1,5 учебного часа Ожидаемый результат В конце первого года обучающийся Должен знать: - основные отрасли сельского хозяйства; - названия и характеристики важнейших сельскохозяйственных культур -правила и порядок выполнения опытнической работы -правила техники безопасности при выполнении полевых работ -правила ухода за основными сельскохозяйственных культурами, выращиваемыми в местных условиях. Должен уметь: -пользоваться ручными орудиями сельскохозяйственных труда с учётом правил т/б -распознавать основных вредителей и болезни по внешним признакам, основные сорняки на местных участках -производить уход и наблюдение за растениями в процессе вегетации -пользоваться справочной литературой -планировать работу -делать выводы в ходе работ В конце второго года обучающийся Должен знать: - условия, необходимые для выращивания основных овощных и полевых культур в местных условиях; -технологию выращивания основных овощных и полевых культур; - алгоритм деятельности при проведении опытнических и исследовательских работ; - основные понятия овощеводства защищенного грунта; - правила техники безопасности при сельскохозяйственных работах; - биологические основы хранения и переработки овощей; Должен уметь: - использовать по назначению орудия сельскохозяйственных труда, с учетом правил техники безопасности; - определять удобрения по внешним признакам; -применять удобрения с учетом свойств и состава; - поэтапно выполнять технологии выращивания основных культур открытого грунта; - проводить исследования согласно алгоритму проведения опытнических работ; - пользоваться справочной литературой; - самостоятельно планировать выполнение практических и опытнических работ; - прогнозировать результаты работ; - делать выводы; - пользоваться лабораторным оборудованием с учетом правил техники безопасности. В конце третьего года обучающийся Должен знать: знать органические и минеральные удобрения и их влияние на растение. осознать необходимость проведения природоохранных мероприятий при возделывании растений. знать физиологические процессы, протекающие в растениях (транспирация, дыхание, питание, фотосинтез). Должен уметь: уметь распознавать овощные и плодовые растения, по морфологическим признакам проводить посадку и уход овощных и плодовых растений. уметь составлять схемы севооборота. Формы подведения итогов: - участие в работе научных конференций, конкурсов, фестивалей школьного, районного, краевого и федерального уровней; - создание дидактического материала для работы клуба: различных видов тестов, кроссвордов, инструкционных и технологических карт. Учебно-тематический план 1 года обучения № пп 1 2 3 4 10 11 12 13 14 18 19 20 21 23 24. Раздел, тема Вводное занятие Основные отрасли сельскохозяйственного производства Важнейшие сельскохозяйственные культуры Осенние работы на школьном учебно-опытном участке Почва и её плодородие Сорная растительность и меры борьбы с ней Вредители и болезни сельскохозяйственных культур Подготовка к опытнической работе Подготовка семян к посеву Весенние работы на учебно-опытном участке Посев и посадка сельскохозяйственных культур Уход и наблюдения за сельскохозяйственными культурами Уборка и учет урожая овощных и полевых культур Подведение итогов Исследовательская работа "Исследование влияния различных факторов на урожайность кукурузы" ИТОГО: Количество часов Теоретичза Практич. Всего нятия занятия 1 1 4 4 8 10 2 4 6 6 12 6 6 6 3 3 6 3 3 6 4 4 6 14 3 2 2 2 4 3 2 2 4 10 6 2 4 6 39 2 - 4 39 144 24 120 Учебно-тематический план 2 года обучения № пп 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел, тема Вводное занятие Осенние работы на участке овощных и посевных культур Факторы урожайности культур Питание растений. Удобрения Селекционно-семеноводческая работа Подготовка к опытнической работе Количество часов Теоретичза Практич. Всего нятия занятия 1 1 16 4 12 14 14 4 10 8 6 2 2 6 8 2 8 № пп Количество часов Теоретичза Практич. Всего нятия занятия 1 1 10 4 6 6 4 2 18 10 8 18 6 12 16 4 12 6 2 4 Раздел, тема 1. