Я исследователь

Управление образования Минераловодского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования г. Минеральные Воды
ПРИНЯТА с изменениями и
дополнениями на заседании
педагогического совета МБУ ДО
ЦДОД г. Минеральные Воды
Протокол № 4от «3» марта 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные Воды
___________А.Н. Сильченко
Приказ №31-ОД от «10» марта 2023г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
Естественнонаучной направленности

«Я исследователь»
Уровни программы: стартовый
Рассчитана на детей 13-17 лет
Состав группы 10 человек
Срок реализации: 1 год.
ID: 27655
Автор программы: Базильская А.Я.,
методист МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные Воды

г. Минеральные Воды
2023 год

Содержание
№

2.1
2.2
2.3
2.4

Раздел
страница
Содержание
2
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
3
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
7
Содержание программы
8
Планируемые результаты
11
Комплекс
организационно-педагогических
условий
10
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Календарный учебный график
12
Условия реализации программы
13
Формы аттестации/контроля
14
Оценочные материалы
15

2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3
3.4

Методические материалы
Список литературы
Приложения
Календарный учебный план-график
Оценочные материалы
План воспитательной работы
Дидактические материалы

1
1.1
1.2
1.3
1.4
2

2

16
17
18
18
21
23
24

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я
исследователь»
программой
естественнонаучной
направленности.
Программа направлена на формирование у школьников опыта в
исследовательской деятельности.
Программа разработана на основе:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ (ред. от 28.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования от 09.11.2018г. №196г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПин 2.4.364828.09.2020 №28 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России
18.12.2020 № 61573).
4. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. No 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. No 467
«Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного
образования детей».
6. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г.
No882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. « 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».

3

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью
современного информационного общества в принципиально иных молодых
людях, владеющих навыками научного мышления, умеющих работать с
информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять
исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную
деятельность. И чем раньше будет организована эта деятельность, тем успешнее
будут ее результаты. Развитие личности ребёнка, формирование у него
информационных и коммуникационных, исследовательских умений и
компетенций именно на решение этой проблемы направлена предлагаемая
программа.
Педагогическая целесообразность программы состоит в совместном
применении системно-деятельностного подхода и различных технологий
экологического воспитания.
Новизна программы состоит в системной интеграции исследовательской,
практической и познавательной деятельности на одном занятии в сочетании с
акцентом на экологическом образовании. Программа детского объединения «Я
исследователь» рассчитана на учащихся 7-10 классов, т.к. в этих классах
учащиеся имеют достаточно знаний, необходимых для начала занятий
исследовательской деятельностью. Причиной выбора данного возрастного
промежутка послужил учет особенностей формирования отношений и
взаимодействий ребёнка с окружающей его природой в данный возрастной
период. Подросткам этого возраста свойственны высокая познавательная
активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений,
социальной и природной действительности, стремление к общению с природой
и к познанию и исследованию мира.
Отличительные
особенности
образовательной
программы
экологического клуба «Я исследователь» заключаются в комплексном
вовлечении ребят в исследовательскую работу. Специфика деятельности
состоит активизации познавательной деятельности воспитанников посредством
применения различных эмпирических методик исследования окружающей
среды, в частности проведения опытов и экспериментов. Практические занятия
направлены на познание детьми окружающего мира во всем его многообразии.
Для достижения этой цели в рамках программы применяются различные
методы, а именно: сбор разносторонней информации об объектах исследования,
формулировка гипотез, анализ полученных данных, составление отчетов на
основе собранного материала, и другие. Применяя совокупность таких методов,
4

