Мы - россияне!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Принята с изменениями и дополнениями
на заседании педагогического совета
от «31» ___августа__2022__г.
Протокол № _1_________________

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦДОД
______________ А.Н. Сильченко
«_31_»____августа___2022__г.
Приказ №___58-од___________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарной направленности
«Мы - Россияне»
Уровень программы: базовый
Возрастная категория: от _6__ до _7_ лет
Состав группы: 15
Срок реализации: __1_ год(а)
ID-номер программы в Навигаторе: 63

Автор-составитель:
Кулова Марина Викторовна,
Педагог дополнительного
образования

г. Минеральные Воды
2022 год

I.

Пояснительная записка

Направление:
Детское объединение «Мы – Россияне» работает во взаимодействии с МБУ ДО
ЦДОД «Пост №1» и имеет военно-патриотическую направленность.
В связи со спецификой дополнительного образования, планирование
воспитательной работы в детском объединении «Мы – россияне» основывается
на следующих ценностях:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»,
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, край,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
детском саду или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в
морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.

Работа по дополнительной программе включает:
 Информационный блок: освоение теоретического материала, пополнение
имеющихся знаний.
 Технологический блок: усвоение практических умений и навыков детьми.
 Организационный блок: создание предметно-развивающей среды.
Актуальность темы:
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
К.Паустовский
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,
родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма
у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к
детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в
становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все
большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора
интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и
гражданском воспитании дошкольников рассматривают национальнорегиональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к
родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты
характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.
Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные
в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт К.Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой ее ты в детстве увидал.
И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство
любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил
не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические
изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы

воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из
поля зрения ученых и практиков на многие годы.
С введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» произошли существенные изменения в развитии системы
образования. Это повлекло изменения содержания образования в дошкольных
учреждениях. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей
дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием
и историей страны, края, города.
Педагогическая целесообразность:
Программа ориентирована на потенциал старшего дошкольного возраста, как
периода формирования личности. И дело даже не в том, что именно в этом
возрасте можно эффективнее развивать потенциальные интересы и
нравственные качества личности, а в том, что в более поздних периодах эти
интересы отчасти утрачиваются.

II.

Воспитательная работа

Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) и региональных особенностях,
формулируется общая цель воспитания – личностное развитие воспитанников.
В соответствии с проектом Программы воспитания МБУ ДО ЦДОД
г.Минеральные Воды перед участниками реализации данной программы стоит
решение следующих задач:
1)
реализовывать потенциал дополнительного образования в
воспитании детей, поддерживать активное участие детского объединения в
жизни центра;
2)
использовать в воспитании детей возможности занятий
дополнительного образования, поддерживать использование на занятиях
интерактивных форм работы с воспитанниками;
3)
организовывать для воспитанников экскурсии, целевые прогулки,
походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

4)
привлекать воспитанников к участию в конкурсах, соревнованиях,
акциях разных уровней;
5)
освещать работу объединения в медиа-среде, реализовывать
воспитательный потенциал различных медиа-ресурсов;
6)
развивать предметно-эстетическую среду и реализовывать ее
воспитательные возможности;
7)
налаживать взаимодействие в вопросах воспитания ДОУ с другими
организациями,
для
обеспечения
непрерывности
и
планомерности
воспитательного процесса;
8)
организовать работу с семьями воспитанников, их родителями
(законными представителями), направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Цель:
Программа реализуется с целью воспитания гуманной, духовно-нравственной
личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.
Задачи:
Данная программа направлена на решение следующих задач:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу, стране.
2. Расширять представления детей о городах России, знакомить с символами
государства (герб, флаг, гимн).
3. Развивать чувство гордости за достижения страны.
4. Использовать все возможные средства для воспитания у дошкольников
общей культуры, верности духовным традициям России, чувства
ответственности.
5. Способствовать установлению гуманных отношений со сверстниками,
грамотных взаимоотношений с природой, обществом, самим собой, со
всем живым как главной ценностью на Земле.
6. Знакомить дошкольников с духовными и историческими ценностями
России, ее культурой.
7. Воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического
государства, способных к социализации в условиях гражданского
общества.
8. Пробуждать в детях любовь к родной земле, формировать черты русского
национального характера.