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Вводное занятие Технология возделывания овощных культур Технология возделывания полевых культур Закрытый и защищенный грунт Посев и посадка сельхозкультур Уход и наблюдения за сельхозкультурами Уборка и учет урожая овощных и полевых культур Хранение и переработка овощей Подведение итогов ИТОГО: 6 6 144 Учебно-тематический план 3 года обучения Тема Всего № п/п 2 1 54 4 5 90 В том числе 1. Осенние работы на участке овощных культур 24 Теоретич занятия 2 Практич. занятия 22 2. Факторы урожайности культур 10 6 4 3. Питание растений, удобрения 6 2 4 4. Агротехника овощных культур 6 2 4 5. Агротехника полевых культур 8 4 4 6. Селекционно-семеноводческая работа 8 2 6 7. Подготовка к опытнической работе 2 2 - 8. Закрытый и защищенный грунт 20 8 12 9. Посев и посадка с/х культур 20 4 16 10. Уход за овощными и полевым культурами 18 2 16 11. Уборка урожая овощных и полевых культур 10 4 6 12. Хранение и переработка овощей 6 2 4 13. Подведение итогов и подготовка к празднику 6 2 4 144 42 102 урожая Содержание программы Первый год занятий Осенний период 1. Вводное занятие. Ознакомление учащихся с работой юных опытников, с планом работы кружка, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Экскурсия на выставку работ учащихся участие в празднике День урожая. 2. Основные отрасли сельского хозяйственного производства. Основные отрасли сельскохозяйственного производства, их значение в жизни людей. Экскурсия на КФХ, базовое хозяйство. Встреча со специалистами и передовиками производства, ознакомление с их достижениями и методами работы. Обобщение материалов экскурсии: выпуск стенгазеты, оформление альбома, изготовление макетов, наглядных пособий и т. д. 3. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Роль зеленых растений в жизни человека, важнейшие полевые и овощные культуры, выращиваемые в районе. Внедрение достижений науки и передового опыта в основные сельскохозяйственные отрасли района. Примеры работы передовиков производства. 4. Основные работы на школьном учебно-опытном участке. Сроки и техника уборки урожая поздних овощных культур в связи с их биологическими особенностями; учет урожая; значение и агротехнические требования к осенней обработке почвы и внесению удобрений Практические работы. Уборка урожая овощных культур, послеуборочных остатков. Внесение удобрений, перекопка почвы. Изготовление наглядных пособий: гербария и влажных препаратов органов растений, коллекций почв. Наблюдение за погодой (температурой, осадками, направление ветра и др.) Общественно полезный труд в осенний период. Участие в уборке урожая полевых и овощных культур; сбор семян древесных и кустарниковых пород Зимний период 5. Семена. Особенности в строении семян важнейших сельскохозяйственных культур; значение высококачественных семян для получения высоких урожаев. Экскурсия на зерноток: ознакомление с общим устройством и работой зерноочистительных машин. Практические работы. Распознавание семян важнейших сельскохозяйственных культур по внешним признакам. Подготовка и закладка собранных со школьного участка семян на хранение. Изготовление наглядных пособий (коллекция семян), составление схем работы зерноочистительных машин. 6. Почва и ее плодородие. Понятие о почве и ее плодородии; понятие об основных типах почв; физические свойства почв; почва – источник минеральной пищи для растений; пути сохранения и повышения плодородия почвы; виды удобрений, их значение для повышения урожая сельскохозяйственных культур, сроки и способы их внесения под сельскохозяйственные культуры. Демонстрация кинофильма на тему «Почва, ее плодородие». Практические работы. Определение механического состава, влажности, влагоемкости и водопроницаемости почвы; ознакомление с различными видами минеральных удобрений. Изготовление коллекций удобрений. 7. Сорная растительность и меры борьбы с ней. Важнейшие группы сорняков, их биологические особенности; вред, причиняемый сорнякам; способы борьбы с сорняками в связи с особенностями их развития; понятие о гербицидах и их роль в борьбе с сорной растительностью. Демонстрация кинофильма на тему «Полевые сорные растения и борьба с ними» Практические работы. Ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам. Работа с определителями и другой справочной литературой. 8.Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними. Наиболее распространенные вредители и болезни сельскохозяйственных культур. Ущерб, наносимый ими народному хозяйству. Меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей и болезнями. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Демонстрация кинофильма и диапозитивов на тему «Борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных полевых культур» Практические работы. Ознакомление с основными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур по коллекциям. Ознакомление с общим устройством опрыскивателя и опыливателя. Работа со справочной литературой. 9.