Грация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Принята с изменениями и дополнениями
на заседании педагогического совета
от «31» ___августа__2022__г.
Протокол № _1_________________

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦДОД
______________ А.Н. Сильченко
«_31_»____августа___2022__г.
Приказ №___58-од___________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Грация»
Уровень программы: базовый
Возрастная категория: от _6__ до _18_ лет
Состав группы: 50
Срок реализации: _6_ год(а)
ID-номер программы в Навигаторе: 75

Автор-составитель:
Козюсова Юлия Викторовна,
Педагог дополнительного
образования

г. Минеральные Воды
2022 год

Пояснительная записка.
Программа хореографического кружка «ГРАЦИЯ» является модифицированной.
Она разработана на основе собственной многолетней работы с детским коллективом.
Данная программа реализует художественную направленность.
Хореография – это искусство, любимое детьми. Еще в самые древние времена танец был одним из
первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство
для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только
эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Танец
раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие
возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до
овладения основами профессионального мастерства. Хореография как вид искусства обладает
скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным
средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности
оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца. Движение и музыка,
одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию,
музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую,
зрительную, моторную (или мышечную) память. Учащиеся коллектива познают все многообразие
танца: классического, народного, современного и др.

Актуальностью и практической значимостью программы для обучающихся
является - воспитание коммуникабельности, трудолюбия, умения добиваться цели, формирует
эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает
к творчеству. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за
партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно
актуальными. Этот вид искусства является дополнительным резервом двигательной активности
детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и
психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и
трудовой деятельности.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации
учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность
программы.
- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение
простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);
- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка
и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать
мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных
движений;
- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам
выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;- формирование навыков
коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке
публичного выступления.

Рабочая программа рассчитана на детей с 5 до 16 лет и составлена в
соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:
- Конституцией Российской Федерации.
- Конвенцией о правах ребенка
- Федеральным законом от 29.12.2012№273-ф3(редакция от 23.07.2013)
«Об образовании в Российской Федерации»
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима» САНПИН 2.4.4.3172-14 (Приложение к письму министерства образования №06-1844 от
11.12.2006 г.« С учетом психологической готовности и физического уровня воспитанников к
обучению и освоению образовательного уровня программы…»)

Особенности организуемого в объединении воспитательного процесса.
Обучить детей основам хореографии. Сформировать навыки выполнения танцевальных
упражнений.
Воспитать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
Формировать творчески активную, эмоциональную, физически и духовно развитую личность
средствами хореографического искусства.
Задачи.
Образовательные: приобретение теоретических знаний в области хореографии; формирование
исполнительских навыков классического и народного танца расширение кругозора, изучение
особенностей национальных традиций народов России и других стран мира.
Развивающие: развитие эмоционально-чувственной сферы и эстетического вкуса; физическое
развитие ребенка, снятие мышечного и психологического торможения, совершенствование навыков
координации движения; развитие индивидуальных способностей межличностного взаимодействия
Воспитательные: формирование общей культуры личности, способности адаптации в
современном обществе; воспитание художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости;
воспитание трудолюбия, дисциплинированности, умения работать в коллективе;
формирование навыков здорового образа жизни.

Цели и задачи воспитания.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, основываясь на базовых для нашего общества
ценностях, (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) и
региональных особенностях формулируется общая цель воспитания в Центре – личностное развитие
воспитанников.
Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение следующих
основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности центровских ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в
сообществе центра;
2)
реализовывать потенциал дополнительного образования в воспитании детей,
поддерживать активное участие объединений и клубов в жизни центра;
3)
использовать в воспитании детей возможности занятий дополнительного образования,
поддерживать использование на занятиях интерактивных форм работы с учащимися;
4)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне центра,
так и на уровне клубов;
5)
поддерживать деятельность функционирующих на базе центра детских общественных
объединений и организаций;
6)
организовывать для воспитанников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать
их воспитательный потенциал;
7)
организовывать профориентационную работу с воспитанниками;
8)
привлекать воспитанников к участию в конкурсах, соревнованиях, акциях разных
уровней;
9)
освещать работу клубов в медиа-среде, реализовывать воспитательный потенциал
различных медиа-ресурсов;
10)
развивать предметно-эстетическую среду центра и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11)
налаживать взаимодействие в вопросах воспитания со школами и другими
организациями, для обеспечения непрерывности и планомерности воспитательного процесса;
12)
организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в центре интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения воспитанников

