Лидер

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Принята с изменениями и дополнениями
на заседании педагогического совета
от «31» ___августа__2022__г.
Протокол № _1_________________

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦДОД
______________ А.Н. Сильченко
«_31_»____августа___2022__г.
Приказ №___58-од___________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарной направленности
«Лидер»
Уровень программы: базовый
Возрастная категория: от _12__ до _17_ лет
Состав группы: 27
Срок реализации: __3_ год(а)
ID-номер программы в Навигаторе: 11222

Автор-составитель:
Ермаков Алексей Иванович,
Педагог дополнительного
образования

г. Минеральные Воды
2022 год

Оглавление

1.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
5.

Пояснительная записка
Основные характеристики программы
Объем и содержание программы
Планируемые результаты
Организационно-педагогические условия
Учебный план
Оценочные материалы
Методические материалы
Календарный учебно-тематический план
Условия реализации программы
Список источников и литературы

3
3
3
4
6
7

7
13
13

1. Пояснительная записка

Программа военно-патриотического клуба «Лидер» разработана в соответствии с
государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2006-2010 годы», Программой развития школы на 2015-2020 гг.
Направленность программы: военно-патриотическое.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы:
Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России – время формирования
гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод
высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к
образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его
окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются
важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования
(формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и
свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как
одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Позиция
Министерства образования и науки Российской Федерации по данному вопросу наиболее
полно отражена в письме Министерства «О гражданском образовании учащихся
общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 года № 13-5108/13, определившем, что гражданское образование:
- имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом
государстве, гражданском обществе;
- основано на идее полноценного участия личности в решении общественнозначимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с
глубоким освоением основ социальных наук;
- носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение
учащимися социально – экономических явлений;
- представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое,
правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных
курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада
школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и
коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин;
- должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.
Отличительные особенности программы:

1

Программа определяет содержание, основные пути развития военнопатриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и
формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и
приемов педагогических воздействий. Занятия проводятся комплексно – изучается
материал сразу нескольких разделов. Военно-патриотические темы обсуждаются
учащимися разных возрастных групп.
Военно-патриотический клуб включает в себя
начальную военную, военнотехническую и морально-психологическую подготовку. В основе практики военнопатриотического воспитания должно лежать принцип единства всех его составных частей.
Такой подход к данному направлению работы позволяет полно сформировать качества,
умения, навыки, необходимые будущему защитнику Отечества.
Срок освоения программы: 3 года обучения.
Форма обучения: очная
Режим занятий: 3 года обучения; 3 раза в неделю по 1,5 учебных часа.
Цель программы: воспитание патриотов России, способных к социализации в
условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих
высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,
уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, сохранение
исторической преемственности поколений.
Задачи программы:

развитие у детей и молодежи творческих способностей, формирование навыков
самообразования, самореализации личности;

поддержка и развитие инициатив у учащихся;

воспитание здорового образа жизни, развитие военно-прикладных и технических
видов спорта;

привлечение воспитанников к участию в военно-патриотическом воспитании.
2. Комплекс основных характеристик программы
2.2. Объем и содержание программы
Объем программы: всего 432 часа.
Программа работы клуба рассчитана на военно-патриотическую и спортивную
иработу с учащимися 11-18 лет. Занятия проводятся с двумя группами учащихся (младшая
11-15 лет и старшая 16-18лет). Переход учащихся из младшей группы в старшую
осуществляется при полном освоении программы младшей группы.
Содержание программы
Физическая подготовка.
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Теория и методика наращивания силы, занятия на гимнастических снарядах. С
отягощениями, развитие прыгучести. Теория и методика развития выносливости, бег на
длинные и средние дистанции марш-броски на 3-6 км.
Строевая подготовка.
Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю.
Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение
строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от
него, отдание воинского приветствия на месте и в движении. Строевая подготовка в составе
отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и
смыкание, отдание воинского приветствие командиру, исполнение строевой песни.
Огневая подготовка.
2