ребята воспитывают в себе научное мировоззрение и активную гражданскую
позицию в области защиты окружающей среды.
Образовательный процесс в рамках данной программы реализуется в
сетевой форме. Педагоги Центра дополнительного образования реализуют
программу на базе общеобразовательных учреждений Минераловодского
городского округа с привлечением их ресурсов. Сетевое взаимодействие
осуществляется на основании договоров между МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные
Воды
и
общеобразовательными
учреждениями
Минераловодского городского округа.
Программа адресована
Программа адресована детям от 13 до 17 лет.
Этот период имеет свои психолого-возрастные особенности. Среди
актуальных потребностей старших подростков можно выделить следующие:
потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в
самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в
достижении определенного социального статуса. В связи с развитием
самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о
себе категорично, прямолинейно, то теперь они делают это более тонко. Если у
младших подростков ведущей деятельностью было интимно-личностное
общение со сверстниками, то у старших острота восприятия сверстников
притупляется. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания
помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущее
же интересует старших подростков в первую очередь с точки зрения
профессиональной. В этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни. По
существу, от старшего подростка общество требует профессионального
самоопределения, хотя и первоначального. При этом подросток должен
разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о
будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального
мастерства в избранной области. И помочь ему в этом должны взрослые, в том
числе и педагог.
Для обучения принимаются все желающие, в рамках возрастных
ограничений программы.
Количество обучающихся в группе - 10.
Условия набора учащихся. При зачислении в объединение проводится
стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его
индивидуальных особенностей.
Объем и срок реализации программы.
Объем программы – 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.

5

Формы обучения и режим занятий. Режим занятий соответствует
СанПин
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Программа предусматривает организацию активных форм
проведения занятий с обучающимися. Это и традиционные занятия с
применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением
индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические
консультации.
А также при реализации программы предусмотрено использование
дистанционных образовательных технологий.
Продолжительность занятий:
­ стартовый уровень — 2 ч. (одна перемена);
В соответствии с уставом МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные Воды
академический час составляет 45 минут, перемена 10 минут
Уровни программы
-стартовый уровень основан на использовании и реализации
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие
мотивации к естественнонаучной деятельности.

6

1.2 Цели и задачи программы
Цель программы — развитие интеллектуально-творческого потенциала
личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских
способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
Стартовый уровень:
Предметные
Метапредметные
расширить знания детей в развивать интеллектуальные,
образовательных областях творческие способности
биология и экология
воспитанников

обучение
умению
трансформировать
информацию, видоизменят
её у детей объём, форму,
знаковую систему, носитель
и др., исходя из цели
коммуникативного
взаимодействия
и
особенностей
аудитории,
для
которой
она
предназначена
обучение
алгоритмам
выполнения исследования,
написания и представления
исследовательской работы;

развивать умение
аргументировать
собственную точку зрения

развитие толерантности и
коммуникативных навыков
(умение строить свои
отношения, работать в
группе, с аудиторией)

7

Личностные
воспитать у школьников
понимание необходимости
саморазвития
и
самообразования как залога
дальнейшего
жизненного
успеха
формирование ноосферного
мышления

привить навыки рефлексии

1.3 Содержание программы
Учебный план (стартовый уровень)
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1.
2.
3.
4.

Вводное занятие
Наблюдение
Эксперимент
Тематика исследования

2
8
8
6

1
2
2
2

1
6
6
4

5.

Цель и задачи
исследования

6

2

4

6.

Гипотеза

4

2

2

7.

Постановка вопроса

6

2

4

8.

Работа с книгой.

6

2

4

18

4

14

8

1

7

72

20

52

Подготовка
исследовательской работы
к защите
Защита исследовательской
10.
работы
Всего часов

9.

Формы
аттестации
(контроля)
Групповой опрос
Групповой опрос
Групповой опрос
Групповой опрос,
индивидуальный
проект
Групповой опрос,
индивидуальный
проект
Групповой опрос,
индивидуальный
проект
Групповой опрос,
индивидуальный
проект
Групповой опрос,
индивидуальный
проект
Групповой опрос,
индивидуальный
проект
Индивидуальный
проект.

