Ястреб

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Принята с изменениями и дополнениями
на заседании педагогического совета
от «31» ___августа__2022__г.
Протокол № _1_________________

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦДОД
______________ А.Н. Сильченко
«_31_»____августа___2022__г.
Приказ №___58-од___________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарной направленности
«Ястреб»
Уровень программы: базовый
Возрастная категория: от _12__ до _16_ лет
Состав группы: 60
Срок реализации: __3_ год(а)
ID-номер программы в Навигаторе: 29

Автор-составитель:
Ягмуров Денис Александрович,
Педагог дополнительного
образования

г. Минеральные Воды
2022 год

Содержание.
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Цели и задачи.
4. Концептуальные подходы.
5. Обоснование социальной значимости.
6. Этапы и сроки реализации.
7. Учебно-тематический план.
8. Содержание изучаемого курса.
9. Календарно-тематическое планирование
10.Механизм реализации программы.
11.Предполагаемые результаты.
12.Список литературы.

2. Пояснительная записка
Патриотизм, уровень его зрелости у члена общества и у общества в целом являются
главным критерием и показателем степени его развития, а также уважения себя как
гражданина этого общества. Содержанием понятия «патриотизм» является
преданность своему Отечеству, гордость славными страницами его прошлого,
стремление к совершенствованию настоящего, забота и сохранение Родины для
будущих поколений. Истинным патриотом может стать только тот гражданин своего
государства, у которого сформированы чувства любви к своей Родине, уважение
старших и почитание традиций и святынь, накопленных поколениями.
В ходе реализации программы патриотического воспитания граждан необходим
приоритет для групп реально и практично ведущих свою работу и реально
реализующих свои программы по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Главной целью таких групп должно быть качество и длительность деятельности, а не
стремление к разовым показателем в ходе проводимых соревнований, смотров. Эта
программа сориентирована не на «натаскивание» по военно-прикладным
дисциплинам, а на воспитание личности и гражданина России. Достижение данной
цели возможно через регулярно проводимые занятия, создание мотивации и
расширение кругозора подрастающего поколения.
Развитие высоких морально-волевых качеств, чувства патриотизма и любви к
государству без привития любви к своей малой Родине невозможно. В связи с этим
большой упор сделан на туристско – краеведческую работу. В современных условиях
необходима единая оценка воспитания молодежи как граждан, готовых к защите
интересов своей Родины по всевозможным направлениям, стремящихся к покорению
новых высот. Только воспитав гражданина как личность, патриота России с
присущим обществу истинными человеческими ценностями, взглядами, интересами
и установками можно рассчитывать на решение более конкретных задач по
подготовке молодежи к защите своего Отечества.
Целью программы является развитие у молодежи гражданственности, патриотизма
как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее
профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному
проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и
других, связанных с ней, видов государственной службы, верности
конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени,
высокой ответственности и дисциплинированности.
Основными задачами программы являются:
 формирование и развитие творческих способностей учащихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях
физической культурой и спортом;

 изучение основ начальной военной подготовки, физическая, моральная и
психологическая подготовка подростков к службе в Вооруженных Силах
России;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление
здоровья учащихся;
 обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военно- патриотического, трудового воспитания учащихся;
 профессиональную ориентацию учащихся;
Программа рассчитана на 3 года обучения для обучающихся 5-11 классов (13-17 лет)
Данная программа рассчитана на 3 года занятий. Возраст детей 11-17 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа составлена на 3 года обучения, для детей 11 – 17 лет. Набор детей
осуществляется в начале учебного года.
Форма занятий:
Занятия проводятся в виде теоретических и практических уроков, 3 раза в неделю
по 2 акад.часа (всего 144 ч. в год). Программа реализуется посредством системы
занятий и мероприятий в течение года в объеме 4,5 часа в неделю (144 часов) и
включает:
- Еженедельные занятия в учебном учреждении
- Практические полевые занятия выходного дня
- Итоговые полевые занятия в летний период
Предполагается что изучение данной программы позволит обучающимся:
1)изучить историю родного края и своей родины.
2)развить высокие индивидуальные морально-волевые качества.
3)сформировать чувство любви к родно земле
4)научить культурным и безопасным правилам пребывания в природе
5)обучить навыкам автономного существования в природе.
6)обучить начальным навыкам военной подготовки и заложить основы в военнотактических знаниях.
7)провести морально-психологическую подготовку к службе в вооруженных силах и
гражданской жизни.
8)обеспечит постоянную занятость подростков в каникулярное время.
Ожидаемые результаты.
В
результате учебно-воспитательной работы, проводимой на занятиях,
учащиеся должны:
а) знать:
• особенности идеологического противоборства на современном этапе;
• организационную структуру ВС РФ, историю их создания и предназначение;
• Т.Т.Х основных образцов вооружения и техники армий России и
иностранных армий.
• материальную часть автомата Калашникова;
• правила и меры безопасности при обращении с оружием;
• устройство ручных гранат и правило пользования ими;

• основные положения (ОВУ), общевоинских уставов ВС РФ;
б) уметь:
• выполнять строевые приёмы без оружия;
• действовать в составе отделения в походном и боевом порядке;
• стрелять из пневматического оружия, автомат Калашникова;
• метать гранаты на дальность и точность;
• ориентироваться на местности различными способами;
• вести наблюдения при действии в составе НП;
• выполнять нормативы ЗОМП;
• оказывать первую медицинскую помощь.
Технологии, используемые при реализации программы:
Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного
пространства по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и
детей. Огромное значение в работе детских объединений имеет обучение здоровому
образу жизни, активной жизни, активной жизненной позиции, приема саморегуляции
и закаливания, психорегулирующей тренировке и двигательным навыкам на основе
учета индивидуальных законов развития.
Технологии личностно-ориентированного обучения
В центре внимания – личность подростка, который должен реализовать свои
возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных
технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и
использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению
личности путем организации познавательной деятельности.
Технология развивающего обучения является дополнением личностноориентированного обучения. Его цель – создание условий для развития
психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и
отношений между людьми; при котором учитываются и используются
закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Технология сотрудничества – это технология совместной развивающей
деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в
духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой
деятельности.
Игровые технологии
В основу положена игра как вид деятельности. Эта технология используется для
обеспечения наибольшей активности обучающихся и достижения высокого уровня
освоения содержания программы.
3. Цель и задачи воспитания.
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, основываясь на базовых для
нашего общества ценностях, (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) и региональных особенностях
формулируется общая цель воспитания в Центре – личностное развитие
воспитанников.
В соответствии и примерной программой воспитания и спецификой
Центра достижение этой цели можно разделить на три этапа:
1) Усвоение воспитанниками знаний основных норм, которые общество
выработало на основе ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний). На этом этапе приоритетом является создание благоприятных условий
для усвоения воспитанниками социально значимых знаний – знаний основных
норм и традиций того общества, в котором они живут.
Такого рода нормы и традиции задаются в центре педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
При посещении воспитанниками клубов дополнительного образования нашего
Центра важно продолжить формирование таких знаний, обеспечив
неразрывность воспитательной среды. Знание этих норм станет базой для
развития социально значимых отношений воспитанников и накопления ими
опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем. Таким образом,
с этого этапа необходимо начинать воспитательную работу в клубах. В связи со
спецификой дополнительного образования, усвоение таких знаний должно
проводиться в разновозрастном и, часто, неоднородном коллективе. Педагогам
дополнительного образования целесообразно проводить диагностику знаний
основных норм и ценностей общества, чтобы спланировать этапы
воспитательной работы в своих объединениях.
К наиболее важным ценностям относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно,
без помощи старших.
Знание воспитанником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему
систему общественных отношений.
2) Развитие позитивных отношений воспитанников к этим общественным
ценностям (то есть развитие их социально значимых отношений). На этом
этапе приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально
значимых
отношений
воспитанников.
Занятия
клубов
дополнительного образования открывают широкие возможности для создания
таких условий. Прежде всего, это ценностные отношения:
- к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе, как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям, как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре, как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью, как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям, как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать

доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе, как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3) в приобретении воспитанниками соответствующего этим ценностям
опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел). Выделение данного приоритета связано с особенностями
воспитанников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном
самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который
открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать
правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и на занятиях
клубов Центра. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как
именно он поможет гармоничному вхождению воспитанников во взрослую
жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в центре, на
занятиях, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации;
- опыт ведения деятельности по сохранению и приумножению памяти о
героической истории своего народа и его боевой славе;
- опыт осознания молодыми людьми себя как будущими защитниками
Отечества;
- опыт организации безопасной среды работы, учебы и отдыха.
Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать
решение следующих основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности центровских
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в сообществе центра;

2)
реализовывать потенциал дополнительного образования в
воспитании детей, поддерживать активное участие объединений и клубов в
жизни центра;
3)
использовать в воспитании детей возможности занятий
дополнительного образования, поддерживать использование на занятиях
интерактивных форм работы с учащимися;
4)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как
на уровне центра, так и на уровне клубов;
5)
поддерживать деятельность функционирующих на базе центра
детских общественных объединений и организаций;
6)
организовывать для воспитанников экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;
7)
организовывать профориентационную работу с воспитанниками;
8)
привлекать воспитанников к участию в конкурсах, соревнованиях,
акциях разных уровней;
9)
освещать работу клубов в медиа-среде, реализовывать
воспитательный потенциал различных медиа-ресурсов;
10) развивать предметно-эстетическую среду центра и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11) налаживать взаимодействие в вопросах воспитания со школами и
другими организациями, для обеспечения непрерывности и планомерности
воспитательного процесса;
12) организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
центре интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
воспитанников.

4. Концептуальные подходы
Концептуальные основы программы основаны на
 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993г.
 Законе Российской Федерации «Об образовании от 10.07.1992г. N 3266-1»
 Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010гг
(распоряжение Правительства РФ от 03.03.2005г N 1340-р)
 Федеральном законе «Об общественных объединениях» N82-Ф3 от 19 мая
1995г.
 Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20.11.1989г.)
 . В настоящее время задачами военно-патриотической клуба «Ястреб»
являются:
 Формирование любви к Родине
 Военно-патриотическая подготовка:
а) Изучение военной истории страны
б) Развитие высоких морально-волевых качеств
в) Обучение основам военной подготовки (военные уставы, строевая
подготовка, огневая подготовка, несение службы)
г) Обучение специальным навыкам (специальная туристическая подготовка,
высотная подготовка, владение огнестрельным оружием)
д) Изучение основ тактической подготовки
 Физическое развитие:
а) укрепление индивидуального здоровья
б) улучшение физического развития подростков
 Развитие способностей к выживанию в экстремальных условиях:
а) изучение принципов организации автономии
б) обучение элементам спасения и одиночного самоспасения

Учебно-тематический план.
Первый год обучения.

Название темы
1.История создания клуба
2.Основные вопросы туризма
А) Технические вопросы туризма
Б) Туризм и его технические аспекты
3.Историко-краеведческие вопросы
А) История российского государства
Б) Краеведение

Количество часов
Всег Теори Практик
о
я
а
2
2
30
6
24
20
4
16
10
2
8
14
14
7
7
7
7
-

4.Медицинская подготовка
5.Основы строевой подготовки
6.Физическая подготовка
7.Реализация проектов, участие в турслетах и
соревнованиях.
А) Однодневные и многодневные пешие походы
Б) Техника и тактика летнего и зимнего туризма
9. Итого

10
38
40
10

6
2
-

4
36
40
10

5
5
144

30

5
5
114

Второй год обучения.
Название темы
1. Основные вопросы туризма и
выживания
А) Технические аспекты туризма
Б) Топография
В) Автономия человека в природе
Г) Медицинская подготовка
2. Историко-краеведческие вопросы
А) Боевая слава России
Б) Краеведение
3. Военная подготовка
А) Строевая подготовка
Б) Огневая подготовка
В) ЗОМП
4. Физическая подготовка

Всего
30
10
10
6
4
10
5
5
24
10
10
4
30

Количество часов
Практика Теория
14
14
8
4
2
18
8
8
2
30

2
10
2
2
10
5
5
6
2
2
2
-

5. Реализация проектов, участие в
турслетах и соревнованиях.

30

23

7

А) Осенние каникулы «Экстремальная
тайга»
Б) Майские праздники «Действия
разведывательной группы»
В) Турслет «Звездочка»
Г) «Нижегородская школа безопасности
– Зарница»
Д) «Безопасное колесо», «Юный
пожарный», техника и тактика зимнего
и летнего Туризма.
6.Итого

5
5

5
5

-

5
10

5
5

5

5

3

2

144

75

37

Третий год обучения.
Название темы
1. Основные вопросы туризма и
выживания
А) технические вопросы водного
туризма
Б) топография

Количество часов
Теория
Практика Всего
14
16
30
2
8
2

8
2
4

10
10
6

В) автономия человека в природе
Г) медицинская подготовка
2. Историко-краеведческие работы
А) боевая слава России
Б) краеведение
В) общегеографические вопросы
изучения нижегородской области
3. Военная подготовка
А) Огневая подготовка
Б) РХБЗ
В) Основы рукопашного боя
4. Физическая подготовка
5. Реализация проектов, участие в
соревнованиях.
А) Осенние каникулы «Экстремальная
тайга»
Б) Итоговый лагерь «Есть такая
профессия – Родину защищать»
7. Итого

2

2

4

35
11
12
12

-

35
11
12
12

6
2
2
2

28
10
6
12

34
12
8
14

30
15

-

30
15

5
10

-

5
10

100

44

144

Содержание изучаемой программы
I. История создания группы
История создания группы, ее лидеры и достижения. Распределение обязанностей в
группе. Нормы переходов.
II. Основы вопросы туризма и выживания.
Рассмотрение вопросов личной и групповой безопасности, взаимопомощи,
взаимоуважения. Правила подбора одежды и обуви, распределение переносимого
имущества и выполнение личных обязонностей в группе. Личная экипировка
участников походов в зависимости от сезонов сезонов года.
Особенности экстремальных ситуаций в природе, психологическое противостояние
одиночеству. Способы добычи животной пищи в природе, питание растениями,
съедобные и ядовитые растения. Особенности экстремальных ситуаций в природе,
психологическое противостояние одиночеству, безвыходность ситуации.
Техника валки леса, заготовка сухих дров в любых условиях, опознание сухостоя в
зимнее и весеннее время. Энергоемкость разного вида древесины и удобство
использования на природе Обязательное и желаемое имущество. Перечень
группового имущества (Проживание, приготовление пищи, переправы, движение) и
его эксплуатация и обслуживание. Расположение вещей в рюкзаке в зависимости от
веса, сохранение в сухом состояние и постоянной потребности.

