Родники

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Принята с изменениями и дополнениями
на заседании педагогического совета
от «31» ___августа__2022__г.
Протокол № _1_________________

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦДОД
______________ А.Н. Сильченко
«_31_»____августа___2022__г.
Приказ №___58-од___________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Туристско-краеведческой направленности
«Родники»
Уровень программы: базовый
Возрастная категория: от _10__ до _12_ лет
Состав группы: 30
Срок реализации: _3_ год(а)
ID-номер программы в Навигаторе: 17491

Автор-составитель:
Галат Светлана Анатольевна,
Педагог дополнительного
образования

г. Минеральные Воды
2022 год

Актуальность программы
Концепция модернизации российского образования, утвержденная правительством РФ,
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон Российской Федерации об
образовании определяют важнейшие задачи обучения и воспитания школьников. В их числе –
сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к
историческому и культурному наследию своих предков, развитию национальной культуры,
формирование гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.
Актуальность данной программы в том, что работа по изучению истории малой родины,
прежде всего, направлена на расширение и углубление, у заинтересованных и одаренных детей,
знаний через различные формы деятельности. Она привлекает внимание к проблемам малой
родины, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Ребенок осознает значимость
наследия родного края в своей жизни, жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Изучаемый материал актуален и современен, т.к. позволяет объяснить учащимся важнейшие
нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и
культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг
к другу гуманно. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и
воспитании, педагогике сотрудничества, ориентирована на открытый и сетевой характер
реализации.
Предлагаемая программа по краеведению важна для морального, нравственного становления
личности. Ведь одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является
«осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно –
исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края.
Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью,
родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как
«малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Когда ребёнок
понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он,
безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя. У ребёнка поднимается
самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Цель программы: ознакомление учащихся с историческим и культурным наследием родного
края, формирование патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
- изучение прошлого и настоящего Минераловодского района, обычаев, традиций и духовной
культуры народов, проживающих в нашем селе и районе;
- воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе;
- формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
- активизация поисковой деятельности учащихся;
-выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
В основе работы по программе лежит принцип добровольности.
При реализации программы используются следующие педагогические технологии:
- культур - воспитывающее обучение,
- проблемное,
- развивающее обучение,
- личностно-ориентированное,
- интеграционное.
Предложенная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для
расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов
детей.
Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и
воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными
партнерами реализации программы выступают школа, учреждения дополнительного образования
и культуры (музеи, клубы, библиотеки).
Данная программа предполагает обогащение содержания и совершенствование форм
краеведческой деятельности. Ведь краеведение учит людей любить не только свои родные места,
1

но и знать о них, интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный
уровень. Социальная значимость данной программы заключается в том, что при ее реализации
учащиеся понимают: «Чтобы любить Родину, ее надо понять, а чтобы ее понять, надо изучать».
Без знаний, нет понимания, Без понимания – невозможно любить место, где родился вырос, где
идёт становление личности.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
- Информационно-методическое и дидактическое обеспечение.
- Наличие постоянных связей с культурными и образовательными учреждениями.
- Привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архивов, библиотек,
научные сотрудники заповедников и др. научно- исследовательских учреждений, геологи и т. д.)
- Интернет.
- Литература, аудиокассеты, компьютерные диски с записями по теме музейное дело и
краеведение.
Материально-техническое оснащение
Наличие помещения, рабочих мест для учащихся и мультимедийного оборудования,
соответствующих правилам безопасной эксплуатации.
Планируемые результаты
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
- мотивационно-ценностным; личностному самоопределению, могут быть представлены
следующими компонентами:

- когнитивным;
- операционным;
- эмоционально-волевым
Успешный ребенок по итогам должен:
- понимать свою связь с окружающим его микромиром, хотеть эффективно взаимодействовать с
ним;
- осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей
судьбе народов России;
- интересоваться жизнью края;
- уметь самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшим его объекте
деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- уметь и хотеть участвовать в решении проблем окружающего его социума.
В процессе реализации программы ожидается развитие, и укрепление у обучающихся чувства
любви к родному краю, формирование качеств нравственной личности гражданина и патриота.
Предполагается, что личностные изменения возможно отследить по следующим критериям:
- активность обучающихся во внеурочное время;
- их вовлеченность в систему дополнительного образования;
- положительная тенденция роста участников школьных, районных и областных конкурсных
программ;
- уровень удовлетворенности родителей и обучающихся жизнедеятельностью детского
коллектива.

