МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ Принята с изменениями и дополнениями на заседании педагогического совета от «31» ___августа__2022__г. Протокол № _1_________________ Утверждаю: Директор МБУ ДО ЦДОД ______________ А.Н. Сильченко «_31_»____августа___2022__г. Приказ №___58-од___________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественной направленности «Грация» Уровень программы: базовый Возрастная категория: от _6__ до _18_ лет Состав группы: 50 Срок реализации: _6_ год(а) ID-номер программы в Навигаторе: 75 Автор-составитель: Козюсова Юлия Викторовна, Педагог дополнительного образования г. Минеральные Воды 2022 год Пояснительная записка. Программа хореографического кружка «ГРАЦИЯ» является модифицированной. Она разработана на основе собственной многолетней работы с детским коллективом. Данная программа реализует художественную направленность. Хореография – это искусство, любимое детьми. Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память. Учащиеся коллектива познают все многообразие танца: классического, народного, современного и др. Актуальностью и практической значимостью программы для обучающихся является - воспитание коммуникабельности, трудолюбия, умения добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными. Этот вид искусства является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. - развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев); - формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений; - формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления. Рабочая программа рассчитана на детей с 5 до 16 лет и составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой: - Конституцией Российской Федерации. - Конвенцией о правах ребенка - Федеральным законом от 29.12.2012№273-ф3(редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима» САНПИН 2.4.4.3172-14 (Приложение к письму министерства образования №06-1844 от 11.12.2006 г.« С учетом психологической готовности и физического уровня воспитанников к обучению и освоению образовательного уровня программы…») Особенности организуемого в объединении воспитательного процесса. Обучить детей основам хореографии. Сформировать навыки выполнения танцевальных упражнений. Воспитать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению. Формировать творчески активную, эмоциональную, физически и духовно развитую личность средствами хореографического искусства. Задачи. Образовательные: приобретение теоретических знаний в области хореографии; формирование исполнительских навыков классического и народного танца расширение кругозора, изучение особенностей национальных традиций народов России и других стран мира. Развивающие: развитие эмоционально-чувственной сферы и эстетического вкуса; физическое развитие ребенка, снятие мышечного и психологического торможения, совершенствование навыков координации движения; развитие индивидуальных способностей межличностного взаимодействия Воспитательные: формирование общей культуры личности, способности адаптации в современном обществе; воспитание художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости; воспитание трудолюбия, дисциплинированности, умения работать в коллективе; формирование навыков здорового образа жизни. Цели и задачи воспитания. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, основываясь на базовых для нашего общества ценностях, (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) и региональных особенностях формулируется общая цель воспитания в Центре – личностное развитие воспитанников. Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение следующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности центровских ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в сообществе центра; 2) реализовывать потенциал дополнительного образования в воспитании детей, поддерживать активное участие объединений и клубов в жизни центра; 3) использовать в воспитании детей возможности занятий дополнительного образования, поддерживать использование на занятиях интерактивных форм работы с учащимися; 4) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне центра, так и на уровне клубов; 5) поддерживать деятельность функционирующих на базе центра детских общественных объединений и организаций; 6) организовывать для воспитанников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 7) организовывать профориентационную работу с воспитанниками; 8) привлекать воспитанников к участию в конкурсах, соревнованиях, акциях разных уровней; 9) освещать работу клубов в медиа-среде, реализовывать воспитательный потенциал различных медиа-ресурсов; 10) развивать предметно-эстетическую среду центра и реализовывать ее воспитательные возможности; 11) налаживать взаимодействие в вопросах воспитания со школами и другими организациями, для обеспечения непрерывности и планомерности воспитательного