Меры безопасности при стрельбе. Боевые свойства и устройство пневматического
оружия. Изготовка к стрельбе и стрельба из положения, стоя, лежа и с колена из
пневматического оружия. Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство
и принцип действия, приемы стрельбы, неполная разборка, снаряжение магазина. Ручные
осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия,
приемы и правила метания.
Уставы Вооруженных сил РФ
Общевоинские уставы: содержание Строевого устава, Устава внутренней службы,
Устава гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарного устава. Боевой устав
мотострелковых войск, действия солдат и подразделений в бою.
История Вооруженных сил России
Куликовская битва: условия, ход, примеры мужества и воинской доблести, значение.
Битва на Чудском озере: причины, ход, примеры героизма. Походы А.В. Суворова:
личность Суворова, его победы, «Наука побеждать». Крымская война: причины побед и
поражений. Отечественная война 1812 г.: причины, ход, роль М.И. Кутузова и народа.
Первая мировая война: причины, ход, участие России. Вторая мировая война: Великая
Отечественная война 1941-1945 гг.: причины, ход, примеры массового героизма, значение.
Защита от оружия массового поражения
Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и
применение, подгонка и подготовка к работе. Общевойсковой защитный комплект:
назначение, состав и применение.
Вооружение Российских Вооружённых сил
Сухопутные войска. Военно-морской флот. Военно-воздушные силы.
Тактическая подготовка
Действия солдата в бою: способность передвижения на поле боя, выбор места для
стрельбы и наблюдения, изготовление окопа, оборона и наступление. Противопехотные и
противотанковые мины: назначение, боевые свойства, устройство, принцип действия, их
установка и обнаружение.
Выживание в природных условиях
Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты.
Способы добывания огня и разведения костра, виды костров, меры безопасности.
Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор
растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья.
Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство
бивуака. Изучение туристического снаряжения, узлов, страховочных систем, способы
наведения переправы. Прохождение короткой и тактико-технической дистанции.
Поисково-спасательные работы.
2.2. Планируемые результаты
Выполнение программы приведёт к оздоровлению общества – совершенствованию и
развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у молодежи высокой
социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей.
Военно-патриотическая тематика перекликается с тематикой школьных предметов:
«История России», «ОБЖ», «Физическая культура» и др.
Главными показателями эффективности работы с подрастающим поколением по
данной программе является:
 повышение нравственности, духовности;
 рост личностных достижений, повышение познавательной активности;
 установление гуманных отношений партнерского сотрудничества;
3

обеспечение права и возможности каждому обучающемуся на удовлетворение его
культурно-образовательных потребностей;
 рост уровня воспитанности, соответствующий гармонично развитой личности;
 улучшение физического здоровья, выбор здорового образа жизни;
 повышение психологической самооценки обучающихся, воспитание лидерских
качеств;
 вовлечение в деятельность детско-юношеского объединения учащихся с
девиантным поведением.
Мониторинг результатов деятельности объединения:
 участие в военно-патриотических конкурсах;
 определения уровня развития самоуправления в коллективе;
 личностный рост учащихся;
 уровень физической подготовки (сдача нормативов по физподготовке);
 мониторинг правонарушений учащихся.


3.1 Оценка результативности освоения программы
Прогнозируемые результаты по годам обучения:
У курсантов военно-патриотического клуба "Лидер" к концу первого года
обучения предполагаются следующие результаты:
 устойчивая мотивация к занятиям в школе;
 интерес к истории русской армии, флота, военного дела;
 понятие о чувстве долга, ответственности перед Родиной;
 уважение к родителям, членам семьи, младшим и страшим по возрасту;
 подчинение дисциплинарным требованиям;
 хорошее здоровье, физическая сила;
 получение начальных умений и навыков по военно-спортивным и военноприкладным предметам.
К концу второго года обучения предполагаются следующие результаты:
 устойчивый интерес к углубленному изучению преподаваемых дисциплин;
 умение применять свои знания и навыки на практике;
 умение анализировать свои действия и поступки;
 значительное совершенствование навыков по военно-прикладной подготовке;
 укрепление физического здоровья, принятие здорового образа жизни;
 высокий уровень культуры поведения;
К концу третьего года обучения предполагаются следующие результаты:
 высокий уровень культуры поведения и общения;
 умение отстаивать свою позицию и критически оценивать ситуацию;
 завершение военно-спортивной подготовки в объеме, необходимом для призыва в
армию.
3.2 Методические материалы
Каждое занятие состоит из следующих частей:
1. Общее построение, на котором делаются объявления, сообщения и объявляется тема
занятий.
2. Строевые тренировки по закреплению изученных строевых приёмов.
3. Изучение нового материала (теория и практика).
4. Общефизическая разминка.
5. Выработка умений и навыков в составе групп, работающих по групповой системе
(переходя с одного рабочего места на другое).
4

