Фотокорреспондент

Управление образования Минераловодского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования г. Минеральные Воды
ПРИНЯТА с изменениями и
дополнениями на заседании
педагогического совета МБУ ДО
ЦДОД г. Минеральные Воды
Протокол № 4от «3» марта 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные Воды
___________А.Н. Сильченко
Приказ №31-ОД от «10» марта 2023г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
Социально-гуманитарной направленности

«Фотокорреспондент»
Уровни программы: стартовый
Рассчитана на детей 10-15 лет
Состав группы 10 человек
Срок реализации: 1 год.
ID: 27661
Автор программы: Базильская А.Я.,
методист МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные Воды

г. Минеральные Воды
2023 год

Содержание
№

2.1
2.2
2.3
2.4

Раздел
страница
Содержание
2
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
3
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
5
Содержание программы
6
Планируемые результаты
8
Комплекс
организационно-педагогических
условий
9
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Календарный учебный график
9
Условия реализации программы
10
Формы аттестации/контроля
11
Оценочные материалы
12

2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3

Методические материалы
Список литературы
Приложения
Календарный учебный план-график
Оценочные материалы
План воспитательной работы

1
1.1
1.2
1.3
1.4
2

2

13
14
15
15
18
23

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фотокорреспондент»
является
программой
социально-гуманитарной
направленности. Программа предусматривает освоение учащимися общих
сведений об основах фотографии, помощь им в составлении представления о
выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении. Она
является самостоятельным курсом освоения основ фотографии и может служить
первой ступенью для перехода к базовой программе обучения.
Программа разработана на основе
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ (ред. от 22.08.2023) «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования от 09.11.2018г. №196г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПин 2.4.364828.09.2020 №28 «Об
утверждении
СанПин
2.4.3648--20
«Санитарно20
«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» ( (Зарегистрировано в Минюсте России
18.12.2020 № 61573)18.12.2020 № 61573)
4. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. No 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. No 467
«Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного
образования детей».
6. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г.
No882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».

3

7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. « 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Актуальность и педагогическая целесообразность
Фотодело с современном мире является достаточно востребованным
видом деятельности, который зачастую вызывает неподдельный интерес у
подростков. Кроме этого, занятия фотографией способствует их эстетическому
развитию и формированию ценностных ориентаций, даёт оптимальные
возможности для развития их творческих способностей.
Новизна программы
Новизна программы «Фотокорреспондент» заключается в расширении
знаний, умений и навыков обучающихся, открывает новые возможности
деятельности юных фотографов посредством использования цифровой
фотоаппаратуры и компьютерной техники, позволяющей сохранить архивные и
любительские фотографии, создать фото архивы, в том числе и семейные.
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в
этой области заключаются в ее универсальности, программа подходит для
работы с детьми разного уровня подготовки и мотивации. Программа позволяет
развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный
подход, учитывающий его особенности.
Образовательный процесс в рамках данной программы реализуется в
сетевой форме. Педагоги Центра дополнительного образования реализуют
программу на базе общеобразовательных учреждений Минераловодского
городского округа с привлечением их ресурсов. Сетевое взаимодействие
осуществляется на основании договоров между МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные
Воды
и
общеобразовательными
учреждениями
Минераловодского городского округа.
Программа адресована
Программа адресована детям от 10 до 15 лет,
Программа особенно будет интересна и полезна мальчикам и девочкам,
кто интересуется искусством фотографии, стремиться показать увиденное со
своей точки зрения, желает показать другим важное через фотоизображение.
Для обучения принимаются все желающие.
Количество обучающихся в группе - 10.
Условия набора учащихся. При зачислении в объединение проводится
стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его
индивидуальных особенностей.
4

Объем и срок реализации программы.
Объем программы – 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения и режим занятий. Режим занятий соответствует
СанПин
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Программа предусматривает организацию активных форм
проведения занятий с обучающимися. Это и традиционные занятия с
применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением
индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические
консультации. А также конкурсы и викторины, тематические и обзорные
экскурсии, выход в музеи и библиотеки.
А также при реализации программы предусмотрено использование
дистанционных образовательных технологий.
Продолжительность занятий:
­ стартовый уровень — 2ч. (одна перемена);
В соответствии с уставом МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные Воды
академический час составляет 45 минут, перемена 10 минут
Уровень программы
-стартовый уровень основан на использовании и реализации
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие
мотивации к социально-гуманитарной деятельности;

5

1.2 Цели и задачи программы
Цель программы — создание условий для развития интереса у
обучающихся к фотосъёмке.
Задачи программы:
обучающие
Обучить
фотоискусства.