Подготовка к опытнической работе. Значение науки в развитии сельского хозяйства. Достижения ученых и передовиков сельского хозяйства в развитии сельскохозяйственного производства. Значение опытнической работы учащихся. Основные требования к проведению полевого опыта. Встреча со специалистами базового хозяйства; беседа с ними о задачах исследовательской работы по выяснению лучших агротехнических приемов при возделывании важнейших сельскохозяйственных культур, изучении и размножении новых перспективных сортов и культур и т. д. Практические работы. Разработка планов проведения опытов; оформления записей в дневнике. Проверка необходимого инвентаря, семян, удобрений и т. д. Мелкий ремонт инвентаря и оборудования. Весенний период 10. Подготовка семян к посеву. Посевные качества семян и их значение; значение подготовки семян к посеву; биологические основы разных способов подготовки семян. Норма высева и ее определение. Практические работы. Определение чистоты, всхожести, абсолютного веса, хозяйственной годности семян, предназначенных к посеву на школьном участке или на колхозном поле; проведение работ по подготовке семян к посеву (намачивание, обработка минеральными и органическими питательными веществами). Наблюдение за прорастанием семян при определении всхожести. Закладка опытов по выявлению влияния разных способов подготовки семян на урожай. 11.Весенние работы на учебно-опытном участке. Условия, необходимые для прорастания семян и приживаемости рассады. Биологическое обоснование своевременного посева и посадки для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Сроки, способы, глубина посева и посадки сельскохозяйственных культур в связи с их биологическими особенностями. Понятие о севообороте и его значении. Демонстрация кинофильма на тему «Машины и орудия, применяемые при посеве и посадке сельскохозяйственных культур». Экскурсия на машинно-тракторный двор. Знакомство с сельскохозяйственными машинами и орудиями. Практические работы. Посев и посадка полевых и овощных культур. Закладка опытов по выяснению лучших способов и сроков посева и посадки, доз, сроков, способов внесения удобрения. Фенологические наблюдения за подопытными растениями. Наблюдение за погодой. Общественно полезный труд в весенний период. Участие в очистке и проверке всхожести семян; работа по привлечению птиц и их охране (ремонт, изготовление и развешивание скворечников); участие в озеленении территории школы, улиц, дорог. Весенне-летний период. 13. Уход и наблюдение за сельскохозяйственными культурами. Условия, необходимые для роста и развития растений; способы, сроки, дозы полива в связи с фазами развития растений; способы определения необходимости подкормки растений; связь подкормки с биологическими особенностями и фазами развития растений; виды, способы, сроки и дозы подкормок. Практические работы. Рыхление, прополка, полив и подкормка растений, прореживание всходов (корнеплодов, огурцов и др.). Окучивание растений (картофеля, капусты и др.). Борьба с вредителями и болезнями. Борьба с вредителями и болезнями. Посев озимых культур. Определение видов на урожай. Агротехнические анализы: определение потребности растений в питательных веществах по внешнему виду и с помощью приборов, определение влажности почвы и сроков полива, учет нарастания биологической массы урожая. Наблюдения за ростом и развитием подопытных растений, за появлением вредителей и за погодой. Сбор материала и изготовление наглядных пособий: гербария и коллекций растений в разных фазах развития, органов растения, сорной растительности и т.д. Экскурсии на поля базового хозяйства и в природу. 14. Уборка и учет урожая полевых и овощных культур. Значение своевременной уборки урожая сельскохозяйственных культур. Понятие о биологической и хозяйственной спелости. Агротехнические требования к способам и срокам уборки различных культур; требования к отбору растений для семенных целей. Демонстрация фильма на тему «Современные способы уборки сельскохозяйственных культур». Практические работы. Уборка и учет урожая; пересчет полученного урожая с опытных и контрольных делянок на один гектар. Описание сортов полевых и овощных культур. Отбор растений (картофеля, помидоров и др.) для семенных целей. Изготовление учебно-наглядных пособий. Отбор экспонатов на выставку. Наблюдение за погодой. 15. Подведение итогов, подготовка и участие в Празднике урожая. Учет результатов опытов; оформление записей в дневнике; изготовление наглядных пособий; оформление выставки; сообщение результатов опытов специалистам сельского хозяйства, станции юннатов и т.