Результаты развития может и должен показать мониторинг
- рост познавательной активности;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой;
2

- формирование у обучающихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;
- повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи.
Оценка результативности
Оценка результативности - это подведение итогов работы по программе. Ее можно получить
на основе результатов контроля. При подведении итогов следует учитывать:
- участие в различных конкурсах, исследованиях, походах, экспедициях и т. д.;
- участие в проведении конференций, чтений, выходу печатной продукции по итогам
краеведческих исследований;
- индивидуальные встречи с родителями в течение года;
- посещение родителями различных выставок, мероприятий;
- проведение заседаний совместно с родителями, краеведами, работниками музеев.
Предполагается использование текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль проводится в виде контроля (аттестации), проводимой на каждом занятии.
Промежуточный контроль осуществляется в конце полугодия и помогает определить
творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала.
Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу,
изменить методику организации учебно-воспитательного процесса. Он проводится в форме
различных конкурсов, викторин, выставок, обсуждения итогов, анализа и оценки выполненных
работ в виде буклетов, словарей, исследовательских работ и т.д.
Итоговый контроль позволяет сориентировать обучающихся на дальнейшее обучение,
получить сведения для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Проводится, как правило, или в конце учебного года, или по завершению большого исследования.
Помогает определить изменение уровня развития детей, их творческих способностей, результаты
обучения. К итоговому контролю относятся и результаты участия в различных конкурсных
программах разного уровня, проводимых в течение года, а также диагностика знаний, умений,
навыков обучающихся.
Содержание программы
Программа первого года обучения содержит пять разделов: «Моя малая родина», «Наше
село», «Наш район», «Люди нашего села», «Культура и традиции наших жителей»
Название раздела
Всего часов
№
Вводное занятие (ознакомление с курсом, целями задачами
1.
2 часа
краеведения)
2.
Моя малая родина (село, район, край)
20 часов
3.
Наше село (название, улицы, исторические памятники)
20 часов
4.
Наш село (история, рельеф, полезные ископаемые, водные 30 часов
ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный
мир).
5.
Люди нашего села (герои и участники ВОВ, воины30 часов
интернационалисты, герои труда, писатели, композиторы)
6.
Культура и традиции наших жителей
30 часов
5.
Итоговое занятие и контроль
4 часов
Всего
136 часов
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в
соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Программа второго года обучения содержит шесть разделов: «Наше село», «СХП «Авангард»»,
3

«Наш район», «Люди нашего района», «Наш край», «Известные люди нашего края»
№ Название раздела
Всего часов
1. Вводное занятие
2 часа
2. Наше село, его роль в развитии региона
10 часов
3.
СХП «Авангард» - градообразующее предприятие (люди,
20 часов
работающие на родной земле
4. Наш район (история, рельеф, полезные ископаемые, водные
20часов
ресурсы, растительность, животный мир).
5. Люди нашего района
20 часов
6. Мы в составе родного региона. Ставропольский край ( история,
30 часов
рельеф, ресурсы, растительность и животный мир)
7. Известные люди нашего края
30 часов
8. Итоговое занятие и контроль
4 часа
Всего
136 часов
Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение
знаний ребенка о Минераловодском районе, Ставропольском крае, о земляках. Дети продолжают
знакомиться с символикой края, города, с этапами становления, с историческими событиями,
повлиявшими на становление села, города, продолжат знакомство с животным и растительным
миром. Расширяется представление о градообразующем предприятии СХП «Авангард», о людях,
работающих в родном селе, о значении их труда. Особую важность приобретают знания о людях
мирных профессий: трактористах, комбайнёрах, водителях, растениеводах и животноводах.
Расширяется представление о крае как о житнице всей страны. Таким образом программа
направлена и на воспитание гражданина-патриота своей малой родины.
Литература
1. История села Марьины Колодцы. /Архивные материалы по истории сельской администрации.
2. Архивные материалы Минераловодского ГО.
3. Госданкер В.В. От прошлого нельзя отряхнуться. Музейные поиски, находки, встречи –
Ставрополь: ИПК СГУ, 2005.
4.Ивановский В.А. Занимательное краеведение – Ставрополь: ИПФ Ставрополье, 1995.
5.Ивановский В.А. Ставропольский календарь. Факты, события, люди: Избранное. – Ставрополь:
Стило, 2006.
6.Ивановский В.А., Шестакова А.В. Ставрополье в ответах на вопросы. – Ставрополь:
Сервисшкола, 2008.
7.Киракозова Н. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств - Минеральные воды:
Кавказская здравница, 1990.
8.Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. Очерки хозяйства, культуры и быта

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».