основам

Обучить
пользоваться
основными инструментами
программ
для
редактирования
фотографий.
Познакомить
с
разновидностями и жанрами
фотографии
Познакомить с основными
техническими
характеристикам
и
свойствами
аппаратуры,
используемой фотографом,
научить
основам
ее
эксплуатации

Стартовый уровень:
развивающие
Развивать способности к
фотографированию,
правильному подбору кадра.
Способствовать
эстетическому развитию
личности.

Способствовать развитию
навыков определения жанра
фотографии.
Развивать навыки
обращения с технически
сложным оборудованием

6

воспитательные
Воспитать
прекрасного.

чувство

Привить
понимание
уместности и моральноэтических границ.

Воспитать
самостоятельность в выборе.
Воспитывать
интерес
техническому творчеству

к

1.3 Содержание программы
Учебный план (стартовый уровень)
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

Вводное занятие. Техника
безопасности.
2.
История возникновения
фотографий
3.
Знакомство с правилами
пользования
фотоаппаратом и
особенностями съёмки
4.
Программа
Adobe Photo Shop
5.
Фотография в жанре
«Пейзаж»
6.
Фотография в жанре
«Портрет»
7.
Фотография в жанре
«Архитектура»
8.
Фотография в жанре
«Натюрморт»
9.
Фотография в жанре
«Макросъемка»
10.
Организация выставкиконкурса детских работ по
итогам обучения
Всего часов
1.

Формы
аттестации
(контроля)

Всего

Теория

Практика

2

2

0

2

2

0

устный опрос

2

1

1

устный опрос

8

4

4

устный опрос

12

2

10

готовая фотография

10

2

8

готовая фотография

12

2

10

готовая фотография

10

2

8

готовая фотография

10

2

8

готовая фотография

4

0

4

выставка фоторабот

72

19

53

Содержание курса (стартовый уровень)
1.
Вводное занятие. (2 часа)
Теория (2 часа). Беседа по оценке готовности учащихся к освоению
программы. Правила техники безопасности.
2.
История возникновения фотографии. (2 часа)
Теория (2 часа). Первая в мире фотография «Вид из окна». Фотография в
России. Цветная фотография.
3.
Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и
особенностями съемки. (2 часа)
Теория (1 час). Виды фотоаппаратов.

7

Практика (1 час). Устройство и принцип работы фотоаппарата.
4.
Программа Adobe Photo Shop. (8 часов)
Теория (4 часа). Знакомство с программой Adobe Photo Shop. Основные
возможности и инструменты программы Adobe Photo Shop.
Практика (4 часа). Работа с основными инструментами программы Adobe
Photo Shop.
5.
Фотография в жанре «Пейзаж». (12 часов)
Теория (2 часа). Знакомство с жанром фотографии «Пейзаж».
Практика (10 часов). Правила выбора места и ракурса для
фотографирования. Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное
фотографирование. Особенности редактирования фотографий жанра «Пейзаж».
Выставка фоторабот.
6.
Фотография в жанре «Портрет». (10 часов)
Теория (2 часа). Знакомство с жанром фотографии «Портрет».
Практика (8 часов). Правила выбора героя для фотографирования.
Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное фотографирование.
Особенности редактирования фотографии. Выставка фоторабот.
7.
Фотография в жанре «Архитектура». (12 часов)
Теория (2 часа). Знакомство с жанром фотографии «Архитектура».
Практика (10 часов). Правила выбора объекта и ракурса для
фотографирования. Самостоятельное фотографирование. Редактирование
фотографии. Выставка фоторабот.
8.
Фотография в жанре «Натюрморт». (10 часов)
Теория (2 часа). Знакомство с жанром фотографии «Натюрморт».
Практика (8 часов). Правила составления композиции для
фотографирования. Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное
фотографирование. Редактирование фотографии. Выставка фоторабот.
9.
Фотография в жанре «Макросъемка». (10 часов)
Теория (2 часа). Знакомство с жанром фотографии «Макросъемка».
Практика (8 часов). Правила выбора объекта и ракурса для
фотографирования. Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное
фотографирование. Особенности редактирования фотографии. Выставка
фоторабот.
10. Организация выставки детских работ по итогам обучения (4
часа)
Практика (4 часа). Выбор и подготовка индивидуальных работ к
выставке-конкурсу. Выставка-конкурс работ.
8

