Исследователь

Управление образования Минераловодского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования г. Минеральные Воды
ПРИНЯТА с изменениями и
дополнениями на заседании
педагогического совета МБУ ДО
ЦДОД г. Минеральные Воды
Протокол № 1от «31» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные Воды
___________А.Н. Сильченко
Приказ № 58 от «31» августа 2022г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
Туристско-краеведческой направленности

«Исследователь»
Уровни программы: базовый,
Рассчитана на детей 13-16 лет
Состав группы 15 человек
Срок реализации: 1 год.
ID: 23062
Автор программы: К.В. Базильский,
педагог
дополнительного
образования МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные Воды

г. Минеральные Воды
2022 год

Содержание
№

2.1
2.2
2.3
2.4

Раздел
страница
Содержание
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
3
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
5
Содержание программы
6
Планируемые результаты
11
Комплекс
организационно-педагогических
условий
12
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Календарный учебный график
12
Условия реализации программы
13
Формы аттестации/контроля
14
Оценочные материалы
15

2.5
2.6

Методические материалы
Список литературы

1
1.1
1.2
1.3
1.4
2

17
18

2

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Исследователь»
является
программой
туристско-краеведческой
направленности базового уровня.
Программа разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 №
273 ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа
Министерства образования от 09.11.2018г. №196г. «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлении Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении
СанПин 2.4.364828.09.2020 №28 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)
Актуальность программы основана на формировании у подростков ряда
информационных компетенций. В современном информационном обществе
критическое и аналитическое мышление выходят на ведущие роли в жизни
людей. Умение правильно обрабатывать информацию, систематизировать и
структурировать ее, отбрасывать недостоверные и неточные факты – важнейшие
компетенции современного человека, необходимые во всех сферах жизни, и
данный курс помогает в их формировании. Кроме того, непосредственное
изучение родного края зачастую мотивирует подростков к проектной и
исследовательской деятельности, затрагивая древние архетипы личности.
Необходимо так же сказать о сильном воспитательном эффекте которые
возникает при краеведческих исследованиях в родной местности.
Педагогическая
целесообразность
программы
базируется
на
использовании системно-деятельностного подхода в совокупности с проектным
методом. Такой подход в сочетании с эмпирическим познанием родного края
дает значительные результаты.
Новизна программы заключается том, что в ней собраны в систему
доступные для подростков в текущей ситуации инструменты изучения родного
края. Кроме этого, программа рассчитана на реализацию посредством
дистанционных технологий обучения. При работе с детьми из разных поселков

3

такой формат открывает новые возможности для краеведческих исследований,
позволяя охватить наблюдениями и измерениями разные территории района.
Отличительные особенности программы – использование современных
информационных технологий и научного подхода к подбору материала. Главный
критерий подбора информации и методов ее подачи – соответствие современным
запросам, актуальность и научность.
Программа адресована
Программа адресована детям от 13 до 16 лет.
Дети 13 лет способны на достаточном уровне выполнять предлагаемые
задания и воспринимать предлагаемый материал.
Условия набора учащихся. Для обучения принимаются все желающие.
При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью
выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.
Количество обучающихся в группе до 15
Объем и срок реализации программы.
Объем программы – 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения и режим занятий. Режим занятий соответствует
СанПин
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Программа предусматривает организацию дистанционных занятий с
применением различных форм взаимодействия.
Продолжительность занятий: 2 академических часа, одна перемена.
В соответствии с уставом МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные Воды
академический час составляет 45 минут, перемена 10 минут
Уровни программы (может быть один)
-базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных
компетенций в области исследовательской работы;

4

1.2 Цели и задачи программы
Цель программы — обучить подростков основам исследовательской
деятельности на основе изучения родного края.
Задачи программы:
обучающие
- обучить подростков основам
целеполагания и определения
задач исследований;
- сформировать понятие о
объекте
и
предмете
исследования;
- сформировать знания основ
исследовательской
терминологии;

- обучить
гипотезы;

умению

строить

- обучить воспитанников вести
дневник наблюдений, грамотно
описывать
наблюдаемые
объекты и явления;
изучить
основные
географические
закономерности на примере
родного края;
обучить
воспитанников
правильно оформлять проекты
и работы в соответствии с
ГОСТ;
- сформировать умения по
защите
исследовательских
работ.
- обучить подростков основам
целеполагания и определения
задач исследований;

Базовый уровень (при наличии)
развивающие
- формировать абстрактное
критическое
мышление,
научить
анализировать
информацию;
- развивать умение выделять
главное,
делать
выводы,
подводить итоги;
формировать
информационные компетенции,
такие как умение отбрасывать
недостоверные
источники,
умение искать информацию,
умение получать информацию
эмпирическим путем;
формировать
коммуникативные
компетенции, такие как работа
в
группе,
распределение
обязанностей, выступление на
публике.
- формировать компетенции
объективной оценки своей
работы.