Деятельность клубов дополнительного образования
Осуществляя работу с клубом, педагог дополнительного образования организует:
-работу с коллективом клуба;
-индивидуальную работу с воспитанниками клуба;
-работу с образовательными организациями, в которых обучаются воспитанники и их классными
руководителями;
-работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с коллективом клуба:
- инициирование и поддержка участия клуба в ключевых делах Центра оказание необходимой
помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему клуба (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной, военно-патриотической, туристско-краеведческой
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить
и упрочить доверительные отношения с учащимися клуба, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе, закрепить на практике компетенции заложенные в
программе.
- проведение занятий как часов плодотворного и доверительного общения педагога и воспитанников,
основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной
позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива клуба через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями; празднования в клубе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклубные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни клуба
- выработка совместно с воспитанниками законов клуба, помогающих детям освоить нормы и
правила общения, которым они должны следовать. Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся клуба через наблюдение за поведением
воспитанников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в
играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по
тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
педагога с родителями воспитанников, с классными руководителями, а также (при необходимости) –
со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений со сверстниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется педагогом в задачу
для школьника, которую они совместно стараются решить.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися клуба; через предложение взять на себя ответственность за
то или иное поручение в клубе.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о успехах и проблемах их детей, о жизни клуба в целом;
- помощь родителям воспитанников или их законным представителям в регулировании отношений
между ними;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания;
- создание и организация работы родительских комитетов клубов, участвующих в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей воспитанников к организации и проведению дел клуба;
- организация на базе клуба семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на
сплочение семьи и дополнительного образования.

Реализация программ дополнительного образования.
Воспитание на
преимущественно через:

занятиях

клубов

дополнительного

образования

осуществляется

- вовлечение воспитанников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях воспитанников с ярко выраженной лидерской позицией
и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала детского хореографического коллектива «Грация»
происходит в рамках следующей выбранной воспитанниками направленности:
- художественно – эстетическая (курсы дополнительного образования, создающие
благоприятные условия для социальной самореализации воспитанников, направленные на раскрытие
их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения воспитанников к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие)

Занятие и тренировка
В связи со спецификой Центра, применяются такие формы организации учебновоспитательного процесса как занятие и тренировка, во время которых, педагоги используют
следующие приемы воспитательной работы:•установление доверительных отношений между
педагогом и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию детьми требований и
просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их
познавательной деятельности;•побуждение воспитанников соблюдать на занятии общепринятые
нормы
поведения,
правила
общения
со
старшими
(педагогами)
и сверстниками
(воспитанниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; •привлечение внимания
воспитанников к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организация их работы с
получаемой на занятии социально значимой информацией –инициирование ее обсуждения,
высказывания воспитанниками своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;•применение на занятии интерактивных форм
работы воспитанников: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию детей;
подготовке к конкурсам и соревнованиям, для применения полученных знаний на практике;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат воспитанников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
•включение в занятие и тренировку игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия/тренировки; •организация
наставничества воспитанников более старших годов обучения над младшими, дающего детям
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;•инициирование и поддержка
исследовательской деятельности воспитанников в рамках реализации ими индивидуальных и

групповых исследовательских проектов, что даст воспитанникам возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения •привлечение сторонних специалистов относящихся к направлению
группы, для демонстрации личного примера, достижений и поведения в выбранном
направлении.