1.4 Планируемые результаты.
Стартовый уровень.
Метапредметные результаты сформированные у учащихся умения:
 самостоятельно
определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
 самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
 использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
 владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
 самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
 продуктивно
общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты.
Личностные результаты сформированные у учащихся:
 собственная система мотивов и направленности деятельности;
 общественная
активность личности, гражданскую позицию, культуру
общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
 стремление к самореализации.
Предметные результаты:
 углубленные знания о фотоискусстве как виде художественной деятельности
и его специфике;
 навыки фотографирования в разных жанрах;
 интерес к фотоискусству, как к культурной ценности.

9

2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график составлен на основе годового календарного
графика учреждения и является документом, регламентирующим организацию
образовательной деятельности в учреждении
Количество учебных недель – 36.
Дата начала занятий – 1 сентября.
Дата окончания занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул – 28 календарных дня.
Год
обучения

Дата начала
занятий

1

1 сентября

Дата
окончания
занятий
31 мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
часов в год

Режим
занятий

72

Один раз в
неделю по 2
часа

Календарный учебный план-график представлен в Приложении No1

10

2.2 Условия реализации программы.
Материальное-техническое обеспечение программы:
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1. Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и
технике безопасности;
2. Столы для учащихся – 5 штук;
3. Стулья – 12 штук;
4. Стол – тумба – 1 штука;
5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования;
6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, книги,
видеопрезентации по темам;
7. Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки,
анкеты, опросники;
8. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, фотокамера.
Кадровое обеспечение программы:
Реализация программы осуществляется с учётом требований
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №298н от
05.09. 2018 г.). Программа реализуется педагогом дополнительного образования
МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные Воды ___________
Информационное обеспечение программы:
Научно-методическая литература. Тематические медиапрезентации.
Ресурсы сети Интернет.

11

2.3 Формы аттестации (контроля)
Для
оценки
уровня
освоения
учениками
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Фотокорреспондент»
применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании групп в
начале учебного года. Формы оценки: собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы. Формы оценки: опрос.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного
года. Формы оценки: тестирование.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы
оценки: защита проекта.
Оценочные материалы представлены в Приложении 2.

12

2.4 Оценочные материалы.
Характеристика оценочных материалов
Стартовый уровень
Планируемые результаты

Личностн
ые
результат
ы

Метапредм
етные
результат
ы

Предметн
ые
результат
ы

Критерии
оценивания

Умение слушать и слышать Адекватность
педагога
восприятия
информации,
идущей от
педагога
Умение выступать перед Свобода владения
аудиторией
и подачи
учащимся
подготовленной
информации
Умение
использовать Самостоятельност
ь в использовании
дополнительную
дополнительной
литературу
литературы
давать Самостоятельност
ь в подготовке
доказательные ответы на доказательных
вопросы
основных ответов на
разделов учебного плана вопросы основных
разделов учебнопрограммы
тематического
плана программы
Теоретические
основы Соответствие
теоретических
фотографирования.
знаний
программным
требованиям
Владение
специальной Осмысленность и
правильность
терминологией
использования
специальной
терминологии
Умение

13

Виды
контроля/про
межуточной
аттестации
Наблюдение

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Оценочный лист

Наблюдение

Оценочный лист

Шкала
успешности

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Опрос,
тестирование.

Бланки тестовых
заданий.

Опрос,
тестирование.

Бланки тестовых
заданий,
наблюдение.