процесса; 12) организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в центре интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения воспитанников Деятельность клубов дополнительного образования Осуществляя работу с клубом, педагог дополнительного образования организует: -работу с коллективом клуба; -индивидуальную работу с воспитанниками клуба; -работу с образовательными организациями, в которых обучаются воспитанники и их классными руководителями; -работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с коллективом клуба: - инициирование и поддержка участия клуба в ключевых делах Центра оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; - организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему клуба (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной, военно-патриотической, туристско-краеведческой направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися клуба, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе, закрепить на практике компетенции заложенные в программе. - проведение занятий как часов плодотворного и доверительного общения педагога и воспитанников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. - сплочение коллектива клуба через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в клубе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклубные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни клуба - выработка совместно с воспитанниками законов клуба, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать. Индивидуальная работа с учащимися: - изучение особенностей личностного развития учащихся клуба через наблюдение за поведением воспитанников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед педагога с родителями воспитанников, с классными руководителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом. - поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений со сверстниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется педагогом в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. - коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися клуба; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в клубе. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: - регулярное информирование родителей о успехах и проблемах их детей, о жизни клуба в целом; - помощь родителям воспитанников или их законным представителям в регулировании отношений между ними; - организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания; - создание и организация работы родительских комитетов клубов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; - привлечение членов семей воспитанников к организации и проведению дел клуба; - организация на базе клуба семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и дополнительного образования. Реализация программ дополнительного образования. Воспитание на преимущественно через: занятиях клубов дополнительного образования осуществляется - вовлечение воспитанников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях воспитанников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала детского хореографического коллектива «Грация» происходит в рамках следующей выбранной воспитанниками направленности: - художественно – эстетическая (курсы дополнительного образования, создающие благоприятные условия для социальной самореализации воспитанников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения воспитанников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие) Занятие и тренировка В связи со спецификой Центра, применяются такие формы организации учебновоспитательного процесса как занятие и тренировка, во время которых, педагоги используют следующие приемы воспитательной работы:•установление доверительных отношений между педагогом и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;•побуждение воспитанников соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (воспитанниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; •привлечение внимания воспитанников к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией –инициирование ее обсуждения, высказывания воспитанниками своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; •использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;•применение на занятии интерактивных форм работы воспитанников: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию детей; подготовке к конкурсам и соревнованиям, для применения полученных знаний на практике; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат воспитанников командной работе и взаимодействию с другими детьми; •включение в занятие и тренировку игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия/тренировки; •организация наставничества воспитанников более старших годов обучения над младшими, дающего детям социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;•инициирование и поддержка исследовательской