Выбор места под палатку. Техника установки, ремонт и техническое обслуживание –
каркасных, шатровых, домиков. Методика устройства временных жилищ в летний
сезон, основные технические требования и используемые подручные средства. Виды
временных жилищ и укрытий зимой, необходимые подручные средства
Основные и дополнительные виды костров: колодец, камин, охотник, решетка, нодья,
ленивый, звездный, дакота, шалаш, крот, полинезийский, крест, таежный, крыша,
заборчик. Выбор места для кострового бивака. Устройство костровища. Разжигание
костра. Поддержание костра.
Виды страховочных систем, их использование и работа с карабинами. Способы
прохождения параллельных веревок, бабочки, навесной переправы. Наведение
переправы (навесной и бревна). Подготовка к практической части. Правила
прохождения: паутины, ромба, качающегося рукохода. Правила прохождения: узкий
лаз, бурелом, переправа по бревну и наклонному бревну, паутины, качающегося
рукохода. Наведение навесной переправы. Организация навесной переправы,
наклонной переправы, страховка пострадавшего.Спортивный туризм с элементами
поисково-спасательных работ.
Поиск воды, способы ее добычи и сохранение. Техника очистки воды. Способы
добывания огня с помощью: линз, камня, трения и марганца. Разнообразие веревок
по техническим данным, выдерживаемые нагрузки и возможные их применения в
соответствии с техническими характеристиками.
Применение узлов и способы их завязывания: прямой, восьмерка, булинь,
схватывающий, стремя, встречный, грейпвайн, академический. Узлы для связывания
веревок, привязочные узлы и специальные узлы.
Устройство компаса и пользование им. Топографические и географические карты.
Общие сведения, основные точки и линии, горизонтальное положение, план и карта
Основные определения и понятия, рельеф местности и основные разновидности
местности. Масштаб карты, численный и линейный масштаб, перевод линейных
масштабов из одних мер в другие, условные знаки. Условные знаки, используемые на
них. Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных
предметов. Измерение расстояний с помощью резервной линейки и циркуля.
Измерение азимутов с помощью транспортира компаса и линейки. Чтение карт и
выстраивание маршрута движения по словесному описанию. Измерение углов,
определение расстояний, определение высоты местных предметов и определение
ширины реки. Способы определения своего местонахождения по карте и по компасу.
Определение времени суток по природным признакам. Правила выдерживания
движения по маршруту с помощью шагов, глазомера. Психологическая
уравновешенность.
Виды водных плавательных средств, их преимущества и недостатки. Составные
части байдарок, их назначение и правили из эксплуатации.
Изучение знаков временной маркировки на местности и знаков спасения «землявоздух». Изучение флажкового семафора и азбуки Морзе.
Изучение правил туристического многоборья по В. В. Теплоухову. Изучение правил
туристического многоборья по В. В. Теплоухову.
III. Историко-краеведческие вопросы

Исторические корни формирования Российской государственности, вражда Князей и
объединение Руси. Краткий обзор основных воин России в дореволюционное время:
Ледовое побоище, Куликовская битва, Крымские войны. Подвиги и достижения
Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова. Российская армия на разных этапах
исторического развития России. Великая отечественная война 1941-1945 гг.
Партизанское движение. Трагедия Хотыни. Тыл, оккупация, сопротивление СССР в
годы ВОВ. Партизанское движение. Трагедия Хотыни. Тыл, оккупация,
сопротивление СССР в годы ВОВ. Современная Российская армия. Дни воинской
славы России. Боевые традиции Русской Армии. Состояние военной мысли и
вооружения к 1940 – 1941 годам. Идеология, цель, мужество и вера – трагедия в
судьбах и лицах. Первая и вторая Чеченская компании. Судьбы людей и политика
властей. 1 и 2 Чеченские кампании.
IV. Медицинская подготовка
Состав и значение лекарственных препаратов, функции медицины в походе. Значение
первой мед. Помощи и правила оказания.
Причины возникновения мозолей и потертостей воизбежение их появления и
способы ПМП. Травмы и их виды. Приемы оказания первой доврачебной помощи и
самопомощи. Профилактика травматизма в природных условиях.
Методы оказания ПП в условиях автономии. Отработка практических навыков
оказания первой помощи. Расход энергии при видах деятельности, суточная
потребность в ккал. Энергетическая ценность продуктов питания, распределение
пищевого рациона в течение суток.
Причина пищевых отравлений и ПМП в походе.
Причины теплового и солнечных ударов, оказание ПМП в условиях похода. Виды
кровотечений, остановка кровотечения, наложение повязок. Виды ран и их
особенности, ПМП при ранениях. ПМП при прекращении сердцебиения, непрямой
массаж сердца, запуск работы сердца. Особенности обмороков, способы оказания
ПМП ,предотвращение повторных обмороков.
Понятия об ушибах, вывихах, растяжениях, ПМП. Понятие о переломах костей,
мобилизация конечностей, способы транспортировки пострадавшего. Оказание ПМП
при утоплении, искусственная вентиляция легких.
Оказание доврачебной помощи, изготовление носилок из подручных средств,
переноска пострадавшего. Оказание доврачебной помощи, изготовление носилок из
подручных средств, переноска пострадавшего в одиночку, вдвоем, на носилках.
Приемы транспортировки пострадавшего на склонах 30-45° с использованием
носилок и волокуш. Отработка приемов подъема и спуска пострадавшего на
вертикальном склоне.
Лекарственные растения Нижегородской области, их применение. Опасность
применения ядовитых растений.
V. Военная подготовка
1. строевая подготовка
Изучение Строевого Устава ВС РФ. Отработка строевых приемов на основе устава.
Понятие о строевых элементах и управление ими. Построение в строй, строевая
стойка и выполнение команды «вольно, разойдись». Выполнение поворотов на месте:
налево, направо, кругом. Приведение внешнего вида формы в соответствии с