Профориентация
Совместная деятельность педагогов и воспитанников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение воспитанников; диагностику и консультирование
по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб воспитанников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка –подготовить воспитанника к осознанному выбору
своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность воспитанника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности. Эта работа осуществляется через циклы профориентационных часов общения,
направленных на подготовку воспитанникак осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего.

Работа с родителями
Работа с родителями или законными представителями воспитанников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций
семьи и Центра в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
воспитанников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
• родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей,
формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы,
семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для получения
представления о ходе учебно-воспитательного процесса в Центре;
• родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем
обучения и воспитания воспитанников;
• родительские форумы при интернет-сайте центра, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов.
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении центровских и клубных
мероприятий воспитательной направленности индивидуальное консультирование c целью
координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Возрастные особенности детей
младшего возраста (5-7 лет)
В этом возрасте дети умеют координировать работу рук и ног. У них достаточно развито чувство
равновесия, формируется осанка, занятия хореографией помогают сформировать ее правильно.
В воспитании танцора 5-7 лет важна речь педагога, его манера общения с детьми. Эмоциональная
окраска речи, способна вызвать и поддержать интерес детей к танцу, усилить необычность,
впечатление, сказочность ситуации. Большое значение имеет показ выразительных танцевальных
движений. Восприятие и мышление детей в дошкольном возрасте имеет, в основном, конкретно-

образный характер, поэтому на первых порах танец для них связан не только с музыкой, но и с
конкретными образами, словом, пантомимой. В основу обучения лежит игровое начало.
Обязательной составной частью занятий, источником радостных эмоций, обладающих великой
воспитательной силой, является игра. Игра требует внимания, сообразительности, ловкости,
смелости, находчивости.
среднего возраста (8-12 лет)
В этом возрасте проявляется высокий уровень активности, они более наблюдательны, лучше
выполняют движения, любят шумные игры. Появляется способность
анализировать и
объяснять своё поведение. Дети этого возраста легко возбудимы, эмоционально непосредственны,
чувствительны к критике со стороны взрослых, при этом стремятся быть честными, независимыми.
Продолжают формироваться
такие чувства, как: отзывчивость, чуткость, доброта,
ответственность, любознательность.
старшего возраста (13-16 лет.)
В работе с детьми среднего и старшего школьного возраста основными являются принципы
сотрудничества, сотворчества. Если детей младшего возраста в коллектив приводят родители, то
подростки уже четко представляют, для чего им нужны занятия хореографией именно в этом
коллективе. Для детей среднего и старшего школьного возраста важно общение со сверстниками –
единомышленниками.
Участников ансамбля связывает личная дружба и общность интересов.
Огромную роль играет также возможность самореализации. Детей привлекает концертная и
конкурсная деятельность, во время которой есть возможность проявить себя, показать свои
возможности. С учетом возрастных особенностей подбирается музыкальный материал, репертуар.

Срок реализации программы 6 лет.
Танцевальные группы сформированы в соответствии с возрастом и годом обучения:
1 СТУПЕНЬ- младшие группы кружка (1 - 2 год обучения).
2 СТУПЕНЬ средние группы кружка (3- 4 год обучения).
3СТУПЕНЬ старшие группы кружка (5-6 год обучения).
Наполняемость групп - от 10-ти до 15 детей
Практика работы с детьми показала, что иногда возрастные границы условны: если ребенок не
соответствует уровню исполнительских навыков, но по возрасту должен заниматься в определенной
группе, с согласия родителей ребенок переходит в группу на ступень ниже или выше.