Содержание курса (стартовый уровень)
1.
Вводное занятие. (2 часа)
Теория (1 час). Техника безопасности. Общее представление о курсе.
Практика (1 час). Эссе «Я исследователь»
2.
Наблюдение. (8 часов)
Теория (2 часа). Наблюдение как метод исследования. Календарь
наблюдений и его условные обозначения.
Практика (6 часов). Наблюдение за насекомыми. Создание календаря
наблюдений. Определение листьев растений.
3.
Эксперимент. (8 часов)

8

Теория (2 часа). Эксперимент как процесс научного познания. Виды
эксперимента и их характеристика.
Практика (6 часов). Составление план эксперимента. Определение силы
давления набухающих семян. Определение веса, который могут поднять
набухающие семена.
4.
Тематика исследования. (6 часов)
Теория (2 часа). Какими могут быть темы исследования. Выбор темы
исследования.
Практика (4 часа). Выбор темы исследования. Работа над
индивидуальным проектом.
5.
Цель и задачи исследования. (6 часов)
Теория (2 часа). Формулирование целей и задач исследования.
Практика (4 часа). Формулировка цели и задач на предложенную тему.
Работа над индивидуальным проектом.
6.
Гипотеза. (4 часа)
Теория (2 часа). Гипотезы и их создание.
Практика (2 часа). Формулировка гипотезы по заданной теме Работа над
индивидуальным проектом.
7.
Постановка вопроса. (6 часов)
Теория (2 часа). Разновидность вопросов. Как правильно задать вопрос.
Практика (4 часа). Формулировка вопросов на заданную тему. Работа над
индивидуальным проектом.
8.
Работа с книгой. (6 часов)
Теория (2 часа). Источники информации – в библиотеке. Научная
литература: словарь, справочник, энциклопедия и т.п.
Практика (4 часа). Экскурсия в библиотеку. Подбор литературы для
работы над индивидуальным проектом.
9.
Подготовка исследовательской работы к защите. (18 часов)
Теория (4 часа). Особенности защиты исследовательской работы.
Принципы подготовки презентации для защиты исследовательской работы.
Практика (14 часов). Работа над индивидуальным проектом.
10. Защита исследовательской работы. (8 часов)
Теория (1 часа). Психологическая подготовка к выступлению.
Практика (7 часов). Защита индивидуальных проектов.

9

1.4 Планируемые результаты.
Стартовый уровень.
Метапредметные результаты
- выполнение простейших исследований;
- умение оформлять исследовательские работы в соответствии с
требованиями;
- умение создавать презентации.
Личностные результаты
- развитое навыки рефлексии;
- уверенность во время публичного выступления;
- умение правильно формулировать и подавать свою точку зрения.
Предметные результаты
- умение обрабатывать информацию, подавать ее аудитории;
- знание основных видов исследований;
- знание основных аспектов здорового образа жизни.

10

2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график составлен на основе годового календарного
графика учреждения и является документом, регламентирующим организацию
образовательной деятельности в учреждении
Количество учебных недель – 36.
Дата начала занятий – 1 сентября.
Дата окончания занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул – 28 календарных дня.
Год
обучения

Дата начала
занятий

1

1 сентября

Дата
окончания
занятий
31 мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
часов в год

Режим
занятий

72

Один раз в
неделю по 2
часа

Календарный учебный план-график представлен в Приложении No1

11

2.2 Условия реализации программы.
Материальное-техническое обеспечение программы:
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы для хранения образцов и
приборов.
Кадровое обеспечение программы:
Реализация программы осуществляется с учётом требований
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №298н от
05.09. 2018 г.). Программа реализуется педагогом дополнительного образования
МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные Воды _______________
Информационное обеспечение программы:
Научно-методическая литература. Тематические медиапрезентации.
Ресурсы сети Интернет.

12

2.3 Формы аттестации (контроля)
Для
оценки
уровня
освоения
учениками
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Я исследователь»
применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании групп в
начале учебного года. Формы оценки: собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы. Формы оценки: наблюдение.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного
года. Формы оценки: тестирование
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы
оценки: защита личного проекта, оценка сформированности исследовательских
умений (Приложение 2).