уставом и выполнение команды «Заправиться». Расчет в строю после построения на
1-2, 1-3, по порядку. Выполнение поворотов в движении. Перестроения
подразделений из одной в две и три шеренги, смыкание и размыкание строя.
Выполнение строевых приемов: поворот направо, поворот налево, правое, левое
плечо вперед марш, разворот кругом. Выполнение воинского приветствия при
прохождение строем и ответное приветствие выше стоящему начальству.
2. огневая подготовка
Изучение современного вооружения и техники ВС РФ. Изучение ТТХ и устройства
стрелкового оружия. Изучение материальной части автомата Калашникова и
технические характеристики. Разновидности автомата Калашникова. Автомат
Шпагина (ППШ), 7.62 мм ручной пулемет, ручной противотанковый гранатомет,
назначения, боевые свойства и устройство. История создания, технические
характеристики, назначение и устройство винтовки Бердана, винтовки Мосина и
снайперской винтовки Драгунова.
Тренировочное занятие по стрельбе из пневматической винтовки и пневматического
пистолета.Отработка навыка сборки и разборки автомата Калашникова. Правила
изготовки к стрельбе, положение винтовки и техника безопасности при стрельбе.
Явление выстрела, начальная скорость и энергия пули, отдача оружия, наводка и ее
элементы.Виды прицелов и правила прицеливания с прицелов с открытым,
диоптрическим и оптическим прицелом. Определение средней точки попадания.
Практические стрельбы из стрелкового оружия. Оборудование огневых позиций.
Выбор ориентиров, маскировка на местности. Овладение способами подготовки к
стрельбе (лежа, стоя, с колена, из-за укрытия). Ручные осколочные гранаты,
назначение, боевые свойства и приемы метание.
3. РХБЗ
Изучение современных средств массового поражения, высокоточного оружия.
Способов защиты от данных видов оружия. Классификация СИЗ. Назначение,
классификация, принципы действия, возможности табельных средств. Простейшие и
подручные средства. Отработка практических навыков использования средств
индивидуальной защиты. СИЗ кожи. Отработка практических навыков в
использовании средств защиты кожи (ОЗК, Л-1, защитный комбинезон). СИЗ кожи.
Отработка практических навыков в использовании средств защиты кожи (ОЗК, Л-1,
защитный комбинезон). Приборы химической разведки. АХОВ и ОВ. Принципы
работы приборов химической разведки. Приборы радиоционной разведки. Виды
ионизирующих излучений, методы обнаружения. Приборы химической разведки для
определения АХОВ. Принципы работы приборов. Методика подбора противогаза и
техника его одевания на себя и пострадавшего. Использование и техника одевания
ОЗК в виде накидки, плаща и комбинезона. Нормативы и допускаемые ошибки.
Техника Л-1. Тренировочное занятие по надеванию ОЗК.
4.тактическая подготовка
Сущность тактики. Современный бой. Действия солдата в бою. Оборона и нападение.
Характеристика современного боя, виды общевойскового боя, маневр в бою, боевые
действия ночью. Обязанности солдата в бою, передвижение солдата в бою
,преодоление инженерных заграждений. Отработка навыков передвижения солдата
по полю боя, создания фортификационных сооружений. Порядок движения, действия

малой группы на территории противника, общение внутри группы с помощью знаков.
Обязанности солдата в бою, передвижение солдата в бою, преодоление инженерных
заграждений. Ручные осколочные гранаты, назначение, боевые свойства и приемы
метание. Характеристика современного боя виды общевойскового боя .понятие о
походном, боевом и предбоевом порядках. Обязанности солдата в бою, передвижение
солдата и преодоление препятствий. Выбор места для стрельбы, самоокапывание и
маскировка. Выдвижение на рубеж атаки, преодоление зараженных участков.
Выдвижение на рубеж атаки, преодоление зараженных участков. Преодоление
инженерных заграждений преодоление участков, зараженных радиоактивными
веществами. Техника защиты от удара ногой снизу, бокового удара ногой, от удара
рукой и ногой.
5. Основы рукопашного боя
Юридические основы самозащите и о превышение самозащиты. Определение,
классификация, фазы рукопашного боя. Основные принципы выведения противника
из равновесия. Рабочая стойка, перемещение в стойке. Нижняя акробатика, перекаты
влево и вправо, кувырки, перемещение в нижней стойке. Техника защиты от прямого
удара, бокового удара и удара рукой снизу. Техника защиты от удара ногой снизу,
бокового удара ногой, от удара рукой и ногой. Освобождение от захватов за кисти
рук, за одежду локтевых суставов, за корпус, ног спереди и сзади. Техника защиты от
удара рукой в голову и в живот. Техника защиты от удара ногой снизу, бокового
удара ногой в верхнюю часть корпуса. Техника защиты от нападающего с ножом и
пистолетом. Освобождение от захватов за кисти рук. Освобождение при захвате за
одежду локтевых суставов и при захвате шеи спереди и снизу. Освобождение от
захватов за корпус спереди, сзади, некоторые способы защиты от захватов ног.
6. Символы воинской чести.
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и
почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Современная Российская символика, история Российских наград. Ордена и медали
царской России, Советского Союза и современной России
7.основы военной службы
Конституция РФ, ФЗ «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской
обязанности и военной службе».Воинская дисциплина, субординация. Воинские
звания и должности. Суточные наряды. Отработка действий суточного наряда в
различных ситуациях.
VI. Физическая подготовка
Упражнения с набивными мячами, гантелями, с дисками от штанги. Упражнения,
отягощение массой собственного тела. Упражнение для мыщц рук и плечевого
пояса. Упражнения для мышц туловища. Упражнения для мыщц ног. Спортивные и
подвижные игры. Равномерный длительный бег (1-3 часа) при частоте сердечных
сокращений 130-150 уд./мин. Длительный кроссовый бег (1-2 ч) при частоте
сердечных сокращений 155-165 уд./мин. Длительный кроссовый бег (20 мин.-1 час)
при частоте сердечных сокращений 155-165 уд./мин. Бег на 1 км. Развитие общей и
скоростной выносливости. Бег на 3 км. Развитие общей и скоростной выносливости.
Бег на 5 км. Развитие общей и скоростной выносливости. Упражнения с
преимущественной направленностью на развитие выносливости.

VII. Реализация проектов, участие в турслетах и соревнованиях.
Однодневные и многодневные пешие походы. Техника и тактика летнего и зимнего
туризма

10. Календарно-тематическое планирование.

Первый год обучения.
№
Название темы

Содержание темы

1

История создания
группы

История создания группы, ее лидеры и
достижения

2

Организация
туристического
путешествия
Организация
туристического
путешествия
Основные правила
туризма
Основные правила
туризма
Минимальные
туристические навыки и
умения
Сбор личных вещей.

Распределение обязанностей в группе.
План подготовки к путешествию. Нормы
переходов.
План подготовки к путешествию. Нормы
переходов

3

4
5
6

7

8

Заготовка дров и
характеристики
древесины

9

Заготовка дров и
характеристики
древесины
Сбор и эксплуатация
группового снаряжения.

1
0
1
1

Сбор и укладка рюкзака.

1
2

Виды палаток и техника
их установок.

1
3

Типы костров

Колво
часов
2

2

2

Рассмотрение вопросов личной и групповой
безопасности, взаимопомощи, взаимоуважения.
Вопросы групповой безопасности,
взаимопомощи, взаимоуважения
Правила подбора одежды и обуви,
распределение переносимого имущества и
выполнение личных обязонностей в группе.
Личная экипировка участников походов в
зависимости от сезонов года. Обязательное и
желаемое имущество.
Техника валки леса, заготовка сухих дров в
любых условиях, опознание сухостоя в зимнее и
весеннее время. Энергоемкость разного вида
древесины и удобство использования на
природе
Энергоемкость разного вида древесины и
удобство использования на природе

2

Перечень группового имущества (Проживание,
приготовление пищи, переправы, движение) и
его эксплуатация и обслуживание
Расположение вещей в рюкзаке в зависимости
от веса, сохранение в сухом состояние и
постоянной потребности.
Выбор места под палатку. Техника установки,
ремонт и техническое обслуживание –
каркасных, шатровых, домиков.
Основные и дополнительные виды костров:
колодец, камин, охотник, решетка, нодья,
ленивый, звездный, дакота, шалаш, крот,

2

2
2

2

2

2

2

2

2

1
4

Типы костров

1
5

Типы костров и их
применение

1
6

Основные этапы
становления Российской
государственности.
Отдельные страницы
воинской славы

1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4

Отдельные страницы
воинской славы
Великие полководцы
России
Исторические этапы
формирования г.
Арзамаса
Исторические этапы
формирования
Нижегородской области
Культовая архитектура Н.
Новгорода
Состав мед. аптечки
Значение ПМП

полинезийский, крест, таежный, крыша,
заборчик.
Основные и дополнительные виды костров:
колодец, камин, охотник, решетка, нодья,
ленивый, звездный, дакота, шалаш, крот,
полинезийский, крест, таежный, крыша,
заборчик.
Выбор места для кострового бивака. Устройство
костровища. Разжигание костра. Поддержание
костра
Исторические корни формирования Российской
государственности, вражда Князей и
объединение Руси.
Краткий обзор основных воин России в
дореволюционное время: Ледовое побоище,
Куликовская битва, Крымские войны
Ледовое побоище, Куликовская битва,
Крымские войны
Подвиги и достижения Суворова, Кутузова,
Ушакова, Нахимова
Страницы начальной истории города. Арзамас в
XVII веке.