Формы занятий
Занятия танцами - это необыкновенно трудоемкая и сложная работа, наполненная бесконечно
повторяемой отработкой как изучаемого, так и уже пройденного материала. Для более эффективного
результата занятия, в зависимости от возраста и года обучения, проводятся 2 раза в неделю, что
позволяет больше времени уделять композиции и постановке новых номеров, добиваться четкой
техники исполнения, развития музыкальности и выразительности. Занятия в кружке проводятся
групповые и сводные. Сводные занятия целесообразны при подготовках к концертам и при
разучивании новых номеров. Постановочная и репетиционная групповая работа пронизывает весь
учебный процесс с целью развития творческих и актерских способностей учащихся,
углубление понимания содержательности танцевального образа. В ходе постановочной работы
развивается творческая инициатива, воображение, умение передать музыку и содержание
образа движением. Учащиеся на практике убеждаются, что хореография - это содержательное
искусство, требующее технического умения и выразительности при исполнении.

Формы контроля за реализацией программы и проверки теоретических знаний
Это - концерты; открытые занятия; участие в конкурсах и фестивалях.
В программу заложены требования, предъявляемые к танцевальным знаниям, умениям и навыкам
обучающихся, которым дети должны овладеть в течение учебного года и в течение всего курса
обучения.

Итогом обучения являются-Отчетные концерты, выступления учащихся в различных концертных
программах, а также участие в хореографических конкурсах различного уровня.
По окончании 1ступени обучения 1 и 2 года воспитанники должны
Знать: правила поведения на уроках хореографии; основы музыкальной грамоты; простые
танцевальные шаги; простые перестроения в танце (круг, линия, диагональ).
Уметь: держать правильную осанку; ориентироваться в пространстве; различать характер музыки;
артистично показать образы в игровых танцевальных этюдах;
По окончании 2ступени обучения 3 и 4 год воспитанники должны
Знать: терминологию классического и народного танцев; названия бальных танцев (вальс, полька,
мазурка, краковяк и т. д.);историю возникновения русского народного танца.
Уметь: определять структуру музыкального произведения; ориентироваться в пространстве и
перестраиваться в любые рисунки;
владеть методикой исполнения упражнений классического экзерсиса у станка и на середине зала;
владеть методикой исполнения упражнений народного танца у станка и на середине зала; владеть
культурой движения рук; правильно и технично исполнять упражнения партерного экзерсиса
исполнять тур вальса; знать технику исполнения шагов: краковяк, полька, мазурка.
По окончании 3ступени обучения 5 и 6 год воспитанники должны
Знать: виды и жанры хореографии; народные танцы и костюмы; сложные технические движения
народно-сценического танца; характерные особенности и манеру исполнения танцев разных стилей и
народов.
Уметь: исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров, стилей; связывать характер
танца с образом жизни народа, с окружающей природой; сочинять небольшие миниатюры, этюды;
анализировать балетные спектакли, определять их жанр;
правильно воспринимать музыкальное сопровождение, передавать содержание музыки в танце;
выразительно исполнять комбинации из нескольких танцевальных композиций плодотворно и
творчески работать в команде.

Ожидаемый результат реализации программы:
1.формирование танцевальных навыков;
2.воспитание гармонично развитой личности ребенка;
3.развитие творческой индивидуальности и активности ребенка;
4.оздоровление организма ребенка, укрепление необходимых групп мышц;
5.танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;
6.уметь воспринимать и передавать в движении образ;
7.уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях
движений, а также придумывать собственные оригинальные «па»;
8.ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
9.понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в коллективе.

Учебно-тематический план занятий
1 ступени ( 5-6 лет ) (7-8лет) 1 и 2 год обучения
№

Тема

Количество часов
практика

1

Техника безопасности

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Партерный экзерсис
Азбука музыкального движения
Элементы классического танца
Элементы народно-сценического танца
Элементы эстрадного танца
Работа над репертуаром
Творческая деятельность.
Музыкально-танцевальные игры.
Беседы об искусстве, Прослушивание
музыки, просмотр видеоматериалов.
144 ч