2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очное.
(Предусмотрено применение дистанционного обучения в периоды
эпидемического неблагополучия и введения карантинных мер).
Методы обучения:
 методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ,
беседа, диспут, пример;
 методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
 методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение
положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание
(осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Формы организации учебного занятия: индивидуальные аудиторные
занятия с созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную
работоспособность учащихся и возможность активизации их индивидуального
участия. Большая их часть занятий носит комплексный характер. Такие занятия
включают учебно-игровую практическую и теоретическую работу.
Дидактический материал: в ходе реализации общеразвивающей
программы педагогом разрабатывается различные методические и
дидактические материалы к каждому учебному занятию. Среди них: опросник
для самоконтроля, фотоигра, наглядные материалы, фотожурналы, оформление
стендов для фотовыставок..

14

2.6 Список литературы.
Литература для педагога:
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) - письмо департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.11.2015 №09-3242
2. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ"
3. Фрост Л. Современная фотография. - М.: АРТ-РОДНИК, 2003.
4. А. Лепехин. Фотомастерство. М.2003.
5. Н. Надеждин. Цифровые фотоаппараты. М., 2002.
6. Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М.: ACT: Мн.: Харвест, 2005.
7. Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. –
М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
8. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006.
9. Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.:
Артродник, 2006.
10.
Практический курс. Adobe Photoshop 4.0. – Пер. с англ. – М.: КУбК-а, 1997.
11.
Ларичев Т.А. Практическая фотография: учебное пособие / Т.А. Ларичев, Л.В.
Сотникова,
Ф.В.
Титов
[Электронный
ресурс]
URL:
http://biblioclub.ru/
index.php?page=book&id=232761.

Литература для обучающихся
1. Е. Голубова. Сам себе фотограф. Ростов-на-Дону. 2002.
2. Эдуард
Крафт.
Видеоконференция
«Научись
фотографировать
лучше!»:
https://www.youtube.com/watch?v=wPGRzJuBELg
3. Александр Ипполитов. Обучающий видеокурс «Про фотографию простым языком»:
http://photo.freevideouroki.ru

15

Декабрь

ноябрь

Октябрь

№
занятия

да
та

Место
проведен
ия

Форма
контрол
я

Беседа по оценке учащихся к освоению
программы. Правила техники безопасности.

Классная
комната

Опрос

2

Первая в мире фотография «Вид из окна».
Фотография в России. Цветная фотография.

Классная
комната

Опрос

лекция

2

Виды фотоаппаратов. Устройство и принцип
работы фотоаппарата.

Классная
комната

Опрос

4

лекция

2

Знакомство с программой Adobe Photo Shop.

Классная
комната

Опрос

5

лекция

2

Основные возможности и инструменты программы
Adobe Photo Shop.

Классная
комната

Опрос

6

практика

2

Работа с основными инструментами программы
Adobe Photo Shop.

Классная
комната

Наблюде
ние

7

практика

2

Работа с основными инструментами программы
Adobe Photo Shop.

Классная
комната

Наблюде
ние

8

лекция

2

Знакомство с жанром фотографии «Пейзаж».

Классная
комната

Опрос

9

лекция

2

Правила выбора места и ракурса для
фотографирования.

Классная
комната

Опрос

10

практика

2

Фотографирование на заданную тему.

Полевой
выход

Наблюде
ние

11

практика

2

Самостоятельное фотографирование.

Полевой
выход

Наблюде
ние

12

практика

2

Особенности редактирования фотографий жанра
«Пейзаж».

Классная
комната

Наблюде
ние

13

практика

2

Выставка фоторабот.

Территор Наблюде
ия школы ние

14

лекция

2

Знакомство с жанром фотографии «Портрет».

Классная
комната

Опрос

15

лекция

2

Правила выбора героя для фотографирования.

Классная
комната

Опрос

Форма
занятия

Кол-во
часов

Сентябрь

Месяц

3. Приложения
3.1 Приложение 1.
Календарный учебный план-график
1 год обучения. Стартовый уровень

1

лекция

2

2

лекция

3

Тема занятия

16

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

16

практика

2

Фотографирование на заданную тему.
Самостоятельное фотографирование.