Принципы реализации программы:
- «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого
возраста знаний);
- принцип личностно-ориентированного общения (дифференцированный
подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических
особенностей, возможностей и интересов);
- принцип тематического планирования материала (предполагает подачу
материала по тематическим блокам);
- принцип наглядности (широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности: иллюстраций, фотографий и т.д.);
- принцип последовательности (предполагает планирование изучаемого
материала последовательно (от простого к сложному);
- принцип занимательности (изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным и понятным для детей дошкольного возраста).
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно
решалась в ДОУ, но результаты исследований показали необходимость усиления
работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому
возникла необходимость изменить формы организации педагогического
процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края, развитию
интереса к историческому и культурному наследию своего народа, своей страны,
воспитанию патриотизма.
Решением данной проблемы стала реализация программы «Мы – Россияне».
Данная программа адаптирована к программе Н.В.Алешиной «Патриотическое
воспитание дошкольников», но отличается структурой построения учебного
материала, задачами по социальному и нравственно-патриотическому развитию
ребенка.
Преемственность в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей
строится на основе характерных кратковременных интересов ребенка до 7 лет,
неустойчивости
внимания,
утомляемости.
Поэтому
предполагается
неоднократное обращение к одной и той же теме, что способствует развитию у
детей внимания, сохранению интереса к одной теме.
Участники реализации программы:
 дети старшей группы (5-6 лет);
 дети подготовительной к школе группы (6-7 лет);

 педагоги;
 родители.

Сроки реализации:
Дополнительная образовательная программа рассчитана на период 2020-2022
уч.годы.
Работа проходит поэтапно:
1) Информационно-накопительный этап:
- изучение интереса детей для определения целей;
- сбор и анализ литературы и информационно-методического материала для
взрослых и детей;
- обращение к специалистам, партнерам из ЦДОД.
2) Организационно-практический этап:
- проведение цикла познавательных занятий;
- оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга
Ставропольского края», «Земляки, прославившие наш край», «Моя семья», «Мой
Кавказ» и др.;
- оформление дидактических игр по темам («Карта моего города», «Город
будущего», «Мой край родной», «В годы войны», «Вот моя улица, вот мой дом
родной» и др.);
- экскурсии и фотоэкскурсии по городу;
- разучивание стихов и песен о Ставрополье, Минеральных Водах;
- оформление стенда «Мы – Россияне»;
- изготовление макетов «Мемориал «Огонь Вечной Славы», «Мой детский сад»,
«Памятники города».
3) Презентационно-завершающий этап:
- проведение смотра-конкурса строя и песни;
- проведение фестиваля военной песни;
- открытое занятие «Моя Родина – Ставропольский край!»;
- выставки продуктов детской деятельности (тематические);
- проведение военно-спортивных соревнований;
- организация праздничных концертов;
- участие в акции «Вахта памяти».

Ожидаемые результаты:
Цель и задачи программы определяются теми новыми требованиями, которые
предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское
общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане
должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного
достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на
собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения
окружающих. Будущие граждане и патриоты своего Отечества должны с
уважением и благодарностью относиться к историческому прошлому своего
народа и чтить его великие победы и завоевания.
 Итоговым результатом является активное участие детей в выставках,
конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других
видах деятельности.
 Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать
на происходящее, оказывать посильную помощь.
 Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
 Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание
посильной помощи.
 Проявление толерантного отношения к людям других национальностей,
уважение их традиций, культуры.
Для осуществления механизма реализации данной программы используются
соответствующие диагностические материалы для детей и родителей
(анкетирование, социальный опрос, почта доверия).
Учебно-тематический план
Программа предполагает проведение 3 занятий в неделю, продолжительностью:
 для детей старшей подгруппы – 25 мин.
 для детей подготовительной подгруппы – 30 мин.
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Общее количество занятий в год – 93.
При формировании комплексного планирования учитывается чередование видов
деятельности детей (экскурсии, продуктивная деятельность, беседы, конкурсы,
музыкальная деятельность и т.д.).