6. Подведение итогов, дежурство.
При проведении занятий максимально используется принцип наглядности, с этой
целью применяются: видеофильмы, плакаты, учебное оружие и снаряжение, макеты
вооружения, личный показ преподавателя.
3.3 Учебно-тематический план
1 год обучения
№№
пп

Разделы и темы

1
1.

2
Организационное занятие
Беседа: чем будем заниматься на наших занятиях?
Требования к правилам и дисциплине. Форма одежды и
проведение занятий. Техника безопасности.

2.

Правоведение.
Статьи Конституции Российской Федерации, определяющие
права и обязанности гражданина РФ;
Административный кодекс РФ – понятие о правонарушении,
ответственность за совершение правонарушений.
Уголовное право (Уголовный кодекс РФ) – основные
понятия о преступлениях.
Уголовная ответственность несовершеннолетних за
совершение отдельных преступлений.

3.

4.

Символы воинской чести, боевые традиции. Уставы ВС
РФ.
История создания и развития Вооруженных сил России.
Состав Вооруженных Сил России.
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести,
доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские
отличия и заслуги в бою и военной службе.
Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации.
Дни воинской славы России.
Уставы Вооруженных сил РФ.

Физическая подготовка.
Значение физической подготовки, меры безопасности.
Комплекс утренней физической гимнастики, вольных
упражнений.
Бег 100 метров, прыжки в длину с места.
Лазание по канату, упражнения на шведской стенке и
перекладине.
Спортивные игры, развивающие силу, ловкость,
выносливость. Основы рукопашного боя.

Общее Теорет. Практ.
к-во
часов часов
часов
3
4
5
2
2
-

10

10

2

2

-

2

2

-

2

2

-

4
14

4
14

-

2
2

2
2

-

2

2

-

2
2
4
36

2
2
4
4

32

2

2

-

8
6
6

2
-

6
6
6

14

-

14
5

5.

6.

7.

Огневая подготовка. Вооружение и боевая техника.
Назначение и боевые свойства, материальная часть автомата
Калашникова.
Неполная разборка и сборка автомата АК-74. Основы и
правила стрельбы.
Начальные упражнения по стрельбе из пневматического
оружия.
Некоторые виды стрелкового вооружения Российской
Армии
Строевая подготовка.
Отработка строевых приемов и движений без оружия.
Отработка правил воинского приветствия без оружия на
месте и в движении.
Строй отделения. Строй взвода.
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в
движении.
Прохождение торжественным маршем с песней.
Туристическая подготовка.
Туристическое снаряжение:
Рюкзак. Личное снаряжение туриста.
Групповое снаряжение. Что надо взять с собой в дорогу.
Палатка. Устройство палаток.
Устройство бивака.
Виды костров.
Приготовление пищи.
Основные приемы страховки.
Правила прохождения технических этапов полосы
препятствия.

8.

Тактическая подготовка.
Основные виды боя.
Обязанности солдата в бою.
Действия солдата в бою.
Передвижения солдата в бою.

9.

ГО и ЧС.
Средства индивидуальной защиты: ГП-5, ОЗК.
Выполнение норматива №1,одевание противогаза на время.
Выполнение норматива №2, одевание общевойскового
защитного комплекта на время.

10. Медицинская подготовка.
Аптечка: состав и хранение.
Оказание первой медицинской помощи при порезах,
кровотечениях, ушибах, переломах.
Правила транспортировки пострадавшего.
Всего часов:

20

8

12

5

1

4

5
4

2

5
2

4

2

2

2
20

2
4

16

4

1

3

4
4

1
1

3
3

4
4
20
2
2

1
10
2
2

3
4
10
-

2
2
2
2
2
2

2
2
2
-

2
2
2

4
6
1
1
1
3
8
2

4
1
1
1
1
4
2

4
2
2
4
-

3

1

2

3
8
2

1
4
2

2
4
-

4
2

2

2
2

144

64

80

Учебно-тематический план
2 года обучения
6

№№ Разделы и темы
пп
1
1.