Территор Наблюде
ия школы ние

17

практика

2

Особенности редактирования фотографии.

Классная
комната

18

практика

2

Выставка фоторабот.

Территор Наблюде
ия школы ние

19

лекция

2

Знакомство с жанром фотографии «Архитектура».

Классная
комната

Опрос

20

лекция

2

Правила выбора объекта и ракурса для
фотографирования.

Классная
комната

Опрос

21

практика

2

Самостоятельное фотографирование.

Территор
ия города

Наблюде
ние

22

практика

2

Самостоятельное фотографирование.

Территор
ия города

Наблюде
ние

23

практика

2

Редактирование фотографии.

Классная
комната

Наблюде
ние

24

практика

2

Выставка фоторабот.

Территор Наблюде
ия школы ние

25

лекция

2

Знакомство с жанром фотографии «Натюрморт».

Классная
комната

Опрос

26

лекция

2

Правила составления композиции для
фотографирования.

Классная
комната

Опрос

27

практика

2

Фотографирование на заданную тему.
Самостоятельное фотографирование.

Классная
комната

Наблюде
ние

28

практика

2

Редактирование фотографии.

Классная
комната

Наблюде
ние

29

практика

2

Выставка фоторабот.

Территор Наблюде
ия школы ние

30

лекция

2

Знакомство с жанром фотографии «Макросъемка».

Классная
комната

Опрос

31

лекция

2

Правила выбора объекта и ракурса для
фотографирования.

Классная
комната

Опрос

32

практика

2

Фотографирование на заданную тему.
Самостоятельное фотографирование.

Полевой
выход

Наблюде
ние

33

практика

2

Особенности редактирования фотографии.

Классная
комната

Наблюде
ние

34

практика

2

Выставка фоторабот.

Территор Наблюде
ия школы ние

17

Наблюде
ние

35

практика

2

Выбор и подготовка индивидуальных работ к
выставке-конкурсу.

Классная
комната

36

практика

2

Выставка-конкурс работ.

Территор Наблюде
ия школы ние

18

Наблюде
ние

3.2 Приложение 2
Оценочные материалы
Фотоигра «Десять кадров»
1. Цели
- пропаганда фотоискусства среди подрастающего поколения;
- оказание содействия детскому фотолюбительскому движению,
выявление и поощрение талантливых детей и молодежи;
способствование
формированию
нестандартного
мышления,
способности оперативно находить выход из проблемных ситуаций;
- формирование положительного опыта участия в конкурсных
фотомероприятиях.
2. Участники
К участию в Игре допускаются фотолюбители в возрасте от 6 до 18 лет.
Участие в Игре – индивидуальное, при этом не возбраняется поиск
необходимой информации в сети Интернет, привлечение сверстников,
педагогов, родителей и т. п.
3. Общие положения игры:
Участникам будут предложены задания, связанные с десятью
дисциплинами школьной программы (русский язык и литература, математика,
история и обществознание, биология, география, химия, физика, иностранный
язык, информатика, краеведение). Участники выполняют задания и результаты
высылают электронной почтой или приносят лично Организатору Игры.
Время на выполнение заданий составляет три дня. Итоговая оценка
состоит из оценки за количество правильных ответов и оценки представленных
фоторабот (см. пп.5-6).
4. Ход игры:
Мероприятие проводится в три этапа:
- публикация заданий на сайте Организатора (фотошколы) или
ознакомление воспитанников фотошколы с заданиями лично;
- выполнение заданий Игры участниками и передача результатов
Организатору;
- подведение и оглашение итогов.
5. Порядок участия в игре:
От каждого участника принимается не более одной фотографии по
каждой теме.
Разрешено: использование цифровых фотоаппаратов, консультации
педагогов-предметников и классных руководителей, родителей и иных
компетентных лиц, кадрирование и цветокоррекция фотографий без удаления
EXIF-информации файла (организатор вправе запросить оригинал фотокадра).