Методическое обеспечение
Методы реализации программы:
 наблюдения;
 совместные игры;
 беседы;
 познавательные игровые занятия;
 тематические прогулки, экскурсии;
 продуктивная деятельность;
 выставки, конкурсы;
 праздники и развлечения;
 фестивали;
 акции.
В целом программа и практический материал определяют задачи, раскрывают
средства и методы формирования у детей дошкольного возраста гуманных
чувств и отношений; учитывается постепенно накапливающийся опыт поведения
в окружении сверстников и овладение этим опытом. Данная программа
предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции и
успехи земляков и соотечественников, стремление их приумножить, личное
участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающих.
Реализация программы помогает организовать деятельность дошкольников для
лучшего изучения своего края, глубокого понимания особенностей природы,
культуры, истории, формирования у детей интереса и привязанности к родному
краю, воспитания патриотических чувств, исторического самопознания,
социальной активности.
Планирование:
Планирование данной работы наиболее целесообразно начинать со следующих
тем: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме
должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность
детей, по некоторым темам – праздники и развлечения.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному
усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, родной стране.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются
тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную
активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные
задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное,
делать обобщения, выводы.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых
приемов, которые важны для повышения познавательной активности, для

создания эмоциональной атмосферы. Каждая тема должна подкрепляться
различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление
коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над
темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих
праздников, семейных развлечений, соревнований.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей
является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей
семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с
родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к
традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под
вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране,
через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Эти слова
Макаренко необходимо донести до каждого родителя.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого
такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь
недоумение. Добровольность участия каждого – обязательное требование и
условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к
своей
генеалогии,
к
исследованию
национальных,
сословных,
профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому
семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень
важных и глубоких постулатов:
 корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом
края и страны;
 семья – ячейка общества, хранительница семейных и национальных
традиций;
 счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

Содержание тематического планирования материала
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми
знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь
между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой
логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые осознает себя
человеком - членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней
группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них
воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются

представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях,
традициях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе,
селе), об истории его возникновения, его достопримечательностях,
промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях,
трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках.
Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения
о территории России, в средней группе знакомятся с государственными
символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах
расширяют представление о значении государственных символов России.
Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети
знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России,
знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами,
формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и
уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни
Родины.
Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма.
При ознакомлении с родной природой дети старшей группы получают сначала
элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие
сведения о природе и, наконец, в подготовительной группе - общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных
травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать
красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально,
бережно, желание больше узнать о родной природе.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к
культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока
дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами,
потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным
искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной
культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную
мудрость, гармонию жизни.
Построение регионального компонента основано на произведениях местных
писателей и поэтов, на знакомстве с работами местных художников и опирается
на следующие положения:
- приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе
материала народной культуры;
- вариативность конкретного содержания в соответствии с местными условиями
воспитания и развития детей;
- современный уровень образования ребенка.