13

2.4 Оценочные материалы.
Характеристика оценочных материалов
Стартовый уровень
Планируемые результаты

Критерии
оценивания

Развитое
сопереживания
сострадания.

чувство Уровень
и сопереживания и
сочувствие в ходе
работы на
занятиях
Умение себя вести во время Уровень
Личностные
публичного выступления.
уверенности во
результаты
время публичного
выступления
Правильность
Умение
формулирования и подачи формулирования
своей точки зрения.
своей точки
зрения
Знание всех
Выполнение простейших
этапов
исследований.
исследования и
следования им
Знание
Умение оформлять
Метапредме
требований к
исследовательские работы в
тные
оформлению
результаты
соответствии с
исследовательски
х работ
требованиями.

Предметные
результаты

Виды
контроля/про
межуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)

Наблюдение

Оценочный лист

Наблюдение

Оценочный лист

Наблюдение

Оценочный лист

Наблюдение

Оценочный лист

Наблюдение

Оценочный лист

Умение создавать
презентации

Навык создания
презентаций

Наблюдение

Оценочный лист

Знания об экологическом
состоянии природной среды
в России, Ставропольском
крае, Минеральных Водах.

Уровень знаний
экологическом
состоянии
природной среды
в России,
Ставропольском
крае,
Минеральных
Водах.
Уровень знаний
об основных
видах
исследований.
Уровень знаний о
поддержке
здорового образа
жизни.

Опрос

Оценочный лист

Опрос

Оценочный лист

Опрос

Оценочный лист

Знание основных видов
исследований.
Знание основных аспектов
здорового образа жизни.

14

2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очное.
(Предусмотрено применение дистанционного обучения в периоды
эпидемического неблагополучия и введения карантинных мер).
Методы
обучения:
практический,
словесный,
объяснительноиллюстративный (наглядный), игровые, дискуссионные, видео метод, работа с
компьютерной программой, исследовательский, анализ, обобщение.
Формы организации учебного занятия: лекция, практическое занятие,
индивидуальная работа, работа в группе.
Дидактический материал: в ходе реализации общеразвивающей
программы педагогом разрабатываются различные методические и
дидактические материалы (Приложение 4). Среди них:
- памятка «Правила работы с понятиями»
- памятка «Как сформулировать гипотезу»
- памятка «Классификация источников научной информации»
- памятка «Структура публичного выступления»
- памятка «Структура презентации проекта»
- памятка «Критерии оценки докладов»

15

2.6 Список литературы.
Литература, используемая при составлении программы.
1. Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.
2. Следопыт. М., «Физкультура и спорт», 1976 г.
3. Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, 1993 г.
4. География :Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2007 г.
5. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая
среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
6. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
7. Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под
общ. ред. Л.В. Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.
8. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
9. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология
10. Костко О.Н.Экология для средней школы. М.: Аквариум, 1997
11. Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф. Медицинская география. М.:Прсвещение,1995
12. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями. - Минск., 1991, 208с.
13. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж, 2004, 159с. 3.
14. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж, 2002, 184с. 4.
15. Головкин Б. О чём говорят растения. – Ташкент: 1988. – 167.
16. Генери А. Что внутри растений? – М., 1994, 48с. 6.
17. Дженис В. Большая книга научных опытов для маленьких детей. – М., Астрель,2011,223с.
18. Ердаков Л.Н., Ксенц Г.Н. Огород на подоконнике – Томск, 2007, 34с.
19. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. –М., 1998, 208с.
20. Минский Е.Л. Игры и развлечения в группах продлённого дня. – М., 1983, 192с.
21. Рудский В.Г. Неделя за неделей. Календарь томской области. –Томск, 2002,112 с.
22. Чубыкина Н.Л., Широков Ю.Р.,Барсукова В.С.Широков Ю.Р.