всего

теория
1
1
3

0
20
20
20
20
26
14
12
8

4

140

Содержание занятий 1 ступени.
Тема 1. Вводное занятие 1 час.
Провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание материала:
Вступительная беседа, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определить основные
правила этики, безопасности и гигиены.
Тема 2. Партерный экзерсис 21час.
Содержание материала:
Упражнения, развивающие силу ног, выворотность, правильную осанку, гибкость.
Комплекс упражнений сидя на полу:а) упражнения для развития и укрепления голеностопного
сустава;б) сокращение и вытягивание стоп обеих ног с поворотами головы;в) сокращение и
вытягивание стоп по очереди с наклонами головы г) упражнение для развития выворотности ног д)
упражнения для растягивания ахилового сухожилия;е) упражнения для развития паховой
выворотности «Бабочка»;ж) упражнения для мышц брюшного пресса;з) комплекс упражнений лёжа
на спине;и) упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела позвоночника; к)
комплекс упражнений лёжа на животе;л) комплекс упражнений для растягивания мышц ног.
Тема 3: Азбука музыкального движения 3 час.
Содержание материала:
Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое
освоение понятия «мелодия и движение. Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. Контрастная музыка:
быстрая - медленная, веселая -грустная.
Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево.
Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные
упражнения. - темп (медленный, быстрый); динамические оттенки (тихо, громко)- жанр (марш,
полька).
Тема 4: Элементы классического танца 20 час.
Содержание материала:
Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного
тазобедренного суставов.
Практическая работа: позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка
корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия
держась за станок одной
рукой). Позиции ног — по 1,2, 3-й. Позиции рук — подготовительная, 1,2,3 (разучивается на
середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, тоя боком к станку. Деми
плие - изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям. Батман тандю- изучается лицом к станку по 1,
3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года — назад. Деми рон де жамб пор тер - вперед в
сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюр ле ку де
пье — «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги)
Тема 5: Элементы народно-стилизованного танца 20 час.

Содержание материала:
Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных движений. Характерные положения ру
в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.
Практические занятия. Русский танец.
Позиция рук 1, 2, 3 — на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг
вперед. Притоп — удар всей стопой 4 шаг с притопом в сторону; тройной притоп.
Припадание на месте с продвижением в сторону.
«Ковырялочка» — поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении
ребром каблука в открытом положении.
Тема 6: Элементы эстрадного танца 20 час.
Содержание материала:
Практические занятия. Позиции рук. (показ). Простейшая композиция. Работа рук, тела, головы,
корпуса, в разных направлениях эстрадного танца. Характер мелодии: веселая, грустная,
торжественная
Зависимость движения от характера мелодии.
Связь музыки и движения.
Понятие «мелодия». Темп музыки. конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика
музыкальных образов.
Подбор выразительных движений для создания образа. а) повороты головы, наклоны головы б)
наклоны корпуса вперед, назад и в сторону в) постановка корпуса г) основные положения ног:
свободная и IV позиция; д) основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе е) хлопки с разным
ритмическим рисунком ж) прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом з) построения и
перестроения (линия по одному, по парам, по четверкам, круг, диагональ и т.д.)
Тема 7. Работа над репертуаром 26 час.
Цель: постановка танцев, отработка движений, техника исполнения. Импровизация под музыку,
ощущение «тела»; общение с партнером -партнеринг; осмысление движения в творчестве:
рисунок, образ; набор движений для создания базовой основы к импровизации.
Теме 8 Творческая деятельность 14 час.
Содержание материала:
Этюды. Практическая работа: художник, перелет птиц, шторм на море, лиса и зайцы, дождь в лесу,
прогулка в парк.
Теме 9 Музыкально-танцевальные игры 12 час.
Содержание материала: Игровые танцевальные этюды
«Веселые лошадки»–бег с подъемом коленей. "Веселые гномы". «Со скакалкой мы – подруги».
«Снежинки» – импровизация. «Голуби» – этюд на построение и перестроение. «Синеглазка» –
соединение танцевального шага с поклоном, позиция рук. «Лыжники» – импровизация.«Весеннее
настроение»."Подснежник". "Часики"
Танцевально-ритмические упражнения – «Нарисуй себя», «Стирка».
Музыкальные игры – переноска мяча
Тема 10 Беседы об искусстве, прослушивание музыки.
Просмотр видеоматериалов. 8 час.
Подбор материалов соответственно возрасту.