19

Запрещено: предоставление в оргкомитет чужих фотографий и
фотографий, сделанных ранее времени старта Игры; игнорирование
законодательства, действующего на территории проведения соревнований,
общепринятых норм и правил поведения (в том числе в общественных местах)
при подготовке и осуществлении фотосъемки. Нежелательно использование
фотокамер, встроенных в сотовые телефоны, видеокамеры и прочие
комбинированные устройства.
За нарушение данных положений организатор игры вправе не засчитать
баллы за фотоработу(ы) и/или дисквалифицировать игрока.
6. Подведение итогов и награждение
По итогам Игры определяется первое, второе, третье место по версии
Организатора (см. таблицу оценки). Организатор
вправе учредить
дополнительные номинации и/или призовые места. Авторы работ, набравшие
наибольшее количество баллов, будут отмечены дипломами и ценными
призами. Участники Игры получат дипломы участников.
Таблица оценки
Штраф
Определение автора
№ п/п
(если
Итог
высказывания
начислен)
Соответствие теме Оригинальность Качество
1
1-5 баллов
1-5 баллов
1-5 баллов 5 баллов
2 и т. д.
Общий итог за все
работы
Оценка
фотоработы

7. Задания участникам:
Необходимо сделать по 1-му кадру на каждую тему
(и отгадать автора афоризма)
1. Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте
иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех,
кто беднее нас.
2. Он стал поэтом — для математика у него не хватало фантазии.
3. Не знать истории – значит всегда быть ребенком.
4. Природа - это единственная книга с великим содержанием на каждом
листе.
5. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте
приходит, с карты начинается и картой заканчивается.
6. Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.

20

7. Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это
неизвестно - он-то и делает открытие.
8. Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку.
9. Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
10. Что может быть милей Бесценного родного края?
8. Рекомендации участникам
Что такое фотоигра? Каким-то образом предлагаемая нами фотоигра
пересекается с фотокроссами, уже много лет проводящимися в России.
Соревнование увлеченных фотографов, где за ограниченное время надо успеть
сделать как можно более оригинальные и качественные снимки на заданные
темы, привлекает внимание многих. К игре «Десять кадров» добавлен
образовательный компонент – темами фоторабот выступают высказывания
известных людей по темам школьной программы, авторство которых вам
предстоит установить. Кроме этого, принимая во внимание занятость
участников в лагерных мероприятиях, время участия в игре может быть до трех
дней.
Какие советы можно дать участникам Игры? Во-первых, не торопитесь.
Хорошо обдумайте темы, спросите совета у друзей и старших, подготовьте
необходимый реквизит. Не имеет значения, постановочное ли фото, или же
репортажное. Главное – его соответствие теме, оригинальность и качество.
Во-вторых, снимайте так, чтобы задание можно было угадать, смотря на
фотографию; чтобы на фотографию было интересно и приятно смотреть, не
зная задания; чтобы, увидев вашу работу, соперники думали «А мы до этого не
догадались!».
Нежелательно:
• Дважды снимать на разные кадры одного человека (это ограничение
самосъемки).
• Снимать чужие изображения, в том числе и объемные (это запрет на
съемку изображений). Правило не действует, если вы используете чужое
изображение для создания композиции.
Желаем приятной игры. И помните, все возникшие вопросы лучше задать
до начала игры, так как занятость организаторов может затянуть время ответа.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Проверьте себя, используя материалы данного раздела.
1. Расшифруйте приведенные ниже сокращения и аббревиатуры:
AUTO, ISO, JPEG, RAW, TIFF, TTL, AF, АЦП, GN, IF, ГРИП, АЦП, МДФ,
HDR, ЭФР, EV.
2. Дайте определение приведенных ниже понятий. Какие из них
являются многозначными? В последнем случае укажите все известные
значения. Аберрация, автоматический фотоаппарат, анастигмат, анфас,
21