Литература для обучающихся
1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
2. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
3. Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998
4. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
5. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.Дайте планете шанс. М.: Просвещение,1996
6. Дольник В.Неразумное дитя биосферы.М. Просвещение, 1996
7. Генери А. Что внутри растений? – М., 1994, 48с.
8. Головкин Б. О чём говорят растения. – Ташкент: 1988. – 167.
9. Зотов В. Лесная мозаика. – М., 1993, 240с.
10. Савенков А.И. Я- исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство
«Учебная литература» - Самара, 2007. 32с.
11. Большая энциклопедия начальной школы. Растения и животные. – Москва, 2013, 208с.

16

Декабрь

ноябрь

Октябрь

№
занятия

да
та

Форма
занятия

Кол-во
часов

Сентябрь

Месяц

3. Приложения
3.1 Приложение 1.
Календарный учебный план-график
1 год обучения. Стартовый уровень

1

Лекция,
практика

2

Техника безопасности. Общее представление о Учебный
курсе. Эссе «Я исследователь»
класс

Опрос

2

Лекция

2

Опрос

3

Практика

2

Наблюдение
как
метод
Календарь наблюдений и
обозначения.
Наблюдение за насекомыми.

4

Практика

2

5

Практика

6

Место
проведения

Тема занятия

исследования. Учебный
его условные класс

Форма
контроля

Территория
школы

Опрос

Создание календаря наблюдений.

Учебный
класс

Опрос

2

Определение листьев растений.

Территория
школы

Опрос

Лекция

2

Эксперимент как процесс научного познания. Учебный
Виды эксперимента и их характеристика.
класс

Опрос

7

Практика

2

Составление плана эксперимента.

Учебный
класс

Опрос

8

Практика

2

Определение
семян.

набухающих Учебный
класс

Опрос

9

Практика

2

Определение веса, который могут поднять Учебный
набухающие семена.
класс

Опрос

10

Лекция

2

Какими могут быть темы исследования. Выбор Учебный
темы исследования.
класс

Опрос

11

Практика

2

Выбор темы исследования.

Учебный
класс

Опрос

12

Практика

2

Работа над индивидуальным проектом.

Учебный
класс

Наблюден
ие

13

Лекция

2

Формулирование целей и задач исследования.

Учебный
класс

Опрос

14

Практика

2

Формулировка цели и задач на предложенную Учебный
класс
тему.

Опрос

15

Практика

2

Работа над индивидуальным проектом.

Наблюден
ие

силы

17

давления

Учебный
класс

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

16

Лекция

2

Гипотезы и их создание.

Учебный
класс

Опрос

17

Практика

2

Формулировка гипотезы по заданной теме Учебный
Работа над индивидуальным проектом.
класс

Опрос

18

Лекция

2

Разновидность вопросов. Как правильно задать Учебный
вопрос.
класс

Опрос

19

Практика

2

Формулировка вопросов на заданную тему.

Учебный
класс

Опрос

20

Практика

2

Работа над индивидуальным проектом.

Учебный
класс

Наблюден
ие

21

Лекция

2

Опрос

22

Практика

2

Источники информации – в библиотеке. Учебный
Научная литература: словарь, справочник, класс
энциклопедия и т.п.
Экскурсия в библиотеку.
Городская
библиотека

23

Лекция

2

Подбор литературы для работы над личным Учебный
проектом.
класс

Опрос

24

Лекция

2

Особенности
работы.

Опрос

25

Лекция

2

Принципы подготовки презентации
защиты исследовательской работы.

26

Практика

2

Работа над индивидуальным проектом.

Учебный
класс

Наблюден
ие

27

Практика

2

Работа над индивидуальным проектом.

Учебный
класс

Наблюден
ие

28

Практика

2

Работа над индивидуальным проектом.

Учебный
класс

Наблюден
ие

29

Практика

2

Работа над индивидуальным проектом.

Учебный
класс

Наблюден
ие

30

Практика

2

Работа над индивидуальным проектом.

Учебный
класс

Наблюден
ие

31

Практика

2

Работа над индивидуальным проектом.

Учебный
класс

Наблюден
ие

32

Практика

2

Работа над индивидуальным проектом.