д.; участие в Празднике урожая. Общественно полезный труд в летний период. Участие в уборке урожая полевых и овощных культур в колхозе, совхозе. Сбор семян дикорастущих кормовых трав. Сбор лекарственных трав и ягод. ВТОРОЙ ГОД ЗАНЯТИЙ Осенний период 1. Осенние работы на участке овощных и полевых культур. Подзимний посев овощных культур; биологические обоснования подзимних посевов, их хозяйственное значение, техника выполнения работ по подзимним посевам. Практические работы. Осенняя обработка почвы и внесение удобрения. Подготовка почвы под подзимние посевы. Проведение подзимних посевов сельскохозяйственных культур. Заготовка земли для парников и теплиц. Очистка парников, взятие почвенных образцов. Закладка опытов: выяснение эффективности подзимних посевов сельскохозяйственных культур. Наблюдения за погодой. Общественно полезный труд в осенний период. Участие в уборке урожая полевых и овощных культур. Участие во взятии образцов почв на полях базового хозяйства, участие в посадке полезащитных полос: озеленение территории школы, улиц, дорог. 2. Факторы урожайности культур. Почка и ее агротехнические свойства. Типы почвы. Обеспеченность основными элементами питания, кислотность. Значение агрохимических анализов почвы. Техника их выполнения. Определение обеспеченности почвы питательными веществами по внешним признакам растений и ботаническому составу растений. Практические работы. Изучение принципа работы приборов, применяемых для анализа почв. Взятие почвенных образцов. Подготовка образцов почв к анализу. Проведение анализов почв на кислотность, содержание фосфора и калия. Составление картограмм. Экскурсия в лабораторию с целью ознакомления с приборами для анализа почв. Зимний период 3. Питание растений. Удобрения. Условия роста и развития растений. Питании растений. Потребность важнейших сельскохозяйственных культур в питательных элементах. Источники питания: почва, удобрения. Виды удобрений: органические, минеральные, микроудобрения, бактериальные удобрения; их влияние на рост и развитие растений; сроки, дозы и способы внесения удобрений в связи с биологическими особенностями культур и почвенно-климатическими условиями; машины для внесения удобрений. Демонстрация кинофильма, презентации на тему «Питание растений». Экскурсия в мастерские (машинный парк) с целью ознакомления с машинами для внесения удобрений. Практические работы. Распознавание удобрений с помощью простейших химических реакций и по внешним признакам. Расчет доз внесения удобрений под овощные и полевые культуры. Работа со справочной литературой: определение доз различных удобрений под основные сельскохозяйственные культуры, произрастающие на разных почвах. 4. Агротехника возделывания овощных культур. Важнейшие овощные культуры, возделываемые в районе, их народнохозяйственное значение. Агротехнические особенности возделывания биологических разновидностей, сортов; подготовка почвы и внесение удобрений; площади питания в зависимости от сорта и биологической разновидности культуры. Техника посева и посадки; особенности ухода в связи с биологией роста и развития растений. Значение поливов и подкормок, их связь с фазами развития растений. Вредители и болезни растений, меры борьбы с вредителями в связи с их биологией развития. Сроки и способы уборки. Механизация возделывания культуры; достижения передовиков по получению высоких урожаев. Демонстрация кинофильмов и диафильмов по агротехнике возделывания отдельных видов овощных культур. Встреча с учеными, специалистами, с мастерами выращивания высоких урожаев овощей. Практические работы. Распознавание и описание отдельных видов и сортов овощных культур; работы с муляжами, влажными препаратами, справочной литературой (каталоги, определители). Самостоятельное изучение агротехники возделывания культур. Изучение строения частей овощного растения, используемых в пищу (корнеплод, стручок, плод и т.д.). Наблюдения за погодой и ведение календаря. 5. Агротехника возделывания полевых культур. Изучение агротехники полевых культур проводится примерно по той же схими, что и агротехники овощных культур. Демонстрация кинофильмов, презентаций на тему «Биологические особенности и агротехника возделывания полевых культур». Встречи с учеными и передовиками производства. Практические работы. Распознавание и описание биологических разновидностей и сортов полевых культур. Работа со справочной литературой. 6. Селекционно-семеноводческая работа. Понятие о сорте, линии, гибриде; роль сортовых и гибридных посевов; виды гибридов; основные требования, предъявляемые к сортовому и гибридному семеноводству. Понятие о генезисе; генетические основы получения гибридных семян. Значение селекционно-генетических институтов, селекционно-опытных станций, госсортоучастков, семенных участков в получении и внедрении в производство высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. Народная селекция и ее значение в сельском хозяйстве; требования к посевным качествам семян и их контроль. Демонстрация кинофильмов и презентаций по изучаемой теме. Практические работы. Построение схем получения гибридов. Работа в хранилищах; переборка, сортировка, доведение до посевной кондиции семенного материала, проверка посевных качеств его. 7. Подготовка к опытнической работе. Работа проводиться в соответствии с планом первого года занятий кружка. 