2.

3.

4.

2
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, итоги летних военнополевых сборов, профильной военно-патриотической смены.
Задачи на предстоящий учебный год.
Правоведение.
Гражданское право.
Административный кодекс РФ – понятие о правонарушении,
ответственность за совершение правонарушений.
Уголовное право (Уголовный кодекс РФ) – основные
понятия о преступлениях.
Уголовная ответственность несовершеннолетних за
совершение отдельных преступлений.
Символы воинской чести, боевые традиции. Уставы ВС
РФ.
Уставы Вооруженных сил РФ.
Боевое знамя. Ритуалы Вооружённых Сил: - приведение к
присяге, вручение оружия.
Дни воинской славы России.
Государственные символы России, история возникновения,
геральдика.
Экскурсии. Посещение Центра патриотического воспитания
«Пост №1» г. Минеральные Воды.

Физическая подготовка.
Развития общей выносливости, развитие силы мышц.
Упражнения, отягощённые весом собственного тела.
Развитие ловкости, упражнения на вестибулярную
устойчивость.
Полоса препятствий.
Акробатические упражнения, развитие быстроты, гибкости.
Приёмы самозащиты, связывания противника, рукопашный
бой.
Спортивные игры, развивающие силу, ловкость,
выносливость.

Общее Теорет. Практ.
к-во
часов часов
часов
3
4
5
2
2
0

10
2

10
2

2

2

3

3

3

3

14

14

8

8

2
2

2
2

5

5

4
6

4
6

6

6
2

6
Огневая подготовка. Вооружение и боевая техника.
Некоторые виды стрелкового вооружения Российской
Армии.
Назначение и боевые свойства, материальная часть автомата
Калашникова.
Неполная разборка и сборка автомата.

0

2
2
В дни школьных
каникул
(за счет личного
времени)
36
4
32
5
2
3

4

5.

0

2
4

20

6

14

4

2

2

4

2

2
7

Устройство патрона. Снаряжение магазина патронами.
Основы и правила стрельбы.
Стрельба из пневматического оружия.
Устройство и применение ручных осколочных гранат PГД-5,
Ф-1.
Приемы и правила метания ручных осколочных гранат

6.

7.

8.

9.

Строевая подготовка.
Отработка строевых приемов и движений без оружия и с
оружием.
Отработка правил воинского приветствия без оружия на
месте и в движении.
Строй отделения. Строй взвода.
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в
движении.
Прохождение торжественным маршем с песней.
Туристическая подготовка.
Туристическое снаряжение: Основные и вспомогательные
веревки, карабины.
Приемы страховки.
Узлы – классификация по использованию. Правила
прохождения технических этапов полосы препятствия.
Подъем и спуск со схватывающим узлом.
Навесная, параллельная переправа.
Устройство бивака. Приготовление пищи.
Тактическая подготовка.
Действия солдата в бою.
Обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою.
Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их
выполнения.
ГО и ЧС.
Средства индивидуальной защиты: ГП-5, ОЗК.
Выполнение норматива №1,одевание противогаза на время.
Выполнение норматива №2, одевание общевойскового
защитного комплекта на время.

10. Медицинская подготовка.
Оказание первой медицинской помощи при порезах,
кровотечениях.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах,
переломах, потертостях.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах,
отравлениях.
Правила транспортировки пострадавшего.
Всего часов:

4

2

2

2
2
2

2
2
2

1

1

1
20
4

4
1

1
16
3

4

1

3

4

1

3

4
4
20

1
10

3
4
10

3
4
2
2
2
2
3
2
6
3
2
1

3
2
1
1
1
1
1,5
1
4
2
1
1

3
2
1
1
1
1
1,5
1
2
1
1

8
2
3
3

4
1
1,5
1,5

4
1
1,5
1,5

8
2
2
2
2

4
1
1
1
1

4
1
1
1
1

144

62

82

Учебно-тематический план
8

3 года обучении
№№
пп

Разделы и темы

Общее Теорет. Практ.
к-во часов часов
часов
3
4
5
1
1
0

1
1.