Тематический план работы
по нравственно-патриотическому воспитанию
в старшей группе
Месяц
Тема
Сентябрь «Моя семья»

Октябрь

«Мой любимый
детский сад»

Ноябрь

«Город, в котором
я живу»

Декабрь

«Я и мое имя»
(1-2 недели)

Формы работы
Работа над понятием «родня»; чтение ст.
Я.Акима «Моя родня»
Рассказы детей о членах семьи (из личного
опыта)
Обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского
«Сестра моя Ксения»
Рисование на тему «Моя семья»
Рассматривание семейных фотографий
Обсуждение ситуаций из жизни семьи
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Беседа о важности труда всех сотрудников дет.
сада
Изготовление поделок из природного и
бросового материала в подарок детям младшей
группы
Разучивание песен и чтение стихов о д/саде
Экскурсия по детскому саду; знакомство с
трудом сотрудников д/сада
Труд по уборке листьев на территории дет.сада
Выставка детских рисунков на тему «Мой
любимый детский сад»
Экскурсия по близлежащему району
Рассматривание фотографий о
достопримечательностях родного города
Игра «Магазин сувениров» (продажа
сувениров Кавказских Минеральных Вод)
Прослушивание песен о родном городе (в
грамзаписи)
Обзорная экскурсия по городу
Изготовление альбома «Природа моего города»
Сюжетно-ролевая игра «Почта» (называние
адреса дома и детского сада)
Беседа «Для чего человеку имя?»
Игра «Полное и неполное имя»
Этюд «Назови ласково»
Изготовление именных карточек
Рисование на тему «Мой лучший друг»
Развлечение «Друг в беде не бросит»

«Новый год у
ворот»
(3-4 неделя)

Январь

Февраль

Загадки о зиме
Беседа о встрече Нового года в других странах
Изготовление открыток с новогодними
пожеланиями для родных и близких (в
рисунках)
Составление письма Деду Морозу
Рисование на тему «Новогоднее
представление»
Аппликация «Елка»
Проведение совместного с родителями
конкурса «Новогодняя игрушка»
Акция «Покормим зимующих птиц»

«Наша Родина –
Россия»

Рассматривание репродукций картин о родной
природе
Чтение ст. М.Матусовского «С чего начинается
Родина?»
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание
нарисованного флага)
Рассматривание иллюстраций с изображением
природы различных уголков нашей Родины
Рисование на тему «Моя Россия»
Пение русских народных песен, частушек,
калядок
Рождественское развлечение
Народные игры
«Москва – главный Сюжетно-ролевая игра «Пароход по Москвереке»
город нашей
Заочные экскурсии:
Родины»
- по Красной площади
(1-2 недели)
- по Кремлю
- по Садовому Кольцу (иллюстрации,
видеоматериал)
«Прогулка по Москве» (видеофильм под песни
о Москве)
Оформление стенда «Москва – столица нашей
Родины»
Конструирование «Московский Кремль»
Чтение стихов о Москве
Рассказ приглашенного военного о защитниках
«Наши защитники» Отечества
Просмотр видеофильма «Защитники
(3-4 недели)
Отечества»
Пение песен об армии
Изготовление подарков для пап и дедушек

Март

«Очень я люблю
маму милую мою»

Апрель

«Космонавты»

Май

«Этот День
Победы»
(1 неделя)

«Минеральные
Воды»

Спортивное развлечение «Вместе с папой»
Рассказы пап о службе в Армии
Беседа о мамах
Составление рассказов из личного опыта «За
что я люблю свою маму» и «Как я помогаю
маме»
Пение песен о маме
Подборка стихов «Самый дорогой человек»
Рисование портрета «Моя мама»
Изготовление подарка маме
Семейные посиделки «Вместе с мамой»
Рассказ о космосе и космонавтах (отметить, что
в космос летают люди разных национальностей.
Они дружны, поэтому у них все получается)
Беседа о Юрии Гагарине как первом
космонавте
Чтение В.Синицына «Первый космонавт»
Рассматривание фотографий
Игра «Космонавты»
Изготовление атрибутов для игры
«Космонавты»
Конструирование «Космический корабль»
Рисование «Как я представляю космос»
Встреча с фронтовиком
Беседа о ВОв с просмотром фрагментов
фильмов
Слушание и пение фронтовых песен
Игры соревновательного характера
Экскурсия к Мемориалу «Огонь Вечной
Славы», возложение цветов
Экскурсия к танку
Изготовление праздничных открыток
Высаживание цветов на аллее детского сада
Оформление стенда «День Победы»
Беседа об истории города
Рисование на тему «Что я знаю о Минеральных
Водах»
Экскурсии по городу (совместно с родителями)