2

2

2

2

2
2
2

Нижегородский край в древности. Первые
сведения из истории края. Нижегородский край
в период феодальной раздробленности
Нижегородский кремль и его застройка.
Монастырские ансамбли
Состав и значение лекарственных препаратов,
функции медицины в походе
Значение первой мед. Помощи и правила
оказания.

2

Причины возникновения мозолей и потертостей.
ПМП

2

2
5

Потертости и мозоли как
проблема пешего похода

2
6

Травматизм в природных
Проф Профилактика
условиях
условиях.

2
7

травматизма

в

2
2
2

природных

2

Потертости и мозоли как
проблема пешего похода

Причины возникновения мозолей и потертостей.
ПМП

2

2
8

Общие положения
строевой подготовки

Понятие о строевых элементах и управление
ими

2

2
9

Общие положения
строевой подготовки

Изучение Строевого Устава ВС РФ

2

3
0

Основы строевой
подготовки

Построение в строй, строевая стойка и
выполнение команды «вольно, разойдись

2

3
1

Основы строевой
подготовки

Построение в строй, строевая стойка и
выполнение команды «вольно, разойдись

2

3
2

Повороты на месте.

Выполнение поворотов на месте: налево,
направо, кругом.

2

3
3

Повороты на месте.

Выполнение поворотов на месте: налево,
направо, кругом.

2

3
4

Основы строевой
подготовки

2

3
5

Основы строевой
подготовки

3
6

Повороты на месте.

3
7

Повороты на месте.

Приведение внешнего вида формы в
соответствии с уставом и выполнение команды
«Заправиться». Расчет в строю после построения
на 1-2, 1-3, по порядку.
Приведение внешнего вида формы в
соответствии с уставом и выполнение команды
«Заправиться». Расчет в строю после построения
на 1-2, 1-3, по порядку.
Приведение внешнего вида формы в
соответствии с уставом и выполнение команды
«Заправиться». Расчет в строю после построения
на 1-2, 1-3, по порядку.
Выполнение поворотов на месте: налево,
направо, кругом.

3
8

Общие положения
строевой подготовки

Понятие о строевых элементах и управление
ими

2

3
9

Общие положения
строевой подготовки

Изучение Строевого Устава ВС РФ

2

4
1

Основы строевой
подготовки

Построение в строй, строевая стойка и
выполнение команды «вольно, разойдись

2

4
2

Основы строевой
подготовки

Построение в строй, строевая стойка и
выполнение команды «вольно, разойдись

2

4
3

Повороты на месте.

Выполнение поворотов на месте: налево,
направо, кругом.

2

4
4

Повороты на месте.

Выполнение поворотов на месте: налево,
направо, кругом.

2

4
5

Основы строевой
подготовки

2

4
6

Основы строевой
подготовки

Приведение внешнего вида формы в
соответствии с уставом и выполнение команды
«Заправиться». Расчет в строю после построения
на 1-2, 1-3, по порядку.
Приведение внешнего вида формы в
соответствии с уставом и выполнение команды
«Заправиться». Расчет в строю после построения

2

2

2

2

на 1-2, 1-3, по порядку.
4
7

Повороты на месте.

4
8

Внешний вид курсанта

4
9
5
0
5
1

Расчеты в строю

5
2
5
3
5
4
5
5
5
6
5
7
5
8
5
9
6
0
6
1
6
2
6
3
6
4

Приведение внешнего вида формы в
соответствии с уставом и выполнение команды
«Заправиться». Расчет в строю после построения
на 1-2, 1-3, по порядку.
Приведение внешнего вида формы в
соответствии с уставом и выполнение команды
«Заправиться»
Расчет в строю после построения на 1-2, 1-3, по
порядку
Упражнение для мыщц рук и плечевого пояса

2

Упражнения для мыщц рук и плечевого пояса.
Упражнения для мышц туловища. Упражнения
для мыщц ног.
Упражнения для мышц ног. Упражнение
комплексного воздействия на группы мышц
Баскетбол, волейбол, футбол, общеразвивающие
упражнения, бег различными способами
Равномерный длительный бег (1-3 часа) при
частоте сердечных сокращений 130-150 уд./мин.
Кроссовая подготовка
Длительный кроссовый бег (1-2 ч) при частоте
сердечных сокращений 155-165 уд./мин
Кроссовая подготовка
Длительный кроссовый бег (20 мин.-1 час) при
частоте сердечных сокращений 155-165 уд./мин
Кроссовая подготовка
Равномерный длительный бег (1-3 часа) при
частоте сердечных сокращений 130-150 уд./мин.
Кроссовая подготовка
Длительный кроссовый бег (1-2 ч) при частоте
сердечных сокращений 155-165 уд./мин
Кроссовая подготовка
Длительный кроссовый бег (20 мин.-1 час) при
частоте сердечных сокращений 155-165 уд./мин
Упражнения,
Упражнения для мыщц рук и плечевого пояса.
Упражнения для мышц туловища. Упражнения
отягощенные
собственной массой тела для мыщц ног.
Упражнения с набивными Упражнения для мышц ног. Упражнение
мячами
комплексного воздействия на группы мышц
Кроссовая подготовка
Длительный кроссовый бег (1-2 ч) при частоте
сердечных сокращений 155-165 уд./мин
Кроссовая подготовка
Длительный кроссовый бег (20 мин.-1 час) при
частоте сердечных сокращений 155-165 уд./мин
Кроссовая подготовка
Равномерный длительный бег (1-3 часа) при
частоте сердечных сокращений 130-150 уд./мин.

2

Силовая подготовка
Упражнения,
отягощенные
собственной массой тела
Упражнения с набивными
мячами
Спортивные и подвижные
игры
Кроссовая подготовка

2

2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2

6
5
6
6
6
7
6
8
6
9
7
0
7
1
7
2

Кроссовая подготовка

Длительный кроссовый бег (1-2 ч) при частоте
сердечных сокращений 155-165 уд./мин
Кроссовая подготовка
Длительный кроссовый бег (20 мин.-1 час) при
частоте сердечных сокращений 155-165 уд./мин
Упражнения,
Упражнения для мыщц рук и плечевого пояса.
отягощенные
Упражнения для мышц туловища. Упражнения
собственной массой тела для мыщц ног.
Упражнения с набивными Упражнения для мышц ног. Упражнение
мячами
комплексного воздействия на группы мышц
Кроссовая подготовка
Равномерный длительный бег (1-3 часа) при
частоте сердечных сокращений 130-150 уд./мин.
Однодневный поход
Пеший поход до д. Малиновка, до р/п
Морозовка
Участии в соревнованиях Техника и тактика летнего и зимнего туризма

2

Участии в соревнованиях

2

Техника и тактика летнего и зимнего туризма

Итого

2
2

2
2
2
2

144

Второй год обучения.
№
Название темы
1

Страховочные системы.