5

воспитательные
- воспитывать любовь родному
краю;

прививать
интерес
к
исследовательской и проектной
деятельности;
воспитывать
активную
гражданскую позицию;

- продолжать формирование
экологической культуры.

1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план
№
1
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6.
6.1
7.
7.1

Темы
Раздел 1. Вводное занятие.
Вводное занятие.
Раздел 2. Общая характеристика
исследовательской и проектной деятельности.
Понятия исследования и проекта.
Структура научного знания, критерии научности.
Методы научного исследования
Структура исследования.
Результаты исследования и проекта.
Раздел 3. Планирование исследовательской
деятельности.
Тема исследования. Критерий актуальности.
Противоречия и определение проблемы
Определение объекта и предмета исследования
Гипотеза. Формулировка гипотезы
Цель и задачи исследования, их определение
Планирование исследований
Раздел 4. Технология исследовательской
деятельности.
Логика исследования и проекта
Источники научной информации
Методика исследовательской деятельности
Использование современных технологий в
исследовательской деятельности
Оформление исследовательской работы и проекта
Раздел 5. Подведение итогов исследовательской
деятельности
Обобщение и выделение главного, формулировка
выводов
Написание тезисов
Понятия иллюстрации и демонстрации, подготовка
приложений
Подготовка презентации исследования и проекта
Защита исследования и проекта
Раздел 6. Участие в конкурсах, конференциях
Участие в конференциях, конкурсах
исследовательских работ.
Раздел 7. Итоговое занятие
Отчетная конференция
Всего

6

Всего
часов
1
1

В том числе
Теория Практика
1
0
1
0

11

5

6

1
3
2
3
2

1
1
1
1
1

0
2
1
2
1

15

6

9

2
3
3
2
3
2

1
1
1
1
1
1

1
2
2
1
2
1

60

14

46

1
5
39

1
2
8

0
3
31

10

2

8

5

1

4

30

7

23

5

1

4

2

1

1

3

1

2

10
10
24

2
2
0

8
8
24

24

0

24

3
3
144

0
0
33

3
3
111

Содержание курса
Раздел 1. Вводное занятие.
1.1
Вводное занятие (1ч.).
Теоретические занятия: Общая характеристика курса. Цели и задачи работы объединения.
Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Общая характеристика исследовательской и проектной деятельности.
2.1
Понятия исследования и проекта (1ч.).
Теоретические занятия: Исследование и проект, определение, особенности, сходства и
различия.
Термины и понятия: Исследовательская деятельность. Проект.
2.2
Понятие о науке, критерии научности (3 ч.).
Теоретические занятия(1ч.): Наука и ее особенности. Критерии научности.
Практические занятия(2ч.): Проверка научности различных теорий, исследований и
проектов в соответствии с критериями научности.
Термины и понятия: Наука. Родовое определение. Видовое определение.
2.3
Методы научного исследования (2ч.).
Теоретические занятия(1ч.): Общая классификация методов научного исследования.
Практические занятия(1ч.): составление таблицы «Методы научного исследования».
Составление эмпирического цикла исследования
Термины и понятия: Метод. Анализ. Синтез. Дедукция. Индукция. Абстрагирование.
Наблюдение. Эксперимент.
2.4
Структура исследования (3ч.)
Теоретические занятия(1ч.): Структура исследования и проекта.
Практические занятия(2ч.): Составление плана исследования или проекта
2.5
Результаты исследования и проекта (2ч.).
Теоретические занятия(1ч.): Результаты исследования и проекта, их оформление и
презентация.
Практические занятия(1ч.): Составление презентации на тему «Общая характеристика
исследовательской и проектной деятельности»
Раздел 3. Планирование исследовательской деятельности (15 ч.)
3.1
Тема исследования. Критерий актуальности (2ч.).
Теоретические занятия(1ч.): Тема исследования, особенности выбора темы. Актуальность
исследования и ее обоснование.
Практические занятия(1ч.): Выбор темы исследования. Обоснование актуальности темы.
Термины и понятия: Актуальность.
3.2
Противоречия и определение проблемы (3ч.)
Теоретические занятия (1 ч.): Противоречия их примеры. Понятие проблемы
Практические занятия (2 ч.): Составление таблицы «противоречия и парадоксы в моей
жизни». Формулирование проблемы исследования.
7