Учебно-тематический план занятий
2 ступени ( 9-10 лет )(11-12 лет)3 и 4 год обучения

№

Тема

Количество часов
теория

1
2
3
4
5
6
7
всего

Вводное занятие. Техника безопасности.
Партерный экзерсис
Элементы классического танца
Элементы народно-сценического танца
Элементы эстрадного танца
Работа над репертуаром
Беседы об искусстве. Прослушивание
музыки. Просмотр видеоматериалов.
144 часа

практика

1
1
2
2
2
22
10

0
6
18
30
22
28

40

104

Сод
ерж
ани
е
зан

ятий 2 ступени
Тема 1 Вводное занятие 1 час.
Содержание материала: Занятие проводится в форме беседы. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2 Партерный экзерсис 7 час.
1. Повторение выученного и усложнение движений:
а) на напряжение и расслабление групп мышц тела;
б) для эластичности мышц стопы, растяжение ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок;
в) для развития выворотности ног, подвижности и гибкости коленного сустава;
г) для развития подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра;
д) для развития танцевального шага;
е) для укрепление мышц брюшного пресса;
ж) для развития гибкости позвоночника.
Тема 3 Элементы классического танца 20 час.
Содержание материала:
1. Постановка корпуса. Разучивание позиций ног: 1п, 2п, 3п, 5п, 6п.
а) Demi plie из 1,2 и 5поз;б) Battement tendu (вперед, в сторону, назад) из 1поз;в) Battement tendu с
demi plie из 1поз. (по четвертям);
г) Passe par terre в 1поз. вперед и назад;д) Demi rond de jambe par terre (по четвертям) из 1поз. en
dehor и en dedan;е) Battement tendu jete с 1поз.(вперед);ж) Releve на полупальцах в 1, 2 и 5; на
вытянутых ногах с предворительным demi plieна demi plie в заключении
3.Экзерсис на середине залаDemi plie en face в 1, 2, 3п;Battement tendu из 1п. вперёд и в
сторону;Battement tendu с demi plie из 1 п. вперёд и в сторону;Releve на полупальцах.
Прыжки — с двух ног на две. Разные этапы прыжка (тан леве соте): подготовка к взлету (деми плие),
толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка.
Battement frappe. сильное ударяющее движение, развивает силу ног, ловкость, быстроту и
подвижность клена; изучается лицом к станку вначале в сторону, затем вперед и позднее назад.
Прыжки: танлеве соте — по 1,2, 5-й позициям. Размер 2/4, характер быстрой польки. В музыке
сочетаются два темпа: плавный и отрывистый.
Па эшаппэ — на 2-ю позицию, прыжок с просветом; изучается вначале лицом к станку. Размер 4/4,
сочетание плавного и четкого темпов.Позы классического танца изучаются на середине зала. Поза
круазе, поза эффасэ (с ногой на полу). Размер 3/4 характер плавный, исполняется на четыре такта.Па
курю — мелкий бег на полупальцах, исполняется по прямой в не выворотной позиции, вперед и
назад. Размер 4/4, 2/4, 3/4, движения исполняются шестнадцатыми. Характер легкий, живой.
Опускание на одно колено. Вращение, повороты по 6-й позиции, на 1/4 и 1/2 круга