2
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, итоги летних военнополевых сборов, профильной военно-патриотической смены.
Задачи на предстоящий учебный год.

2.

Правоведение.
Административный кодекс РФ. Ответственность
за совершение некоторых видов правонарушений.
Уголовная ответственность за совершение воинских
преступлений.
Порядок привлечения военнослужащих к уголовной
ответственности.

10
4
3
3

10
4
3
3

0

3.

Уставы ВС РФ.
Дисциплинарный устав ВС РФ.
Устав Караульной и гарнизонной службы ВС РФ.

10
5
5
4
2
2

10
5
5
4
2
2

0

Символы воинской чести, боевые традиции.
Дни воинской славы России. Несение вахты памяти.
Государственные символы России, история возникновения,
геральдика.
Экскурсии. Посещение воинской части. Ознакомление с
размещением, бытом военнослужащих, проходящих военную
службу по призыву и контракту.
4.

Физическая подготовка.
Развития общей выносливости, развитие силы мышц,
упражнения, отягощённые весом собственного тела, развитие
ловкости, упражнения на вестибулярную устойчивость,
полоса препятствий, акробатические упражнения, развитие
быстроты, гибкости, приёмы самозащиты, связывания
противника, рукопашный бой.
Спортивные игры, развивающие силу, ловкость,
выносливость

0

В дни школьных
каникул
(за счет личного
времени)
30
4
26

9

5.

Огневая подготовка. Вооружение и боевая техника.
Назначение и боевые свойства, материальная часть автомата
Калашникова.
Неполная разборка и сборка автомата АК-74. Основы и
правила стрельбы. Начальные упражнения по стрельбе из
пневматического оружия.
Некоторые виды стрелкового вооружения Российской
Армии. Виды и устройство мин. Виды боевой техники:
артиллерийская техника, бронетанковая техника, реактивная
артиллерия, авиационная техника, корабли и суда ВоенноМорского Флота

22

8

14

6.

Строевая подготовка.
Отработка строевых приемов и движений без оружия и с
оружием. Отработка правил воинского приветствия без
оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй
взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте
и в движении. Прохождение торжественным маршем и с
песней.

20

4

16

7.

Туристическая подготовка.
Туристическое снаряжение: Основные и вспомогательные
веревки, карабины.
Приемы страховки. Узлы – классификация по
использованию. Правила прохождения технических этапов
полосы препятствия. Подъем и спуск со схватывающим
узлом.
Навесная, параллельная переправа.
Устройство бивака. Приготовление пищи

22

12

10

8.

Тактическая подготовка.
Основные виды боя.
Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою,
передвижения солдата в бою. Преодоление препятствий.
Действия солдата в наступлении. Действия солдата в
обороне.

8

4

4

9.

ГО и ЧС.
Средства индивидуальной защиты: ГП-5, ГП-7, ПДФ-2Д,
ПДФ-2Ш, ОЗК.
Выполнение нормативов №1, №2.
Приборы измерения мощности радиоактивного заражения
ДП-5В, ДП-22.

8

4

2

8

4

4

144
432

65
191

79
241

10. Медицинская подготовка.
Шок. Водные травмы. Терминальные состояния. Первая
реанимационная помощь.
Использование природных лекарственных средств.
Всего часов:
ИТОГО за 3 года

4. Условия реализации программы
10

Место проведения занятий: школьный стадион, спортивный зал, строевая площадка,
спортивный городок, кабинет ОБЖ и на пересечённой местности.
5. Список используемых источников
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010
годы». М.,2006
2. Детско-взрослая экспертиза уклада школьной жизни: методическое пособие для
координаторов создания демократического, толерантного уклада жизни школы / Под
редакцией А. Н. Тубельского. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
3. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 классы / Под
редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой. – М.: ВАКО, 2006
4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и
планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
5. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое
пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов
дополнительного образования / авт.-сост. А. Н Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П.
Пашковец.- М.: Глобус,2007.
6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание,
переработанное. М.: 2006.
7. Педагогический контроль в процессе воспитания: методические рекомендации. Под
редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
8. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности,
социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое
пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. М.: Глобус,2006.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».