Термины и понятия: Противоречие. Парадокс. Проблема исследования.
3.3
Определение объекта и предмета исследования (3 ч.).
Теоретические занятия(1ч.): Объект и предмет исследования. Объектно-предметные
отношения.
Практические занятия(2ч.): Проведение игры «подбери определение». Формулировка
объекта и предмета исследований.
Термины и понятия: Объект исследований. Предмет исследований
3.4
Гипотеза. Формулировка гипотезы (2 ч.).
Теоретические занятия(1ч.): Понятие гипотезы.
Практические занятия(1ч.): Формулирование гипотез.
Термины и понятия: Гипотеза.
3.5
Цель и задачи исследования, их определение (3 ч.)
Теоретические занятия(1ч.): Особенности цели и задач исследовательской и проектной
деятельности.
Практические занятия(2ч.): Формулирование цели и задач исследований. Заполнение
таблицы «цели и задачи исследований и проектов».
Термины и понятия: Цель исследования. Задачи исследования.
3.6
Планирование исследований (2 ч.).
Теоретические занятия(1ч.): Особенности планирования проектной и исследовательской
деятельности.
Практические занятия(1ч.): Составление плана исследования или проекта.
Раздел 4. Технология исследовательской деятельности.
4.1
Логика исследования и проекта (1ч.).
Теоретические занятия(1ч.): Алгоритм и этапы исследования и проекта. Общая концепция
исследования.
Термины и понятия: Алгоритм. Концепция.
4.2
Источники научной информации (5ч.)
Теоретические занятия(2ч.): Классификация источников научной информации.
Достоверность и актуальность источников. Особенности поисков научной информации в сети
Интернет.
Практические занятия(3ч.): Поиск источников по заданным темам. Заполнение таблицы
«Сравнение источников научной информации». Поиск источников по выбранной теме.
Термины и понятия: Документ. Научный документ.
4.3
Методика исследовательской деятельности (39 ч.).
Теоретические занятия(8ч.): Эмпирические методы. Полевые и камеральные исследования.
Ведение наблюдений, журнал наблюдений. Измерение. Описание. Эксперимент. Сравнение.
Статистические методы. Картографические методы. Теоретические методы исследований,
особенности применения теоретических методов в исследовательской работе.
Практические занятия (31 ч.): Составление журнала измерений. Составление журнала
наблюдений. Проведение эксперимента «определение плотности горной породы».
Применение статических методов при изучении родного края. Составление описания
памятника природы. Составление схемы территории своей школы. Анализ спутникового
8

снимка. Применение абстрагирования на примере описания природного объекта. Анализ
документов и литературных источников. Применение интервью, опросов, составление анкет.
Термины и понятия: Экстраполяция. Интерполяция. Топографическая основа. Выборка.
Сводка. Корреляция.
4.4
Использование современных технологий в исследовательской деятельности (10 ч.).
Теоретические занятия (2 ч.): Перечень и характеристика доступного программного
обеспечения, применяемого в исследовательской деятельности. Текстовые и графические
редакторы. Программы для расчетов.
Практические занятия (8 ч.): Составление картосхемы своего поселка. Составление
графиков и диаграмм. Составление таблиц в формате XLS.
4.5
Оформление исследовательской работы и проекта
Теоретические занятия (1ч.): Правила оформления исследовательской работы. ГОСТ по
оформлению документов.
Практические занятия (4ч.): Создание шаблона текстового документа в соответствии с
правилами оформления. Редактирование текстовых документов. Создание иллюстративного
и демонстрационного материала.
Раздел 5. Подведение итогов исследовательской деятельности
5.1
Обобщение и выделение главного, формулировка выводов (5 ч.).
Теоретические занятия (1 ч.): Особенности подведения итогов выполненной работы.
Объективность и методика.
Практические занятия (4 ч.): Работа с научными текстами, выделение главного.
Формулирование выводов предложенных исследовательских работ. Формулирование
выводов исследовательской работы по выбранной теме.
5.2
Написание тезисов (2 ч.).
Теоретические занятия (1ч.): Общее понятие о тезисах.
Практические занятия (1ч.): Написание тезисов исследовательской работы.
Термины и понятия: Тезис.
5.3
Понятия иллюстрации и демонстрации, подготовка приложений (3 ч.).
Теоретические занятия(1ч.): Иллюстрация и демонстрация, особенности и различия.
Практические занятия(2ч.): Подготовка материала и проведение иллюстрации и
демонстрации выбранных фактов.
Термины и понятия: Иллюстрация. Демонстрация.
5.4
Подготовка презентации исследования и проекта (10 ч.).
Теоретические занятия (2 ч.): Правила презентации проекта и исследования. Методы
подготовки к презентации.
Практические занятия (8 ч.): Подготовка презентации предложенных проектов и
исследований. Подготовка презентации выбранного проекта или исследования.
5.5
Защита исследования и проекта (10 ч.).
Теоретические занятия (2 ч.): Особенности защиты проектно-исследовательской работы.
Правила защиты проектно-исследовательской работы.
Практические занятия (8 ч.): Выступление перед группой с защитой исследования или
проекта.
9