2
3

2. Элементы туристической
полосы препятствий.
Техника наведения переправ.

4

Техника наведения переправ.

5

Виды карт и работа с ними.

6

Техника разведения и поддержки
огня

7

Элементы туристической полосы
препятствий

Содержание темы
Виды страховочных систем, их
использование и работа с карабинами
Способы прохождения параллельных
веревок, бабочки, навесной переправы.
Наведение переправы (навесной и
бревна). Подготовка к практической
части.
Наведение переправы (навесной и
бревна). Подготовка к практической
части.
Топографические и географические
карты. Условные знаки, используемые на
них.
Необходимость предварительной
заготовки топлива необходимого
диаметра и в достаточном количестве,
техника защиты огня и техника его
поддержания.
Правила прохождения: паутины, ромба,
качающегося рукохода.

Колво
часов
2
2
2

2

2

2

2

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Резервы человеческого организма Расход энергии при видах деятельности,
и его восстановление.
суточная потребность в ккал.
Энергетическая ценность продуктов
питания, распределение пищевого
рациона в течение суток.
Действия при отсутствии воды и Поиск воды, способы ее добычи и
огня.
сохранение. Техника очистки воды.
Способы добывания огня с помощью:
линз, камня, трения и марганца.
Сбор и укладка рюкзака
Расположение вещей в рюкзаке в
зависимости от веса, сохранение в сухом
состоянии и постоянной потребности.
Сохранение огня.
Разведение и поддержание костра под
дождем, на болоте, на снегу. Организация
кострища, техника противопожарной
безопасности, изготовление стоек,
перекладин.
Нормы питания и приготовления Расчет норм питания на группу и
пищи.
кулинарные особенности приготовления
пищи в природных условиях.
Веревки и их эксплуатация.
Разнообразие веревок по техническим
данным, выдерживаемые нагрузки и
возможные их применения в соответствии
с техническими характеристиками.
Виды узлов и их применение
Применение узлов и способы их
завязывания: прямой, восьмерка, булинь,
схватывающий, стремя, встречный,
грейпвайн, академический.
Виды узлов и их применение
Применение узлов и способы их
завязывания: прямой, восьмерка, булинь,
схватывающий, стремя, встречный,
грейпвайн, академический.
Состояние Красной Армии на
Политика государства и репрессии в
начало ВОВ.
1937-39 годах. Состояние военной мысли
и вооружения к 1940 – 1941 годам.
Основные этапы и битвы ВОВ.
Нашествие, первая победа: Смоленское
сражение и оборона Москвы, перелом,
освобождение. Защита Брестской
крепости, блокада Ленинграда,
Сталинградская битва, Курская битва.
Основные этапы и битвы ВОВ.
Защита Брестской крепости, блокада
Ленинграда, Сталинградская битва,
Курская битва.
Исторические этапы
Арзамас в XVII веке, в период

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

формирования г. Арзамаса

20

21

22

23

24

25

разложения крепостничества (1800-1861),
в условиях капитализма (60-е гг. XIX –
нач. XX века).
Нижегородская и Арзамасская
Нижегородские и арзамасские церкви,
культовая архитектура.
размещение, состояние и описание,
исторические справки.
Основы строевой подготовки
Понятие о строевых элементах и
управление ими. Построение в строй,
строевая стойка и выполнение команды
«вольно, разойдись».
Перестроения.
Перестроения подразделений из одной в
две и три шеренги, смыкание и
размыкание строя.
20. Выполнение строевых
Выполнение строевых приемов: поворот
приемов в составе подразделенья. направо, поворот налево, правое, левое
плечо вперед марш, разворот кругом.
21. Выполнение воинского
Выполнение воинского приветствия при
приветствия.
прохождение строем и ответное
приветствие выше стоящему начальству.
Строевые приемы в движении.
Выполнение поворотов в движении.

26 Изготовка к стрельбе.

27 Правила прицеливания.

28 Корректировка огня.
29 Огневая подготовка.
30 Огневая подготовка.
31 Средства индивидуальной
защиты.

32 СИЗ (практическое занятие).

33

Приборы Радиационной и
химической разведки.

Правила изготовки к стрельбе, положение
винтовки и техника безопасности при
стрельбе.
Виды прицелов и правила прицеливания с
прицелов с открытым, диоптрическим и
оптическим прицелом
Определение средней точки попадания.
Практические стрельбы из стрелкового
оружия.
Практические стрельбы из стрелкового
оружия.
Классификация СИЗ. Назначение,
классификация, принципы действия,
возможности табельных средств.
Простейшие и подручные средства.
СИЗ кожи. Отработка практических
навыков в использовании средств защиты
кожи (ОЗК, Л-1, защитный комбинезон)
Приборы радиационной разведки. Виды
ионизирующих излучений. Методы
обнаружения ионизирующих излучений.
Классификация дозиметрических

2

2

2

2

2

2
2

2

2
2
2
2

2

2

34

Приборы химической и
радиационной разведки.

35 ОФП. Кроссовая подготовка.
36 ОФП. Кроссовая подготовка.
37 Кроссовая подготовка.
38 Силовая подготовка.
39 Силовая подготовка.
40 кроссовая подготовка.
41 ОФП. Кроссовая подготовка.
42 ОФП. Кроссовая подготовка.
43 ОФП. Кроссовая подготовка.
44 Кроссовая подготовка.
45 Силовая подготовка.
46 Силовая подготовка.

47 кроссовая подготовка.
48 Силовая подготовка.
49 Силовая подготовка.
50 Работа с картой.

51 Работа с картой.
52

Работа с картой.

53 Работа с картой.

приборов.
Приборы химической разведки. АХОВ и
ОВ. Принципы работы приборов
химической разведки.
Бег на 1 км. Развитие общей и скоростной
выносливости.
Бег на 1 км. Развитие общей и скоростной
выносливости.
Бег на 3 км. Развитие общей и скоростной
выносливости.
Упражнения с набивными мячами,
гантелями, с дисками от штанги.
Упражнения, отягощение массой
собственного тела.
Бег на 5 км. Развитие общей и скоростной
выносливости.
Бег на 1 км. Развитие общей и скоростной
выносливости.
Бег на 1 км. Развитие общей и скоростной
выносливости.
Бег на 1 км. Развитие общей и скоростной
выносливости.
Бег на 3 км. Развитие общей и скоростной
выносливости.
Упражнения с набивными мячами,
гантелями, с дисками от штанги.
Упражнения, отягощение массой
собственного тела.