деятельности воспитанников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст воспитанникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения •привлечение сторонних специалистов относящихся к направлению группы, для демонстрации личного примера, достижений и поведения в выбранном направлении. Профориентация Совместная деятельность педагогов и воспитанников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение воспитанников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб воспитанников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка –подготовить воспитанника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность воспитанника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку воспитанникак осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего. Работа с родителями Работа с родителями или законными представителями воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и Центра в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями воспитанников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: • семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения; • родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; • родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в Центре; • родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания воспитанников; • родительские форумы при интернет-сайте центра, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов. • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении центровских и клубных мероприятий воспитательной направленности индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Возрастные особенности детей младшего возраста (5-7 лет) В этом возрасте дети умеют координировать работу рук и ног. У них достаточно развито чувство равновесия, формируется осанка, занятия хореографией помогают сформировать ее правильно. В воспитании танцора 5-7 лет важна речь педагога, его манера общения с детьми. Эмоциональная окраска речи, способна вызвать и поддержать интерес детей к танцу, усилить необычность, впечатление, сказочность ситуации. Большое значение имеет показ выразительных танцевальных движений. Восприятие и мышление детей в дошкольном возрасте имеет, в основном, конкретно- образный характер, поэтому на первых порах танец для них связан не только с музыкой, но и с конкретными образами, словом, пантомимой. В основу обучения лежит игровое начало. Обязательной составной частью занятий, источником радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой, является игра. Игра требует внимания, сообразительности, ловкости, смелости, находчивости. среднего возраста (8-12 лет) В этом возрасте проявляется высокий уровень активности, они более наблюдательны, лучше выполняют движения, любят шумные игры. Появляется способность анализировать и объяснять своё поведение. Дети этого возраста легко возбудимы, эмоционально непосредственны, чувствительны к критике со стороны взрослых, при этом стремятся быть честными, независимыми. Продолжают формироваться такие чувства, как: отзывчивость, чуткость, доброта, ответственность, любознательность. старшего возраста (13-16 лет.) В работе с детьми среднего и старшего школьного возраста основными являются принципы сотрудничества, сотворчества. Если детей младшего возраста в коллектив приводят родители, то подростки уже четко представляют, для чего им нужны занятия хореографией именно в этом коллективе. Для детей среднего и старшего школьного возраста важно общение со сверстниками – единомышленниками. Участников ансамбля связывает личная дружба и общность интересов. Огромную роль играет также возможность самореализации. Детей привлекает концертная и конкурсная деятельность, во время которой есть возможность проявить себя, показать свои возможности. С учетом возрастных особенностей подбирается музыкальный материал, репертуар. Срок реализации программы 6 лет. Танцевальные группы сформированы в соответствии с возрастом и годом обучения: 1 СТУПЕНЬ- младшие группы кружка (1 - 2 год обучения). 2 СТУПЕНЬ средние группы кружка (3- 4 год обучения). 3СТУПЕНЬ старшие группы кружка (5-6 год обучения). Наполняемость групп - от 10-ти до 15 детей Практика работы с детьми показала, что иногда возрастные границы условны: если ребенок не соответствует уровню исполнительских навыков, но по возрасту должен заниматься в определенной группе, с согласия родителей ребенок переходит в группу на ступень ниже или выше. Формы занятий Занятия танцами - это необыкновенно трудоемкая и сложная работа, наполненная бесконечно повторяемой отработкой как изучаемого, так и уже пройденного материала. Для более эффективного результата занятия, в зависимости от возраста и года обучения, проводятся 2 раза в неделю, что позволяет больше времени уделять композиции и постановке новых номеров, добиваться четкой техники исполнения, развития музыкальности и выразительности. Занятия в кружке