Раздел 6: Участие в конкурсах, конференциях
6.1
Участие в конференциях, конкурсах исследовательских работ (24 ч.).
Практические занятия(24ч.): Участие в конкурсах исследовательских работ (Слет
участников движения «Отечество», «Моя малая Родина», «Созвездие», «Юннаты», Экологокраеведческие проблемы Ставрополья»).
Раздел 7: Итоговое занятие
7.1
Отчетная конференция (3 ч.).
Практические занятия (3 ч.): Проведение отчетной конференции, защита итоговых проектов
и исследований.

10

1.4 Планируемые результаты.

Метапредметные результаты
Формирование навыков поиска и анализа информации;
Формирование критического абстрактного мышления;
Формирование основ научного мировоззрения;
Формирование навыков работы в коллективе;
Формирование навыков выступлений перед публикой, в т.ч. посредством
телекоммуникационных технологий;
Формирование навыков подводить итоги и оценивать свою работу.
Личностные результаты
Развитие активной гражданской позиции;
Воспитание любови и бережного отношения к родному краю, его природе и
истории;
Развитие интереса к исследовательской и проектной деятельности.
Предметные результаты
Обучить написанию и оформлению исследовательских и проектных работ;
Обучить проведению наблюдений за объектами и процессами;
Обучить ведению дневника наблюдений;
Обучить защите работ, представлению проекта;
Обучить поиску и анализу информации из разных источников.

11

2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график составлен на основе годового календарного
графика учреждения и является документом, регламентирующим организацию
образовательной деятельности в учреждении
Количество учебных недель – 36.
Дата начала занятий – 1 сентября.
Дата окончания занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул – 28 календарных дня.
Год
обучения

Дата начала
занятий

1

1 сентября

Дата
окончания
занятий
31 мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
часов в год

Режим
занятий

144

два раза в
неделю по 2
часа

Календарный учебный план-график представлен в Приложении No1

12

2.2 Условия реализации программы.
Материальное-техническое обеспечение программы:
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1. Рабочее место педагога, оборудованное компьютером, подключенным к
сети Интернет и настроенное для проведения видеоконференций и других видов
дистанционного взаимодействия.
2. Аудитория для проведения очных конференций, оборудованная
мультимедийным проектором и экраном.
Кадровое обеспечение программы:
Реализация программы осуществляется с учётом требований
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №298н от
05.09. 2018 г.). Программа реализуется педагогом дополнительного образования
МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные Воды Базильским Кириллом Владимировичем
Информационное обеспечение программы:
Научно-методическая литература. Тематические медиапрезентации.
Ресурсы сети Интернет.

13

2.3 Формы аттестации (контроля)
Для оценки результативности курса необходим комплекс мер,
включающий первичный контроль уровня обученности подростков, текущий и
итоговый; оценку психологического состояния и удовлетворенности
обучающихся; ведение базы данных обучающихся с информацией о успехах и
достижениях; проведение внутриклубных конференций, и участие во внешних
конференциях и конкурсах. В рамках системно-деятельностного подхода оценка
результативности курса во многом должна базироваться на результатах учебнойпрактической
деятельности
обучающихся,
прогрессе
в
уровне
сформированности ключевых компетенций и интереса к исследовательской
деятельности. Для этого наиболее показателен педагогический анализ различных
форм группового и индивидуального отчета о проделанной работе, таких как
вечера отчетов, конференции, доклады, защиты проектов и исследовательских
работ, участие в конкурсах и т.д. Формы подведения итогов реализации
программы: конференция, конкурс исследовательских работ, защита проектов,
портфолио обучающихся, база данных клуба, дневники наблюдений, библиотека
исследовательских работ и проектов.