Учебный
класс

Наблюден
ие

33

Лекция,
практика

2

Психологическая подготовка к выступлению. Учебный
Защита индивидуальных проектов.
класс

Опрос

34

Практика

2

Защита личных проектов.

Индивиду
альный
проект

защиты

18

исследовательской Учебный
класс
для Учебный
класс

Учебный
класс

Опрос

Опрос

35

Практика

2

Защита индивидуальных проектов.

Учебный
класс

36

Практика

2

Защита индивидуальных проектов.

Учебный
класс

19

Индивиду
альный
проект
Индивиду
альный
проект

3.2 Приложение 2
Оценочные материалы
Итоговый контроль

20

В соответствии с разработанным критериально-оценочным аппаратом
можно определить не только уровни сформированности отдельных критериев,
но и общий уровень исследовательских умений учащихся.
Высокий уровень (10-12 баллов) – умеет самостоятельно анализировать
информацию, умеет самостоятельно выдвигать гипотезы, находить источники
информации для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез, умеет
самостоятельно планировать свою работу, способен правильно оценить
результаты работы.
Средний уровень (7-9 баллов) – способен анализировать информацию,
проявляет творческую активность, формулирует вопросы для уточнения
информации, может найти ответ на вопрос с помощью педагога.
Низкий уровень (менее 6 баллов) – не способен логически мыслить, не
способен формулировать тему исследования, правильно оценить результаты
работы, не проявляет творческую активность, не способен работать
самостоятельно, не может составить план работы.

21

3.3 Приложение 3
План воспитательной работы
Стартовый уровень
№
п/п

Сроки
проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Мероприятие
Экскурсия по достопримечательностям города Минеральные
Воды
Тематическое занятие «День учителя»
Тематическое занятие «День народного единства»
Тематическое занятие «Новогодние традиции мира»
Тематическое занятие «День освобождение г. Минеральные
воды от немецко-фашистских захватчиков»
Тематическое занятие «День защитника Отечества»
Тематическое занятие «Женщины в истории»
Тематическое занятие «День космонавтики»
Тематическое занятие «День Победы»

22

Примечания

3.4 Приложение 4
Дидактические материалы
Правила работы с понятиями
- Выделять понятия из письменного текста или речи
- Определять понятия
- Классифицировать понятия по степени их значимости и по тематике
- Находить общее и отличное в разных определениях одного и того же
- Сравнивать различные понятия
- Подбирать к одному понятию одноуровневые термины
Как сформулировать гипотезу
 определиться с темой исследования, его объектом и предметом, выделить
проблему;
 изучить доступные материалы, имеющих отношение к исследованию
выбранной темы, провести анализ научных работ и справочной литературы
(все материалы, представленные в ранее проведенных исследованиях, как
недоказанные или имеющие форму вопроса без явного ответа, - могут быть
выделены в качестве рабочей гипотезы и стать предметом нового
исследования);
 исходя из первых двух пунктов выдвинуть некое предположение, проверка
которого и станет основой работы. Это предположение должно
соответствовать ряду критериев, чтобы считаться научной гипотезой:
o предположение должно быть потенциально опровергаемым, и
экспериментально проверяемым;
o предположение не должно безосновательно противоречить ранее
полученным выводам по данной теме;
o в его формулировке не должны предполагаться очевидные и широко
известные вещи, а также спорные предположения или размытые
понятия;
o предположение не должно безосновательно усложнять представления
об объекте исследования (да-да, это та самая бритва Оккама).
Чтобы правильно сформулировать гипотезу нужно понимать, что гипотеза
всегда показывает какую-то связь, зависимость, между двумя фактами и явлениями.
Таким образом, можно выбирать гипотезу по принципу: если …. то ….
Классификация источников научной информации
Основные виды источников:
Монография — это книжное издание, которое содержит в себе полнейшее
рассмотрение определенного процесса или явления. Чаще всего пишется
коллективом авторов.
23