8. Закрытый и защищенный грунт. Понятие о закрытом и защищенном грунте. Виды теплиц и парников, и их устройство. Условия, необходимые для выращивания рассады и ранних овощей в теплицах и парниках. Понятие о грунтах и почвенных смесях, требования к ним. Биологические и агротехнические особенности выращивания помидоров, огурцов и других культур, культурооборот. Демонстрация кинофильмов и презентаций по изучаемой теме. Экскурсия на зерноток базового хозяйства. Встреча с передовиками производства. Оформление материалов экскурсий в альбомах, стенной газеты. Практические работы. Знакомство с устройством парников, теплиц, культурооборот в парниках и теплицах. Подготовка почвенных смесей, набивка рассадных ящиков, посев семян, уход за всходами. Пикировка, уход за рассадой. Приготовление питательных растворов и выращивание выгоночных и других культур на гидропонике. Выращивание зеленых и ранних овощных культур в теплице и парниках. Закладка опытов по выяснению эффективности различных агротехнических приемов выращивания овощных растений в теплице и парниках. Наблюдение за ростом, развитием растений в парниках и теплицах. Весенний период. 9. Посев и посадка сельскохозяйственных культур. Агротехнические особенности выращивания сельскохозяйственных культур в зависимости от назначения продукции. Практические работы. Посев и посадка овощных и полевых культур, посадки семенников. Посев и посадка полевых и овощных культур с целью выращивания гибридных семян. Закладка опытов по сортоизучению, выращивание семенного и посадочного материала овощных и полевых культур, выяснению лучших доз, способов и сроков внесения удобрений. Общественно полезный труд в весенний период. Выращивание рассады для УОУ школы. Определение всхожести семян и участие в очистке и подготовке семян к посеву. Летний период. 10. Уход за овощными и полевыми культурами. Работа по данной теме проводится в соответствие первого года занятий. Особое внимание уделяется выращиванию семян, проведению опытов по гибридизации растений, ознакомлению с основными сортами полевых и овощных культур. 11. Уборка урожая овощных и полевых культур. Работа по данной теме проводится в соответствии с планом первого года занятий. 12. Хранение и переработка овощей. Значение переработки овощей, тара и требования, предъявляемые к ней, способы и техника переработки овощей, требования, предъявляемые к продуктам, условия хранения продукции. Практические работы. Подготовка хранилищ, а также овощей к хранению. 13. Подведение итогов и подготовка к Празднику урожая. Работа проводится в соответствии с планом первого года занятий. Общественно полезный труд в осенний период. Сбор семян дикорастущих кормовых трав, сбор лекарственных трав, грибов, ягод. Участие в уходе за зелеными насаждениями. ТРЕТИЙ ГОД ЗАНЯТИЙ Содержание программы 3 года обучения Тема 1. Осенние работы на участке овощных и полевых культур. Под зимний посев овощных культур: биологические обоснования под зимних посевов, их хозяйственное значение, техника выполнения работ по подземным посевам. Практическая работа Осенняя обработка почвы и внесение удобрения. Подготовка почвы под зимние посевы. Проведение под зимних посевов с/х культур. Заготовка земли для парников и теплиц. Очистка парников, взятие почвенных образцов. Закладка опытов Выяснение эффективности посевов с/х культур. Наблюдение за погодой. Тема 2. Факторы урожайности культур. Почва и ее агрохимические свойства. Типы почв. Обеспеченность основными элементами питание, кислотность. Значение агрохимических анализов почвы, техника их выполнения. Определение обеспеченности почвы питательными веществами по внешнему признаку растений и их ботаническому признаку растений и их ботаническому составу. Практическая работа Знакомство с приборами, применяемые для анализа почв. Взятие почвенных образцов почв к анализу. Анализ почв на кислотность, содержание фосфора и калия. Составление картограммы. Экскурсии в школьную лабораторию с целью ознакомления с приборами для анализа почв, на школьный УОУ для взятия почвенных образцов на анализ. Зимний период Тема 3. Питание растений. Удобрения. Условия роста и развития растений. Питание растений. Потребность важнейших с/х культур в питательных элементах, источники питания: почва, удобрения. Виды удобрений: органические; минеральные; микроудобрения, их