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Бег на 5 км. Развитие общей и скоростной
2
выносливости.
Упражнения с набивными мячами,
2
гантелями, с дисками от штанги.
Упражнения, отягощение массой
2
собственного тела.
Устройство компаса и пользование им.
2
Ориентирование по карте, компасу и
различным особенностям местных
предметов.
Измерение расстояний с помощью
2
резервной линейки и циркуля.
Измерение азимутов с помощью
2
траспортира компаса и линейки.
Чтение карт и выстраивание маршрута
1

54 Кроссовая подготовка

55 Кроссовая подготовка

56 Кроссовая подготовка

57 Кроссовая подготовка

58 Кроссовая подготовка

59 Кроссовая подготовка

60 Упражнения, отягощенные
собственной массой тела
61 Упражнения с набивными
мячами
62 Кроссовая подготовка

63 Кроссовая подготовка

64 Кроссовая подготовка

65 Кроссовая подготовка

66 Кроссовая подготовка

67 Упражнения, отягощенные
собственной массой тела
68 Упражнения с набивными

движения по словесному описанию
Равномерный длительный бег (1-3 часа)
при частоте сердечных сокращений 130150 уд./мин.
Длительный кроссовый бег (1-2 ч) при
частоте сердечных сокращений 155-165
уд./мин
Длительный кроссовый бег (20 мин.-1
час) при частоте сердечных сокращений
155-165 уд./мин
Равномерный длительный бег (1-3 часа)
при частоте сердечных сокращений 130150 уд./мин.
Длительный кроссовый бег (1-2 ч) при
частоте сердечных сокращений 155-165
уд./мин
Длительный кроссовый бег (20 мин.-1
час) при частоте сердечных сокращений
155-165 уд./мин
Упражнения для мыщц рук и плечевого
пояса. Упражнения для мышц туловища.
Упражнения для мыщц ног.
Упражнения для мышц ног. Упражнение
комплексного воздействия на группы
мышц
Длительный кроссовый бег (1-2 ч) при
частоте сердечных сокращений 155-165
уд./мин
Длительный кроссовый бег (20 мин.-1
час) при частоте сердечных сокращений
155-165 уд./мин
Равномерный длительный бег (1-3 часа)
при частоте сердечных сокращений 130150 уд./мин.
Длительный кроссовый бег (1-2 ч) при
частоте сердечных сокращений 155-165
уд./мин
Длительный кроссовый бег (20 мин.-1
час) при частоте сердечных сокращений
155-165 уд./мин
Упражнения для мыщц рук и плечевого
пояса. Упражнения для мышц туловища.
Упражнения для мыщц ног.
Упражнения для мышц ног. Упражнение

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

мячами

комплексного воздействия на группы
мышц
Равномерный длительный бег (1-3 часа)
при частоте сердечных сокращений 130150 уд./мин.
Пеший поход до д. Малиновка, до р/п
Морозовка
Техника и тактика летнего и зимнего
туризма
Техника и тактика летнего и зимнего
туризма

69 Кроссовая подготовка

70

Однодневный поход

71 Участии в соревнованиях
72 Участии в соревнованиях

2

2
2
2

Третий год обучения.
№

Название темы

Содержание темы

1

Правила туристического
многоборья.
Правила судейства.

Изучение правил туристического многоборья по
В. В. Теплоухову
Штрафные баллы, их начисление, правила
протестов.
Правила прохождения: узкий лаз, бурелом,
переправа по бревну и наклонному бревну,
паутины, качающегося рукохода.
Правила прохождения: узкий лаз, бурелом,
переправа по бревну и наклонному бревну,
паутины, качающегося рукохода.
Наведение навесной переправы. Спортивный
туризм с элементами поисково-спасательных
работ.
Наведение навесной переправы. Спортивный
туризм с элементами поисково-спасательных
работ.
Способы определения своего местонахождения
по карте и по компасу. Определение времени
суток по природным признакам.
Способы определения своего местонахождения
по карте и по компасу. Определение времени
суток по природным признакам.
Правила выдерживания движения по маршруту
с помощью шагов, глазомера. Психологическая
уравновешенность.
Правила выдерживания движения по маршруту

2
3

Элементы туристической
полосы препятствий.

4

Элементы туристической
полосы препятствий.

5

Техника наведения
переправ.

6

Техника наведения
переправ.

7

Ориентирование в
пространстве и во
времени.
Ориентирование в
пространстве и во
времени.
Движение по маршруту
без ориентиров.

8

9

10

Движение по маршруту

Колво
часов
2
2
2

2

2

2

2

2

2

2

без ориентиров.

2

12

Знаки временной
маркировки местности.
Сигнальная азбука.

с помощью шагов, глазомера. Психологическая
уравновешенность.
Изучение знаков временной маркировки на
местности и знаков спасения «земля-воздух»
Изучение флажкового семафора и азбуки Морзе.

13

Пищевые отравления.

Причина пищевых отравлений и ПМП в походе.

2

14

Тепловой и солнечный
удар.
Психологическая
подготовка.

Причины теплового и солнечных ударов,
оказание ПМП в условиях похода.
Особенности экстремальных ситуаций в
природе, психологическое противостояние
одиночеству.
Питание в автономных
Способы добычи животной пищи в природе,
условиях.
питание растениями, съедобные и ядовитые
растения.
Подача сигналов.
Способы подачи сигналов дымом, огнем,
фонарем.
Трагедии оккупированных Партизанское движение. Трагедия Хотыни. Тыл,
территорий.
оккупация, сопротивление СССР в годы ВОВ.
Трагедии оккупированных Партизанское движение. Трагедия Хотыни. Тыл,
территорий.
оккупация, сопротивление СССР в годы ВОВ.
Ордена и медали.
Ордена и медали царской России, Советского
Союза и современной России.
Вооружение.
Современные виды вооружения: системы
залпового огня, танки, самолеты – технические
характеристики.
Звание героя
Герои ВОВ и герои современники. Пионеры
герои ВОВ.
География Арзамасского
Растительность, Реки и болота области –
края и Нижегородской
разнообразие, причины различий.
Области.
Исторические этапы
Арзамас в годы Гражданской войны и в годы
формирования г.
ВОВ.
Арзамаса.
Состояние Красной
Политика государства и репрессии в 1937-39
Армии на начало ВОВ.
годах. Состояние военной мысли и вооружения
к 1940 – 1941 годам.
Основные этапы и битвы
Нашествие, первая победа: Смоленское
ВОВ.
сражение и оборона Москвы, перелом,
освобождение. Защита Брестской крепости,
блокада Ленинграда, Сталинградская битва,
Курская битва.
Основные этапы и битвы
Защита Брестской крепости, блокада

2

11

15

16

17
18
19
20
21

22
23

24

25

26

27

2

2

2

2
2
2
2
2

2
2

2

2

2

2

ВОВ.