Тема 4 Элементы народно-сценического танца 32 час.
Содержание материала: Упражнения у станка и на середине.
Основные положения рук в русском народном танце. Подготовительные движения рук.
Полуприседания и полно приседание, плавные и резкие приседания. Скольжение стопой по полу.
Переступание на полупальцах.
1. Разучивание основных танцевальных шагов в русском танце а) простой бытовой и танцевальный
шаг вперед и назад; б) переменный шаг; в) переменный шаг с одинарным и двойным ударом всей
стопой в позиции; г) переменный шаг с выносом ноги через первую позицию вперед; д) переменный
шаг на каблук; е) припадание с продвижением в сторону и в повороте;
2. Разучивание характерных движений в русском танце а)«Гармошка»; б) «Веревочка» - простая,
синкопированная, с переступанием, с выносом ноги вперед и в сторону, двойная; в) «Ковырялочка»
- без подскока, с подскоком; г) одинарный и тройной притопы; д) «Моталочка» - без мазка и с
мазком.
3.Дробные движения: дробь-дорожка с одинарным и двойным ударом, двойная дробь, двойная дробь
с переступанием, I, II, III
4. Каблучные движения. «Молоточки»
5. Элементарные хлопушки.
Тема 5 Элементы эстрадного танца танца 24 час.
Содержание материала: Особенности танцев. Музыка, стиль, модерн, костюмы. Работа корпуса, ног
головы в современном танце. Простейшие поддержки.
Композиция из пройденных элементов эстрадного танца. Ритмические построения комбинаций.
Позиции рук (показ педагога). Простейшая композиции. Работа рук, тела, головы, корпуса, в разных
направлениях эстрадного танца.
а) обучение ребят шагу «V-Step (Ви-степ)» – шаг ноги врозь – ноги вместе, выполняется на 4 счета.
Из исходного положения – ноги вместе, колени слегка согнуты. 1 – шаг правой (левой) вперед - в
сторону, 2 – шаг левой (правой) вперед, в сторону, 3 – шаг правой (левой) назад в исходное
положение, 4 – то же, что 3, но левой (правой) ногой». Объяснение шага «V-Step (Ви-степ)» с
помощью игры «Классики»; б) обучение шагу «Джампинг-джек» с помощью игры «Классики»; в)
приставные шаги вперед, в сторону, назад; г) шаг с притопом; д) подвижная игра «Воротца».
3.Дыхательные упражнения:
а) игра «Роза и одуванчик» б) игра «Задуй свечу» упражнения выполняются попеременно (ртом и
носом).
4.Упражнение на внимание и расслабление:
Тема 6 Работа над репертуаром 50 час.
Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.
Тема 7 Беседы об искусстве, прослушивание музыки
Просмотр видеоматериала.
Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие
хореографического искусства.
Содержание материала: Прослушивание мелодий.

Учебно-тематический план занятий
3 ступень обучения ( 13-16 лет )5 -6год обучения

№

Тема

Количество часов
теория

1
2
3
4
5
6
всего

Вводное занятие. Техника безопасности.
Элементы классического танца
Элементы народно-сценического танца
Элементы эстрадного танца
Работа над репертуаром
Беседы об искусстве. Прослушивание
музыки. Просмотр видеоматериалов.
144 часа