Тематический план работы
по нравственно-патриотическому воспитанию
в подготовительной к школе группе
Месяц
Тема
Сентябрь «Моя семья»

Октябрь

«Я люблю свой
детский сад»
(1-2 недели)

«Город мой –
Минеральные
Воды»
(3-4 недели)

Ноябрь

Формы работы
Разгадывание ребуса «7-Я»
Беседа о семье, работа над понятием «семья»
Обсуждение рассказа В.Драгунского «На
Садовой большое движение»
Рисование дома для своей семьи
Беседа с детьми о семейных традициях и
праздниках, об их домашних обязанностях
Лепка и раскрашивание домашней утвари для
игры «Семья»
Изготовление панно «Моя семья»
Семейный праздник «Моя родословная»
Беседа о профессиях людей, работающих в
детском саду
Рассматривание фотографий «История моего
детского сада»
Целевая прогулка по территории детского сада
Составление схемы «Я иду в детский сад»
Рисование на тему «Что я люблю в своем
саду»

Беседа о городе (с рассматриванием
фотографий)
Составление рассказов из личного опыта
«России милый уголок»
Слушание стихов и песен местных авторов о
городе
Составление альбома «Достопримечательности
нашего города»
Беседа «Знаменитые земляки» (в честь кого
названы улицы)
Рисование «Вот эта улица, вот этот дом»
Экскурсия по городу (совместно с родителями)
Рассматривание герба города
«Законы, по
Беседа о Конституции РФ
которым мы живем» Беседа о Конвенции о правах ребенка
Чтение отрывков из сказок Ю.Олеши «Три
толстяка» и Д.Родари «приключения
Чиполлино» (беседа о справедливости
сказочного государства)
Выставка поделок «Руками детей и их

Декабрь

«По Новогодней
карте»

Январь

«Наша Родина –
Россия»
(1-2 недели)

«Мы все живем в
России»
(3-4 недели)

Февраль

«Москва – столица
нашей Родины»
(1-2 недели)

родителей»
Викторина «Я имею право. Я имею
обязанности»
Беседа о праздновании Нового года в России и
других странах мира
Из истории возникновения Новогодних
традиций
Беседа о новогодних символах, обычаях
Рассказ воспитателя о встрече Нового года и
воображаемое путешествие по карте
Экологическая акция «Не рубите елки!»
Оформление группы к празднику
Выставка детских работ «Мир встречает
Новый год»
Показ вертепа со сценами рождения Христа
Зимние постройки из снега для малышей
Акция «Поможем птицам зимой»
Экскурсия по выставке рисунков «Моя
Родина»
Беседа о березе как символе России
Стихи и песни о березе, о России
Народные игры
Беседа о народных промыслах
Беседа об устном народном творчестве
Декоративное рисование «Золотая Хохлома»,
«Голубая Гжель», «Жостово», «Городецкие
узоры», «Палехские миниатюры»
Выставка работ
Беседа о людях разных национальностей,
живущих в России
Работа над понятием «гражданин»
Слушание песен о Родине
Рассматривание фотографий, предметов
одежды людей других национальностей
Праздник «День толерантности»
Составление рассказов о будущем Родины
Семейные национальные праздники народов
Кавказа
Просмотр фильма о Москве
Рассказ об основании Москвы
Обсуждение стихотворения Ф.Глинки
«Москва»
Слушание песен о Москве
Составление альбома «Прогулки по Москве»

«Сильны и могучи
богатыри славной
Руси»
(3-4 недели)

Март

«Моя мама»

Апрель

«Наше государство
– Российская
Федерация»