апохромат, астигматизм, ахромат, боке, большой формат, бромойль, винтаж,
время перезарядки, гелиография, глубина цвета, дагеротипия, дальномер,
диафрагма, диафрагменное число, диск нерезкости, дифракция, естественное
освещение, желатиносеребряный фотопроцесс, задняя фокусировка, зеркальный
фотоаппарат, золотое сечение, зум, зуммирование, кадр, кадрирование,
калотипия, камера обскура, коллодионный процесс, коматическая аберрация,
компакт, композиция кадра, контраст, контровый свет, кратность зума,
кратность увеличения объектива, кроп, кроп-фактор, лепестки диафрагмы,
линза, ломография, масляная фотопечать, мегапиксель, муар, мыльница,
недодержка, недоэкспонирование, нормальный объектив, объектив, озобромный
процесс, освещение отраженным светом вспышки, панорама, панорамная
фотография, параллакс, 132 передержка, переэкспонирование, перспектива,
пигментная фотопечать, пиксель, пикториализм, платинотипия, пленэр,
портретник, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, просветление,
прыгающая диафрагма, рабочий отрезок объектива, разрешение, ракурс,
резкость, ретушь, ручной режим, светосила объектива, светофильтр, селфи,
сенсибилизация фотоматериалов, серая карта, синхроконтакт, синхронизация
вспышки, солнечное правило, стабилизация изображения, стереоскоп, тон,
тональность, угол поля зрения, универсальная программа, фикс, фокальная
плоскость объектива, фокус, фокусировка, фокусировочные точки, фокусное
расстояние, формат кадра, фотоаппарат, фотограмма, фотограф, фотография,
фотомонтаж, хромакей, хроматические аберрации, хронофотография, цветовая
температура, цианотипия, цифровой задник, цифровой зум, шифт-объектив,
штатив, экспозиция, экспопара, юстировка объектива, яркость.
3. Как можно по-другому (другими словами) назвать перечисленные
ниже понятия? Апертура, «тушка», видоискатель, вспышка, гиперфокал,
гуммиарабиковая фотопечать, динамический диапазон, пятно рассеяния,
талботипия, макрофотография, ойлпринт, штатный объектив, карбро, пикинг,
отражатель, «рыбий глаз», светопись, вариообъектив, дискретник, АА-фильтр,
фотокамера, сенсор, коллаж, смаз.
4. Охарактеризуйте принципы работы таких механизмов и элементов
фотоаппарата, как адаптер, апертура, байонет, башмак, вариообъектив,
видоискатель, вспышка, горячий башмак, затвор фотографический, ирисовая
диафрагма, кремальерный 133 механизм, пентазеркало, пентапризма,
фокусировочный экран, фотоматрица, экспонометр.
5. В чем состоит смысл следующих функций фотокамер:
автоматическая экспозиционная вилка, автоспуск, автофокус, активный
автофокус, баланс белого, пикинг, экспокоррекция?
6. Объясните специфику съемки методами «высокий ключ»,
«макросъемка», «низкий ключ»?
7. Для чего используются асферические линзы в объективе, бленда,
гистограмма,
графические
редакторы,
дальномерные
фотоаппараты,
22

длиннофокусные объективы, кольцевая вспышка, кофр, макрообъективы,
оптический зум, «отвертка», поляризационный светофильтр, рефлектор,
синхронизатор, софтбокс, стереоскопический фотоаппарат, стрипбокс,
телеобъектив,
трансфокатор,
удлинительные
кольца,
ультразум,
ультрафиолетовый фильтр, фильтр низких частот, флэшметр, фотоотражатель,
широкоугольные объективы.
8. Охарактеризуйте такие жанры фотографии, как апортрет,
архитектурная фотография, натюрморт, пейзаж, макросъемка. Дайте
определение понятию «жанр» применительно к фотографии.
9. Какие ошибки (погрешности при съемке) называются: блики, бэкфокус, вампиризм, виньетирование, дисторсия, перешарп, фронт-фокус, шум?

23

3.3 Приложение 3
План воспитательной работы
Стартовый уровень
№
п/п

Сроки
проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Мероприятие
Экскурсия по достопримечательностям города Минеральные
Воды
Тематическое занятие «День учителя»
Тематическое занятие «День народного единства»
Тематическое занятие «Новогодние традиции мира»
Тематическое занятие «День освобождение г. Минеральные
воды от немецко-фашистских захватчиков»
Тематическое занятие «День защитника Отечества»
Тематическое занятие «Женщины в истории»
Тематическое занятие «День космонавтики»
Тематическое занятие «День Победы»

24

Примечания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».