влияние на рост и развитие растений; сроки, дозы и способы внесения удобрений в связи с биологическими особенностями культур и почвенно-климатическими условиями. Демонстрация презентаций по темам. Практическая работа Распознание удобрений по простейшим химическим реакциям и внешним признакам. Расчет доз по справочной литературе: определение доз различных удобрений под основные с/х культуры, произрастающие на разных почвах. Тема 4. Агротехника овощных культур. Важнейшие овощные культуры, возделываемые в районе, их народнохозяйственное значения. Агротехнические особенности возделывания биологических разновидностей, сортов; подготовка почвы и внесение удобрений; площадки питания в зависимости от сорта и биологической разновидности культуры. Техника почвы и посадки. Особенности ухода в связи с биологией роста и развития растений. Вредители и болезни растений. Меры борьбы с вредителями в связи с их развитием. Сроки и способы уборки овощных культур; механизация возделывания, уборочные машины и принцип их работы. Практическая работа Распознавание и описание отдельных видов и сортов овощных культур; работа с материалами. Распределение тем по изучению агротехники возделывания овощных культур на УОУ. Постановка опыта Введение дневника. Наблюдение за погодой, ведение календаря. Тема 5. Агротехника полевых культур. Важнейшие полевые культуры возделываемые в районе их народнохозяйственных значений. Агротехнические особенности возделывания биологических разновидностей сортов. Подготовка почвы и внесение удобрений; площади питания в зависимости от сорта и биологической разновидности культуры. Техника посева и посадки, особенности ухода в связи с биологией роста и развития растений. Вредители и болезни растений, меры борьбы с вредителями в связи с их развитием. Сроки и способы уборки полевых культур. Механизация возделывания Практическая работа Распознование и описание биологических разновидностей и сортов полевых культур. Работа со справочной литературой. Тема 6. Селекционно-семеноводческие работы. Понятие о сорте, линии гибриде, гетерозисе; роль сортовых и гибридных посевов. Виды гибридов; основные требования, предъявляемые к сортовому и гибридному семеноводству. Понятие о генезисе, генетические основы получения гибридных семян. Значение селекционно-генетических институтов, селекционно-опытных станций, семенных участков в получении и внедрении в производство высокопродуктивных сортов у гибридов с/х культур. Народная селекция и ее значение в сельском хозяйстве; требования к посевным качествам семян и их контроль. Практическая работа Построение схем и получение гибридов. Работа с посевным материалом, проверка его посевных качеств. Тема 7. Опытническая работа. Ежегодно оформляются до 5 полевых опытов Тема 8. Закрытый и защищенный грунт. Понятие о закрытом и защищенном грунте. Виды теплиц и парников, их устройство. Условия, необходимые для выращивания рассады и разных овощей в теплицах и парниках. Понятие о грунтах и почвенных смесях, требования к ним. Биологические и агротехнические особенности выращивания помидоров, огурцов и др. культур, культурооборот. Практическая работа Знакомство с устройством парников, теплиц, культурооборот в парниках и теплицах. Подготовка почвенных смесей, набивка ящиков рассадой, посев семян, уход за всходами. Пикировка, уход за рассадой. Приготовление питательных растворов и выращивание вьюн очных культур на гидропонике. Выращивание зеленых и ранних культур в теплицах и парниках. Наблюдение за ростом, развитием растений в теплицах и парниках. Уборка и учет урожая. Весенний период Тема 9. Посев и посадка сельскохозяйственных культур. Агротехнические особенности выращивания с/х культур в зависимости от назначения продукции. Практическая работа Посев и посадка полевых и овощных культур (в зависимости от назначения продукции) посадка семенников. Высадка рассады полевых и овощных культур с целью выращивания гибридных семян. Закладка опытов по сортоизучению, выращиванию семенного посадочного материала овощных и полевых культур, выяснение лучших доз способов и сроков внесения удобрения. Летний период Тема 10. Уход за овощными и полевыми культурами. Работа по теме проводится в соответствии с планом I года обучения (тема 13). Особое внимание уделяется выращиванию семян, проведению опытов по гибридизации растений, ознакомление с основными сортами полевых и овощных культур. Тема 11. Уборка урожая овощных и полевых культур. Работа по теме проводится в соответствии с планом I года занятий (тема 14). На занятие уделяется большое внимание уборочным агрегатам, организация процесса уборки урожая. Тема 12. Хранение