1
2
2
2
22
10
40

практика
0
18
30
22
28

104

Содержание занятий 3 ступени
Тема 1: Вводное занятие 1час.
Содержание материала: занятие проводится в форме беседы.
Тема 2: Элементы классического танца. 20час.
Содержание материала: 1.Классический зкзерсис у станка
2.Классический зкзерсис на середине зала
Классический экзерсис 1. Deme plie и grand plie по 1,2,4 и 5поз;2. Battements tendu;3.
Battements tendus jetes; 4. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plies;
5. Battements fondus; 6. Battements soutenus в сторону, вперед, назад на 45°,
позднее—с подъемом на полупальцы;7. Battements frappes battements doubles frappes;
8. Petits battements sur le cou-de-pied-1ч9. Rond de jambe en Lair en dehors et en dedans на всей стопе
10. Pas coupe на всю стопу;11. Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied;
12. Battements releves lents на 90° в больших позах: croisee, effacee, ecartee вперед и назад;
13. Battements developpes;14. Grand battements jetes;15. 1 и 3-е port de bras как заключение к
различным упражнениям, позже изученные port de bras могут исполняться с ногой вытянутой
на носок вперед, назад и в сторону;16. Releve на полупальцы в IV позиции;
17. Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах (начиная с
вытянутых и с demi-plie).
2. Allegro прыжкиа) Temps leve в 1, 2, 5 поз.б) Pas echappe.в) Pas assemble.г) Changements de pieds.
Тема 3: Элементы народно-сценического танца. 32час.
Содержание материала: Настроение и характер народных танцев.
а) деми плие и гранд плие б) батман тандю в) с tombe (томбе) в III и V позиции с
двойным ударом;г) с разворотом бедра – «Ковырялочка»;д) батман тандю жете е) ронд де жамб
партер;ж) подготовка к веревочкез) батман тондю и) флик-флякл) дробные выстукивания;м)
поочередныеудары каблуком в пол по выворотным и прямым позициям (III, VI);
(раскрывание ноги на 90 градусов), с сокращением стопы работающей ноги;п) с деми плие и
двойным ударом пятки опорной ноги..
1. Разучивание танцевальных этюдов на основе выученных движений.
а) припадание; б) «Белочка»; в) «Гармошка»; г) простые и двойные «ключи»
д) дробное выстукивание; е) «Моталочки»;ж) «Молоточки»;з) «Верёвочки» простые и двойные;
2. Соединение выученных движений в различных комбинациях а) верчения на середине;
б) верчения по диагонали.
Тема 4: Эстрадный танец
Содержание материала: характерные черты эстрадного танца, исполнение основных
его элементов движений. Познакомить детей с особенностями танцевальных стилей, с
движениями эстрадных танцев.
Знакомство с видами бальных танцев

1. Разучивание движения «Польки»:2. Разучивание движения «Вальса»3. Хороводы.
4.Испанский танец
Тема 5: Работа над репертуаром.
Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.
Тема 6: Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Просмотр видеоматериалов.
Содержание материала: беседа о хореографическом искусстве, посещение конкурсных мероприятий.

Материально-техническая база
Просторное, светлое, хорошо проветриваемое помещение, оборудованное станками и
зеркалами, магнитофон оборудованные раздевалки. музыка подбирается к каждой части
занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер, включены
современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской выразительности
воспитанников.
Особое внимание уделяется концертным костюмам.
Соблюдение всех норм безопасности.

Содержание программы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Пояснительная записка к программе.
Актуальность и практическая значимость программы для обучающихся.
Отличительные особенности.
Цели программы, задачи
Деятельность клубов дополнительного образования.
Возраст обучающихся детей и психофизические особенности каждого возраста.
Формы занятий. Формы контроля.
Ожидаемый результат обучения по данной программе
Учебно-тематический план занятий 1 ступени (5-8 лет) 1 год обучения,2 год обучения
Содержание программы.
Учебно-тематический план занятий 2ступени (9-12 лет) 3 год обучения,4 год обучения
Содержание программы.
Учебно-тематический план занятий 3ступени (13-16 лет) 5 год обучения,6 год обучения
Содержание программы.
Материально-техническая база.
Список литературы.

Список литературы.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
Бочкарева Н.И. «Музыка и хореография»М.: Детгиз, 2007.
Богданов А.Г. Урок русского народного танца. – М., 1995.
Ваганова А. Я. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 2010.
Гусев Г. Урок народного танца в хореографической школе. – М., 1999
Зиновьева.М.Л.«Пластика» М., 1976.
Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 2005.
Новицкая Г.П. Урок танца. – СПб.: Композитор, 2011.
Пасютинская В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 2009.
Плинер Я. Г. Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе.- М.: Педагогический поиск, 2000.
Пуртова Т., Беликова А., Кветная О. Учите детей танцевать. – М., 2011.
Ткаченко Т. Народные танцы. – М., 1975.
Уральская В. Природа танца. – М., 2010.
Усинова Т.А. Избранные русские народные танцы – М., 1996
Энциклопедия «Балет» – М.,2013
Ю.Климов А. Основы русского народного танца, 2-е изд., – М., 2010
Фирилева Ж., Сайкина Е. "Са-фи-дансе." – М., 2001 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».