14

2.4 Оценочные материалы.
Характеристика оценочных материалов

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Планируемые результаты

Развитие
позиции;

активной

Критерии
оценивания

гражданской Сформированность
гражданской позиции

Воспитание любови и бережного Проявление бережного
отношения к родному краю, его отношения к природе
природе и истории;
и истории родного
края
Развитие
интереса
к Проявление
исследовательской и проектной устойчивого интереса
деятельности.
к исследовательской и
проектной
деятельности
Формирование навыков поиска и Умение искать
информацию
анализа информации;
Формирование
критического проявление
критического
абстрактного мышления;
мышления
Формирование основ научного сформированность
научного
мировоззрения;
мировоззрения
Формирование навыков работы в сформированность
навыков работы в
коллективе;

Виды
контроля/п
ромежуточ
ной
аттестации
текущий

текущий

текущий

наблюдение,
дневник
наблюдений

текущий

наблюдение,
дневник
наблюдений
наблюдение,
дневник
наблюдений
наблюдение,
дневник
наблюдений
наблюдение,
дневник
наблюдений

текущий

текущий

текущий

коллективе

Формирование
навыков
выступлений перед публикой, в т.ч.
посредством
телекоммуникационных технологий;
Формирование навыков подводить
итоги и оценивать свою работу

Диагностическ
ий
инструментар
ий (формы,
методы,
диагностики)
наблюдение,
дневник
наблюдений
наблюдение,
дневник
наблюдений

сформированность
навыков выступлений
перед публикой

промежуточн
ый. итоговый

зачетное
выступление

способность подвести
итоги и объективно
оценить свою работу

промежуточн
ый, итоговый

защита работы

15

Предметные результаты

Планируемые результаты

Критерии
оценивания

Обучить написанию и оформлению способность написать
исследовательских и проектных и оформить простую
исследовательскую
работ;
работу
Обучить проведению наблюдений за способность провести
простейшее
объектами и процессами;
наблюдение

Обучить
ведению
наблюдений;

дневника способность вести
журнал наблюдений

Обучить
защите
работ,
представлению проекта;
Обучить
поиску
и
анализу
информации из разных источников.

Виды
контроля/п
ромежуточ
ной
аттестации

Диагностическ
ий
инструментар
ий (формы,
методы,
диагностики)

итоговый

защита работы

промежуточн
ый

наблюдение,
проверка работ,
сопровождение
проектной
работы
наблюдение,
проверка работ,
сопровождение
проектной
работы

промежуточн
ый

способность защитить
работу

итоговый

защита работы

способность находить и
анализировать научную
информацию

промежуточн
ый,

наблюдение,
проверка работ,
сопровождение
проектной
работы

16

2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – дистанционное.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный (наглядный),
игровые, дискуссионный, видео метод, работа с компьютерной программой,
исследовательский, анализ, обобщение.
Формы организации учебного занятия: лекция, практическое занятие,
выполнение проектов.
Педагогические технологии, используемые в программе: информационно –
коммуникационная технология, технология развития критического мышления,
проектная технология, технология развивающего обучения, технология
проблемного обучения.
Дидактический материал: в ходе реализации общеразвивающей
программы педагогом разрабатывается различные методические и
дидактические материалы к каждому учебному занятию. Среди них лекции,
практические задания.

17

2.6 Список литературы.
1. Александрова Т.К. Основы исследовательской деятельности учащихся:
спецкурс для профильного обучения: учеб. - метод. пособие [Текст] / Т.К.
Александрова. – СПб.: ТИД Амфора, 2005. – 261 с.
2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения
учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской
деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование,
2001. - С. 64-68.
3. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: метод.
Рекомендации для педагогов и учащихся [Текст] / М.Н. Арцев // Завуч для
администрации школ. –2005. – № 6. – С. 4-30.
4. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985.
5. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
6. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как
специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2001, 234 с.
7. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода
/И.А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С.
14-21.
8. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник
статей //Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия
«Сборники и монографии», М., 2006. - 114 с.
9. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы А.В.
Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5.
- С. 51-60.
10. И.С. Огоновская // Библиотека и формирование информационной
культуры общества. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2013. –
С.141-147.
11. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования
мировоззрения // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 158-161.
12. Халатян К.А. Формирование творческих умений старшеклассников в
учебно-исследовательской деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / К.
А. Халатян. — Владикавказ, 2011. - 23 с.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».