проводятся групповые и сводные. Сводные занятия целесообразны при подготовках к концертам и при разучивании новых номеров. Постановочная и репетиционная групповая работа пронизывает весь учебный процесс с целью развития творческих и актерских способностей учащихся, углубление понимания содержательности танцевального образа. В ходе постановочной работы развивается творческая инициатива, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением. Учащиеся на практике убеждаются, что хореография - это содержательное искусство, требующее технического умения и выразительности при исполнении. Формы контроля за реализацией программы и проверки теоретических знаний Это - концерты; открытые занятия; участие в конкурсах и фестивалях. В программу заложены требования, предъявляемые к танцевальным знаниям, умениям и навыкам обучающихся, которым дети должны овладеть в течение учебного года и в течение всего курса обучения. Итогом обучения являются-Отчетные концерты, выступления учащихся в различных концертных программах, а также участие в хореографических конкурсах различного уровня. По окончании 1ступени обучения 1 и 2 года воспитанники должны Знать: правила поведения на уроках хореографии; основы музыкальной грамоты; простые танцевальные шаги; простые перестроения в танце (круг, линия, диагональ). Уметь: держать правильную осанку; ориентироваться в пространстве; различать характер музыки; артистично показать образы в игровых танцевальных этюдах; По окончании 2ступени обучения 3 и 4 год воспитанники должны Знать: терминологию классического и народного танцев; названия бальных танцев (вальс, полька, мазурка, краковяк и т. д.);историю возникновения русского народного танца. Уметь: определять структуру музыкального произведения; ориентироваться в пространстве и перестраиваться в любые рисунки; владеть методикой исполнения упражнений классического экзерсиса у станка и на середине зала; владеть методикой исполнения упражнений народного танца у станка и на середине зала; владеть культурой движения рук; правильно и технично исполнять упражнения партерного экзерсиса исполнять тур вальса; знать технику исполнения шагов: краковяк, полька, мазурка. По окончании 3ступени обучения 5 и 6 год воспитанники должны Знать: виды и жанры хореографии; народные танцы и костюмы; сложные технические движения народно-сценического танца; характерные особенности и манеру исполнения танцев разных стилей и народов. Уметь: исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров, стилей; связывать характер танца с образом жизни народа, с окружающей природой; сочинять небольшие миниатюры, этюды; анализировать балетные спектакли, определять их жанр; правильно воспринимать музыкальное сопровождение, передавать содержание музыки в танце; выразительно исполнять комбинации из нескольких танцевальных композиций плодотворно и творчески работать в команде. Ожидаемый результат реализации программы: 1.формирование танцевальных навыков; 2.воспитание гармонично развитой личности ребенка; 3.развитие творческой индивидуальности и активности ребенка; 4.оздоровление организма ребенка, укрепление необходимых групп мышц; 5.танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы; 6.уметь воспринимать и передавать в движении образ; 7.уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па»; 8.ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души; 9.понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в коллективе. Учебно-тематический план занятий 1 ступени ( 5-6 лет ) (7-8лет) 1 и 2 год обучения № Тема Количество часов практика 1 Техника безопасности 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Партерный экзерсис Азбука музыкального движения Элементы классического танца Элементы народно-сценического танца Элементы эстрадного танца Работа над репертуаром Творческая деятельность. Музыкально-танцевальные игры. Беседы об искусстве, Прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов. 144 ч всего теория 1 1 3 0 20 20 20 20 26 14 12 8 4 140 Содержание занятий 1 ступени. Тема 1. Вводное занятие 1 час. Провести инструктаж по технике безопасности. Содержание материала: Вступительная беседа, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определить основные правила этики, безопасности и гигиены. Тема 2. Партерный экзерсис 21час. Содержание материала: Упражнения, развивающие силу ног, выворотность, правильную осанку, гибкость. Комплекс упражнений сидя на полу:а) упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава;б) сокращение и вытягивание стоп обеих ног с поворотами головы;в) сокращение и вытягивание стоп по очереди с наклонами головы г) упражнение для развития выворотности ног д) упражнения для растягивания ахилового сухожилия;е) упражнения для развития паховой выворотности «Бабочка»;ж) упражнения для мышц брюшного пресса;з) комплекс упражнений лёжа на спине;и) упражнения для пресса и укрепления мышц поясничного отдела позвоночника; к) комплекс упражнений лёжа на животе;л) комплекс упражнений для растягивания мышц ног. Тема 3: Азбука музыкального движения 3 час. Содержание материала: Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение. Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. Контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая -грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения. - темп (медленный, быстрый); динамические оттенки (тихо, громко)- жанр (марш, полька). Тема 4: Элементы классического танца 20 час. Содержание материала: Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного тазобедренного суставов. Практическая работа: позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия держась за станок одной рукой). Позиции ног — по 1,2, 3-й. Позиции рук — подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, тоя боком к станку. Деми плие - изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям. Батман тандю- изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года — назад. Деми рон де жамб пор тер - вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюр ле ку де пье — «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) Тема 5: Элементы народно-стилизованного танца 20 час. Содержание материала: Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных движений. Характерные положения ру в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов. Практические занятия. Русский танец. Позиция рук 1, 2, 3 — на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп — удар всей стопой 4 шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Припадание на месте с продвижением в сторону. «Ковырялочка» — поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении ребром каблука в открытом положении. Тема 6: Элементы эстрадного танца 20 час. Содержание материала: Практические занятия. Позиции рук. (показ). Простейшая композиция. Работа рук, тела, головы, корпуса, в разных направлениях эстрадного танца. Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная Зависимость движения от характера мелодии. Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Темп музыки. конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа. а) повороты головы, наклоны головы б) наклоны корпуса вперед, назад и в сторону в) постановка корпуса г) основные положения ног: свободная и IV позиция; д) основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе е) хлопки с разным ритмическим рисунком ж) прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом з) построения и перестроения (линия по одному, по парам, по четверкам, круг, диагональ и т.д.) Тема 7. Работа над репертуаром 26 час. Цель: постановка танцев, отработка движений, техника исполнения. Импровизация под музыку, ощущение «тела»; общение с партнером -партнеринг; осмысление движения в творчестве: рисунок, образ; набор движений для создания базовой основы к импровизации. Теме 8 Творческая деятельность 14 час. Содержание материала: Этюды. Практическая работа: художник, перелет птиц, шторм на море, лиса и зайцы, дождь в лесу, прогулка в парк. Теме 9 Музыкально-танцевальные игры 12 час. Содержание материала: Игровые танцевальные этюды «Веселые лошадки»–бег с подъемом коленей. "Веселые гномы". «Со скакалкой мы – подруги». «Снежинки» – импровизация. «Голуби» – этюд на построение и перестроение. «Синеглазка» – соединение танцевального шага с поклоном, позиция рук. «Лыжники» – импровизация.«Весеннее настроение»."Подснежник". "Часики" Танцевально-ритмические упражнения – «Нарисуй себя», «Стирка». Музыкальные игры – переноска мяча Тема 10 Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Просмотр видеоматериалов. 8 час. Подбор материалов соответственно возрасту. Учебно-тематический план занятий 2 ступени ( 9-10 лет )(11-12 лет)3 и 4 год обучения № Тема Количество часов теория 1 2 3 4 5 6 7 всего Вводное занятие. Техника безопасности. Партерный экзерсис Элементы классического танца Элементы народно-сценического танца Элементы эстрадного танца Работа над репертуаром Беседы об искусстве. Прослушивание музыки. Просмотр видеоматериалов. 144 часа практика 1 1 2 2 2 22 10 0 6 18 30 22 28 40 104 Сод ерж ани е зан ятий 2 ступени Тема 1 Вводное занятие 1 час. Содержание материала: Занятие проводится в форме беседы. Инструктаж по технике безопасности. Тема 2 Партерный экзерсис 7 час. 1. Повторение выученного и усложнение движений: а) на напряжение и расслабление групп мышц тела; б) для эластичности мышц стопы, растяжение ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок; в) для развития выворотности ног, подвижности и гибкости коленного сустава; г) для развития подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра; д) для развития танцевального шага; е) для укрепление мышц брюшного пресса; ж) для развития гибкости позвоночника. Тема 3 Элементы классического танца 20 час. Содержание материала: 1. Постановка корпуса. Разучивание позиций ног: 1п, 2п, 3п, 5п, 6п. а) Demi plie из 1,2 и 5поз;б) Battement tendu (вперед, в сторону, назад) из 1поз;в) Battement tendu с demi plie из 1поз. (по четвертям); г) Passe par terre в 1поз. вперед и назад;д) Demi rond de jambe par terre (по четвертям) из 1поз. en dehor и en dedan;е) Battement tendu jete с 1поз.