Автореферат– это брошюра, которая содержит в себе основные мысли о
проведенном исследовании. Также бывает автореферат диссертации, который
представляет собой тезисное содержание диссертационной работы, написанной для
получения ученой степени.
Препринт — это работа, содержащая некоторые данные, которые еще не
были опубликованы, но скоро будут напечатаны для общественности.
Сборник трудов – это сборник, в котором содержатся основные материалы по
исследованиям, проводимым по той или иной теме.
Материалы по конференции собрания – это непериодические сборники,
которые содержат в себе результаты того или иного научного события.
Тезисы – это краткое изложение основной информации по тому или иному
вопросу, которое содержит в себе еще не опубликованные материалы.
Научно-популярные издания – это издание, содержащее ряд
экспериментальных и теоретических вопросов, поданных в доступной для рядового
читателя форме. Примером сборника таких трудов является электронная
библиотека ELibrary. Здесь каждый сможет отыскать ответ на любой интересующий
вопрос, обоснованный с научной точки зрения. Электронная библиотека ELibrary
дает возможность любому человеку окунуться в мир науки и осознать основные
тезисы и идеи, не углубляясь слишком глубоко.
Структура публичного выступления
Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление,
основная часть и заключение.
Вступление. Главная задача вступления — подготовить слушателей:
установить контакт, заинтересовать темой, обосновать смысл дальнейшего. По
времени это не более 10% от общего времени речи — ни в коем случае не
затягивать. Не допускать извинений и шуток в самом начале — потому что
неизвестно, как это сработает. Если допускаете комплимент, он не должен
выглядеть лестью. Много вопросов сразу не задавайте — это может разделить, а
цель должна быть «мы вместе».
Основная часть. Задача — разъяснить тему, доказать аргументами, подвести
слушателей к необходимым выводам. Принципы работы: экономия времени,
усилий и речевых средств; принцип развития рассуждения идет от очевидного к
менее очевидному и усилению значимости аргументов к концу. Виды аргументов:
рациональные и иррациональные; сильные и спорные. Какие и когда озвучивать,
говорящий решает сам, по ситуации в аудитории. Надо иметь и запасные
аргументы.
Заключение. Задача — суммирование сказанного, подчеркивание значения,
призыв к дальнейшим действиям. Как закончить выступление? Привести цитату
или крылатое выражение. Дать иллюстрацию. Сделать комплимент аудитории.
Поблагодарить за внимание.

24

Критерии оценки докладов
1.
Актуальность поставленной задачи (перспективность темы, значимость
поставленных целей).
2.
Научная новизна полученных результатов.
3.
Наличие эксперимента.
4.
Наличие исследовательского фактора.
5.
Качество изложения работы (чёткость и ясность изложения,
убедительность рассуждений, последовательность в аргументации, логика перехода
от концепции к выводам, оригинальность мышления).
6.
Качество оформления работы (наличие и уровень оформления
результатов, компьютерных презентаций и т.д.).
7.
Умение вести дискуссию (уровень знакомства с современным
состоянием исследуемой проблемы, чёткие представления о целях исследования, о
направлениях его дальнейшего развития, критическая оценка работы и полученных
результатов).
8.
Композиция научного доклада (наличие введения, литературного
обзора, основного содержания работы, заключения).
Структура презентации проекта
Титульная страница – первый слайд презентации, на котором указывается
название работы и основные сведения об авторе исследовательской работы.
Содержание представлено в виде плана презентации, в котором выражены
основные вопросы, затрагиваемые в ходе исследования.
Основная часть презентации состоит из нескольких слайдов, на каждом из
которых присутствует заголовок и краткая информация по вопросу. Для
качественного восприятия информации необходимо представить основную идею в
виде тезиса, привести 1-2 аргумента по теме и оформить краткий вывод.
Заключение – слайд, на котором четко и кратко перечислены основные
выводы по проведенному исследованию.
На последнем слайде вашей презентации необходимо поблагодарить за
внимание и указать свои контактные данные.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».