28

29

30

31

32

33

34

35
36

37
38

39

40

41

Ленинграда, Сталинградская битва, Курская
битва.
Исторические этапы
Арзамас в XVII веке, в период разложения
формирования г. Арзамаса крепостничества (1800-1861), в условиях
капитализма (60-е гг. XIX – нач. XX века).
Нижегородская и
Нижегородские и арзамасские церкви,
Арзамасская культовая
размещение, состояние и описание,
архитектура.
исторические справки.
Основные этапы и битвы
Нашествие, первая победа: Смоленское
ВОВ.
сражение и оборона Москвы, перелом,
освобождение. Защита Брестской крепости,
блокада Ленинграда, Сталинградская битва,
Курская битва.
Основные этапы и битвы
Защита Брестской крепости, блокада
ВОВ.
Ленинграда, Сталинградская битва, Курская
битва.
Исторические этапы
Исторические корни формирования Российской
формирования г. Арзамаса государственности, вражда Князей и
объединение Руси. Краткий обзор основных
воин России в дореволюционное время:
Основные этапы и битвы
Ледовое побоище, Куликовская битва,
ВС
Крымские войны. Подвиги и достижения
Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова.
Российская армия на
Российская армия на разных этапах
разных этапах
исторического развития России. Великая
исторического развития
отечественная война 1941-1945 гг.
России.
Дни воинской славы
Дни воинской славы России. Боевые традиции
России
Русской Армии
Автомат Калашникова.
Изучение материальной части автомата
Калашникова и технические характеристики.
Разновидности автомата Калашникова.
Разборка – сборка АК.
Тренировочное занятие, по разработке и сборке
автомата Калашникова.
Огневая подготовка.
Тренировочное занятие по стрельбе из
пневматической винтовки и пневматического
пистолета.
Огневая подготовка.
Тренировочное занятие по стрельбе из
пневматической винтовки и пневматического
пистолета.
Прибор радиоционной
Приборы радиоционной разведки. Виды
разведки.
ионизирующих излучений, методы
обнаружения.
Приборы химической
Приборы химической разведки для определения

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2
2

2

2

2

42
43

44

45
46

47

разведки.
Средства
индивидуальной защиты.
Средства
индивидуальной защиты.

АХОВ. Принципы работы приборов.
Методика подбора противогаза и техника его
одевания на себя и пострадавшего
Использование и техника одевания ОЗК в виде
накидки, плаща и комбинезона. Нормативы и
допускаемые ошибки.
Средства индивидуальной Использование и техника одевания ОЗК в виде
защиты.
накидки, плаща и комбинезона. Нормативы и
допускаемые ошибки.
Средства индивидуальной Техника Л-1. Тренировочное занятие по
защиты.
надеванию ОЗК.
Искусство рукопашного
Определение, классификация, фазы
боя.
рукопашного боя.

48

Правовые основы
рукопашного боя.
Основы самозащиты.

49

Основы самозащиты.

50

Основы самозащиты.

51

Защита от удара рукой.

52

Защита от удара рукой.

53

Основы самозащиты.

54

Защита от удара рукой.

55

Кроссовая подготовка.

56

Кроссовая подготовка.

57

Кроссовая подготовка.

58

Кроссовая подготовка.

59

Силовая подготовка.

60

Силовая подготовка.

Юридические основы самозащиты. Понятие о
самозащите и о превышение самозащиты.
Основные принципы выведения противника из
равновесия. Рабочая стойка, перемещение в
стойке.
Основные принципы выведения противника из
равновесия. Рабочая стойка, перемещение в
стойке.
Нижняя акробатика, перекаты влево и вправо,
кувырки, перемещение в нижней стойке.
Техника защиты от прямого удара, бокового
удара и удара рукой снизу.
Техника защиты от прямого удара, бокового
удара и удара рукой снизу.
Нижняя акробатика, перекаты влево и вправо,
кувырки, перемещение в нижней стойке.
Техника защиты от прямого удара, бокового
удара и удара рукой снизу.
Бег на 3 км. Упражнения с преимущественной
направленностью на развитие выносливости.
Бег на 1 км. Упражнения с преимущественной
направленностью на развитие выносливости.
Бег на 5 км. Упражнение на развитие
скоростной выносливости
Бег на 5 км. Упражнение на развитие
скоростной выносливости
Упражнение с набивными мячами, гантелями,
гирями, с дисками от штанги, с использованием
сопротивления противника.
Упражнение с набивными мячами, гантелями,

2
2

2

2
2

2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

61

Силовая подготовка.

62

Силовая подготовка.

63

Силовая подготовка.

64

Силовая подготовка.

65- Реализация проектов,
67 участие в соревнованиях.
68- Реализация проектов,
72 участие в соревнованиях.

гирями, с дисками от штанги, с использованием
сопротивления противника.
Упражнение с набивными мячами, гантелями,
гирями, с дисками от штанги, с использованием
сопротивления противника.
Упражнение с набивными мячами, гантелями,
гирями, с дисками от штанги, с использованием
сопротивления противника.
Упражнение с набивными мячами, гантелями,
гирями, с дисками от штанги, с использованием
сопротивления противника.
Упражнение с набивными мячами, гантелями,
гирями, с дисками от штанги, с использованием
сопротивления противника.
Осенние каникулы «Экстремальная тайга»

Итоговый лагерь «Есть такая профессия –
Родину защищать»

14. Предполагаемые результаты
Результаты реализации программы является работа, в ходе которой достигаются
поставленные цели. Достигаемые результаты длятся на непосредственные
краткосрочные и отдаленные.
К краткосрочным результатам относятся – результат ежедневной рутинной
работы, в ходе которой у подростков формируется интересы патриотической
направленности, организуется тематическая занятость свободного времени (
каникулярное время и отдых выходного дня ), а также практический сбор
интересуемой информации : культурно-исторической и природно-ландшафтной.
Отдельные результаты можно подразделить на две части : доступные и
возвышенные. Доступные отдаленные результаты – это овладение в
совершенстве навыками туризма и выживание в экстремальных условиях,
обучение и овладение общими и специальными военными направлениями, а
также формирование ярких положительных воспоминаний школьных лет.
Возвышенные отдельные результаты. О возможности их достижения будут
судить другие люди и, может быть, поколение, но стремление к их возможному
достижению является одной из важных задач. К таким результатам относится
возможность
воспитания
высоконравственного,
духовно-крепкого,
ответственного и целеустремленного гражданина РФ.

2

2

2

2

5

10

19.Список литературы
1. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский «Основы медицинских знаний и
ЗОЖ» М. Просвещение 2002г.
2. В.Н. Сингаевский «Военно-государственные символы России» М.:АСТ ; СПБ.:
Полигон 2008г.
3. П.А. Куруева «Медико-санитарная подготовка учащихся» М.Просвещение
1988г.
4. В.Г. Бубнов «основы мед.знаний» 9-11кл М:АСТ-ЛТД 1997г.
5. О.В. Павлова «ОБЖ. Автономное существование в природных условиях. 9
класс: элективный курс. Волгоград: учитель 2007
6. А.Г. Маслов «подготовка и проведение соревнований учащихся «школа
безопасности»
7. И.А. Бубнов, А.И. Кремов, С.И. Филимонов «Военная топография» военное
издательство министерства обороны СССР м.1993г
8. М.И. Гоголев «методическое пособие по медико-санитарной подготовке» М.
Просвещение, 1985г.
9. В.Д. Серых «Воинские ритуалы» М. Военные издательство 1986г.
10.Общевоинские уставы ВС РФ М:Эксмо, 2008г.
11.М.В. Головачев, Н.Ф. Мухамадиев «Школа выживания: организация и
обустройство полевого лагеря» НГТУ – Н.Новгород, 2001г.
12. Е.В. Пчелев «Государственные символы России» М. Русское слово 2003г.
13. И.В. Моисейко «Государственная символика России» ЦНСО Москва 2003г.
14. В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнов «Основы медицинских знаний» 9-11 класс М. АСТЛТД 1997г.
15. Е. Швецов «Новейшая энциклопедия выживания в экстремальных условиях»
М: АСТ: Астрель, 2007г.
17.А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин и др «Начальная военная подготовка» 9-10 кл. М:
Просвещение 1985г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».