и переработка овощей. Значение переработки овощей: тара и требования предъявляемые к ней; способы и техника переработки овощей; требования предъявляемые к продукции; условия хранения продукции. Биологические основы хранения и переработки с/х продукции. Вредители и болезни поражающие продукцию в период хранения. Уборка овощехранилища. Практическая работа Подготовка хранилищ, а так же овощей к хранению. Подготовка тары для засолки, маринования, квашения. Засолка огурцов и помидоров. Квашение капусты, маринование овощей. Приготовление икры, помидоров и кабачков. Закладка и хранение зелени петрушки в полиэтиленовой таре. Тема 13. Подведение итогов и подготовка к празднику урожая. Участие в уборке урожая полевых и овощных культур. Сбор семян дикорастущих трав. Условия реализации программы Через практические и теоретические знания. Использование научно-методической литературы: учебные книги, пособия, справочники, дидактические материалы на печатной основе; видеозаписи; телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, компьютер, фотографии о природе Ставропольского края. наглядные творческие изделия. Через практическую деятельность на учебно-опытном участке. Через использование возможностей мира окружающего ребенка, для развития его души, эмоций, экологической и нравственной культуры. Информационное обеспечение образовательной деятельности представляет собой электронные текстовые материалы; видеозаписи, аудиозаписи. Информационные ресурсы в полной мере обеспечивают проведение учебного процесса. Для осуществления учебного процесса в учреждении имеется учебный кабинет, соответствующий требованиям санитарных и гигиенических норм охраны здоровья обучающихся. Кабинет оборудован для проведения практических занятий. Основные направления в развитии творческих способностей учащихся. 1. 2. 3. 4. Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы»; Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности. Развитие навыков исследовательской деятельности. Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях. Ресурсное обеспечение программы Для учителя: 1. Бубнов В.З. Сельскохозяйственные машины и технология механизированных работ., М «Про-свещение»1999г 2. Технология 10-11 классы, Г.Ю. Семенова, «Вентана - Граф» 3. Учебник «Экология» 9 кл., Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, «Дрофа» 4. Дроздов Л.Н., Ващенко С.Ф, Щербаков М.И. Практикум по овощеводству., М «Просвеще-ние»,1998г. 5. Г.Г. Захарченко «Основы овощеводства» 6. Г.Г. Захарченко Учебные задания по основам овощеводства. Методическое пособие для учителя. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 7. Кивотов С.А. Практические занятия на школьном учебно-опытном участке.,УЧПЕДГИЗ., 1995г. 8. Устименко Г.В., Кононков П.Ф., Раздымалин И.Ф. Основы агротехники полевых и овощных культур., М «Просвещение» 1994г. 9. Падалко Н.В. Практические занятия на пришкольном учебно-опытном участке. УЧПЕДГИЗ., 1998г. Для обучаущихся: 1. Г.Г. Захарченко «Основы овощеводства» 2. Г.Г. Захарченко Учебные задания по основам овощеводства. Методическое пособие для учителя. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Электронные ресурсы: 3.http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании. 4.http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО). 5.http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации. 6.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Приложение к программе деятельности экологического клуба «Колос» Работа Экологического клуба «Колос» ведется по модифицированной программе, учебный план реализуется через урочные формы работы, а также через введение дистанционной формы обучения школьников с 13 апреля 2020 года. 6,7,8.05 также являлись учебными днями в дистанционной форме. Задачи введения дистанционного обучения связаны с обеспечением качества образования не ниже государственного образовательного стандарта с расширением диапазона форм и видов информационного взаимодействия. Используются следующие формы технологии дистанционного обучения: Пересылка учебных заранее приготовленных печатных материалов. Общение по электронной почте. Участие в дистанционных конкурсах. Коллективная работа в сети. Для выполнения программы обучение проводилось по индивидуальному плану в каникулярное время, в дистанционной форме по тому же самому времени, только время проведения занятий было сокращено до 30 минут. Вo время дистанционного обучения обучающиеся не посещали школу. Получение заданий и другой важной информации осуществляется через электронную связь, телефон, через сеть WhatsApp. Педагог дополнительного образования Сарафанникова У.Н.