Конструирование и аппликация «Башни
Кремля»
Оформление стенда «Главный город»
Рисование «Какой ты представляешь Москву в
будущем?»
Рассматривание картины В.Васнецова
«Богатыри»
Слушание в записи былин об Илье Муромце,
Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке
Беседа о характере богатырей Руси и о
защитниках Родины
Объяснение смысла пословиц о храбрости и
героизме воинов («Смелость города берет»,
«Тот герой, кто за Родину горой» и др.)
Просмотр видеофильмов «Защитники
Отечества»
Изготовление подарков папам и дедушкам
Спортивные развлечения «Богатыри земли
русской»
«Мама – самое прекрасное слово на земле»
(обсуждение, выводы, обоснование)
Рассматривание репродукций с картин по
тематике «Мать и дитя»
Рассказы детей о своих мамах
Чтение стихов и пение песен о маме
Викторина «Что я знаю о своих родителях»
Изготовление подарков для мам
Рисование «Портрет мамы»
Оформление семейных уголков
Рассматривание русских костюмов и деталей
женской одежды
Беседа о государстве – РФ
Знакомство с различными городами России
Знакомство с гербом, флагом, гимном России
Заучивание слов гимна
Рисование Российского триколора
Обозначение на карте Российской Федерации
мест, где были дети
Рисование «Что я знаю о России»

Май

«Победы славный
день»

Встреча с фронтовиками
Беседа о подвигах солдат во время ВОв и
других войн
Просмотр видеофильма о подвиге советского
народа в годы ВОв
Экскурсия к Мемориалу «Огонь Вечной
Славы», возложение цветов
Экскурсия к танку
Изготовление праздничных открыток
Оформление стенда «Бессмертный подвиг»
Конкурс «Военная песня»
Рисование «Я говорю войне «Нет!»

Нормативно-правовое обеспечение
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральные законы РФ: «Об образовании в Российской Федерации», «Об
увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 годов»;
- Указ Президента РФ от 10.01 .2000 года № 24 « О концепции национальной
безопасности РФ»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ 20012005г»;
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой.
- «Патриотическое воспитание дошкольников». Программа Н.В.Алешиной.

Список литературы,
используемой в ходе реализации программы дополнительного образования
детского объединения «Мы – россияне»
1. Акопян
В.З.
Народы
Северного
Кавказа.
Исторический
и
этнодемографический очерк. – Р н/Д, 1997.
2. Антонов Ю.Е. Великой Победе посвящается – М: ТЦ Сфера, 2010.
3. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. система патриотического воспитания в
ДОУ – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. Конспекты
занятий – М: ТЦ Сфера, 1999.
5. Алешина М.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ,
2005.
6. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками –
М: ТЦ Сфера, 2004.
7. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду
– М: АРКТИ, 2007.
8. Богачева И.В. Мое Отечество – Россия – М: Издательство ГНОМ и Д, 2005
9. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для
реализации государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации» - М: АРКТИ, 2005.
10. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста – Управление ДОУ №8, 2006.
11. Ершова З.А., Краскина Н.А. «Никто не забыт, ничто не забыто…»
12. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет.
13. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание
дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
14. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданскопатриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство
Скрипторий», 2008.
15. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: ТКО АСТ,
1996.
16. Козлова С.А. Мой мир – М: ЛИНКА-Пресс, 2000.
17. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на
культурных традициях своего народа. - М: АРКТИ, 2005.
18. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. –
М.: ТЦ «Сфера», 2007.
19. Кондрыкинская Л.А. дошкольникам о защитниках Отечества – М: ТЦ
Сфера, 2005.
20. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2005.

21. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста –М: АРКТИ, 2005.
22. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию
в ДОУ под ред. Кондрыкинской Л.А. - М: ТЦ Сфера, 2003.
23. Соловьева Е.В. «Наследие». И быль, и сказка. Пособие по нравственнопатриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного
возраста на основе традиций отечественной культуры – М: Обруч, 2011.
24. Новицкая М.Ю. «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду –
М: АРКТИ, 2005.
25.Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном
учреждении. – Волгоград: Учитель, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».