(вперед);ж) Releve на полупальцах в 1, 2 и 5; на вытянутых ногах с предворительным demi plieна demi plie в заключении 3.Экзерсис на середине залаDemi plie en face в 1, 2, 3п;Battement tendu из 1п. вперёд и в сторону;Battement tendu с demi plie из 1 п. вперёд и в сторону;Releve на полупальцах. Прыжки — с двух ног на две. Разные этапы прыжка (тан леве соте): подготовка к взлету (деми плие), толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка. Battement frappe. сильное ударяющее движение, развивает силу ног, ловкость, быстроту и подвижность клена; изучается лицом к станку вначале в сторону, затем вперед и позднее назад. Прыжки: танлеве соте — по 1,2, 5-й позициям. Размер 2/4, характер быстрой польки. В музыке сочетаются два темпа: плавный и отрывистый. Па эшаппэ — на 2-ю позицию, прыжок с просветом; изучается вначале лицом к станку. Размер 4/4, сочетание плавного и четкого темпов.Позы классического танца изучаются на середине зала. Поза круазе, поза эффасэ (с ногой на полу). Размер 3/4 характер плавный, исполняется на четыре такта.Па курю — мелкий бег на полупальцах, исполняется по прямой в не выворотной позиции, вперед и назад. Размер 4/4, 2/4, 3/4, движения исполняются шестнадцатыми. Характер легкий, живой. Опускание на одно колено. Вращение, повороты по 6-й позиции, на 1/4 и 1/2 круга Тема 4 Элементы народно-сценического танца 32 час. Содержание материала: Упражнения у станка и на середине. Основные положения рук в русском народном танце. Подготовительные движения рук. Полуприседания и полно приседание, плавные и резкие приседания. Скольжение стопой по полу. Переступание на полупальцах. 1. Разучивание основных танцевальных шагов в русском танце а) простой бытовой и танцевальный шаг вперед и назад; б) переменный шаг; в) переменный шаг с одинарным и двойным ударом всей стопой в позиции; г) переменный шаг с выносом ноги через первую позицию вперед; д) переменный шаг на каблук; е) припадание с продвижением в сторону и в повороте; 2. Разучивание характерных движений в русском танце а)«Гармошка»; б) «Веревочка» - простая, синкопированная, с переступанием, с выносом ноги вперед и в сторону, двойная; в) «Ковырялочка» - без подскока, с подскоком; г) одинарный и тройной притопы; д) «Моталочка» - без мазка и с мазком. 3.Дробные движения: дробь-дорожка с одинарным и двойным ударом, двойная дробь, двойная дробь с переступанием, I, II, III 4. Каблучные движения. «Молоточки» 5. Элементарные хлопушки. Тема 5 Элементы эстрадного танца танца 24 час. Содержание материала: Особенности танцев. Музыка, стиль, модерн, костюмы. Работа корпуса, ног головы в современном танце. Простейшие поддержки. Композиция из пройденных элементов эстрадного танца. Ритмические построения комбинаций. Позиции рук (показ педагога). Простейшая композиции. Работа рук, тела, головы, корпуса, в разных направлениях эстрадного танца. а) обучение ребят шагу «V-Step (Ви-степ)» – шаг ноги врозь – ноги вместе, выполняется на 4 счета. Из исходного положения – ноги вместе, колени слегка согнуты. 1 – шаг правой (левой) вперед - в сторону, 2 – шаг левой (правой) вперед, в сторону, 3 – шаг правой (левой) назад в исходное положение, 4 – то же, что 3, но левой (правой) ногой». Объяснение шага «V-Step (Ви-степ)» с помощью игры «Классики»; б) обучение шагу «Джампинг-джек» с помощью игры «Классики»; в) приставные шаги вперед, в сторону, назад; г) шаг с притопом; д) подвижная игра «Воротца». 3.Дыхательные упражнения: а) игра «Роза и одуванчик» б) игра «Задуй свечу» упражнения выполняются попеременно (ртом и носом). 4.Упражнение на внимание и расслабление: Тема 6 Работа над репертуаром 50 час. Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения. Тема 7 Беседы об искусстве, прослушивание музыки Просмотр видеоматериала. Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства. Содержание материала: Прослушивание мелодий. Учебно-тематический план занятий 3 ступень обучения ( 13-16 лет )5 -6год обучения № Тема Количество часов теория 1 2 3 4 5 6 всего Вводное занятие. Техника безопасности. Элементы классического танца Элементы народно-сценического танца Элементы эстрадного танца Работа над репертуаром Беседы об искусстве. Прослушивание музыки. Просмотр видеоматериалов. 144 часа 1 2 2 2 22 10 40 практика 0 18 30 22 28 104 Содержание занятий 3 ступени Тема 1: Вводное занятие 1час. Содержание материала: занятие проводится в форме беседы. Тема 2: Элементы классического танца. 20час. Содержание материала: 1.Классический зкзерсис у станка 2.Классический зкзерсис на середине зала Классический экзерсис 1. Deme plie и grand plie по 1,2,4 и 5поз;2. Battements tendu;3. Battements tendus jetes; 4. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plies; 5. Battements fondus; 6. Battements soutenus в сторону, вперед, назад на 45°, позднее—с подъемом на полупальцы;7. Battements frappes battements doubles frappes; 8. Petits battements sur le cou-de-pied-1ч9. Rond de jambe en Lair en dehors et en dedans на всей стопе 10. Pas coupe на всю стопу;11. Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied; 12. Battements releves lents на 90° в больших позах: croisee, effacee, ecartee вперед и назад; 13. Battements developpes;14. Grand battements jetes;15. 1 и 3-е port de bras как заключение к различным упражнениям, позже изученные port de bras могут исполняться с ногой вытянутой на носок вперед, назад и в сторону;16. Releve на полупальцы в IV позиции; 17. Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах (начиная с вытянутых и с demi-plie). 2. Allegro прыжкиа) Temps leve в 1, 2, 5 поз.б) Pas echappe.в) Pas assemble.г) Changements de pieds. Тема 3: Элементы народно-сценического танца. 32час. Содержание материала: Настроение и характер народных танцев. а) деми плие и гранд плие б) батман тандю в) с tombe (томбе) в III и V позиции с двойным ударом;г) с разворотом бедра – «Ковырялочка»;д) батман тандю жете е) ронд де жамб партер;ж) подготовка к веревочкез) батман тондю и) флик-флякл) дробные выстукивания;м) поочередныеудары каблуком в пол по выворотным и прямым позициям (III, VI); (раскрывание ноги на 90 градусов), с сокращением стопы работающей ноги;п) с деми плие и двойным ударом пятки опорной ноги.. 1. Разучивание танцевальных этюдов на основе выученных движений. а) припадание; б) «Белочка»; в) «Гармошка»; г) простые и двойные «ключи» д) дробное выстукивание; е) «Моталочки»;ж) «Молоточки»;з) «Верёвочки» простые и двойные; 2. Соединение выученных движений в различных комбинациях а) верчения на середине; б) верчения по диагонали. Тема 4: Эстрадный танец Содержание материала: характерные черты эстрадного танца, исполнение основных его элементов движений. Познакомить детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями эстрадных танцев. Знакомство с видами бальных танцев 1. Разучивание движения «Польки»:2. Разучивание движения «Вальса»3. Хороводы. 4.Испанский танец Тема 5: Работа над репертуаром. Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения. Тема 6: Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Просмотр видеоматериалов. Содержание материала: беседа о хореографическом искусстве, посещение конкурсных мероприятий. Материально-техническая база Просторное, светлое, хорошо проветриваемое помещение, оборудованное станками и зеркалами, магнитофон оборудованные раздевалки. музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер, включены современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской выразительности воспитанников. Особое внимание уделяется концертным костюмам. Соблюдение всех норм безопасности. Содержание программы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Пояснительная записка к программе. Актуальность и практическая значимость программы для обучающихся. Отличительные особенности. Цели программы, задачи Деятельность клубов дополнительного образования. Возраст обучающихся детей и психофизические особенности каждого возраста. Формы занятий. Формы контроля. Ожидаемый результат обучения по данной программе Учебно-тематический план занятий 1 ступени (5-8 лет) 1 год обучения,2 год обучения Содержание программы. Учебно-тематический план занятий 2ступени (9-12 лет) 3 год обучения,4 год обучения Содержание программы. Учебно-тематический план занятий 3ступени (13-16 лет) 5 год обучения,6 год обучения Содержание программы. Материально-техническая база. Список литературы. Список литературы. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983. Бочкарева Н.И. «Музыка и хореография»М.: Детгиз, 2007. Богданов А.Г. Урок русского народного танца. – М., 1995. Ваганова А. Я. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 2010. Гусев Г. Урок народного танца в хореографической школе. – М., 1999 Зиновьева.М.Л.«Пластика» М., 1976. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 2005. Новицкая Г.П. Урок танца. – СПб.: Композитор, 2011. Пасютинская В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 2009. Плинер Я. Г. Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе.- М.: Педагогический поиск, 2000. Пуртова Т., Беликова А., Кветная О. Учите детей танцевать. – М., 2011. Ткаченко Т. Народные танцы. – М., 1975. Уральская В. Природа танца. – М., 2010. Усинова Т.А. Избранные русские народные танцы – М., 1996 Энциклопедия «Балет» – М.,2013 Ю.Климов А. Основы русского народного танца, 2-е изд., – М., 2010 Фирилева Ж., Сайкина Е. "Са-фи-дансе." – М., 2001 г.