Робототехника

Управление образования Минераловодского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования г. Минеральные Воды
ПРИНЯТА с изменениями и
дополнениями на заседании
педагогического совета МБУ ДО
ЦДОД г. Минеральные Воды
Протокол № 4от «3» марта 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные Воды
___________А.Н. Сильченко
Приказ №31-ОД от «10» марта 2023г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
технической направленности

«Робототехника»
Уровни программы: стартовый
Рассчитана на детей 7-10 лет
Состав группы 10 человек
Срок реализации: 1 год.
ID: 27666
Автор программы: Лаврова Е.В.,
педагог
дополнительного
образования МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные Воды

г. Минеральные Воды
2023 год
1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«РОБОТОТЕХНИКА Lego WeDo 2.0»
№

2.1
2.2
2.3
2.4

Раздел
страница
Содержание
2
Комплекс основных характеристик дополнительной
3
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
6
Содержание программы
8
Планируемые результаты
9
Комплекс
организационно-педагогических
условий
11
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Календарный учебный график
11
Условия реализации программы
16
Формы аттестации/контроля
17
Оценочные материалы
18

2.5
2.6
3

Методические материалы
Список литературы
Приложения

1
1.1
1.2
1.3
1.4
2

20
24
27

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе дидактических, методических
материалов и компьютерных программ, рекомендованных ЦИТУО, а также
собственного опыта по обучению учащихся 7-10 лет основам LEGOконструирования и робототехники. Программа курса рассчитана на один год.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «Робототехника Lego WeDo 2.0» (далее Программа) поможет поддержать детскую инициативу в освоении
интересного увлекательного мира технического прогресса. Программа
разработана с учётом «Закона об образовании в Российской Федерации» от
29.12. 2012 г. №273 - ФЗ, письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06 1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы технической направленности «Робототехника
Lego WeDo 2.0» заключается в популяризации и развитии технического
творчества у учащихся, формировании у них первичных представлений о
технике её свойствах, назначении в жизни человека. Детское творчество одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он
отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего
мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов
формирования профессиональной ориентации учащихся, способствует
развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует
рационализаторские и изобретательские способности.
Новизна программы. Работа с образовательными конструкторами
LEGO позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие
важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При
построении модели затрагивается множество проблем из разных областей
знания - от теории механики до психологии, - что является вполне
естественным. Ценность, новизна программы состоит в том, что в ней
уделяется большое внимание практической деятельности учащихся: освоение
базовых понятий и представлений об программировании, а также
применение полученных знаний физики, информатики и математики в
инженерных проектах. Программа основана на принципах развивающего
обучения, способствует повышению качества обучения, формированию
алгоритмического стиля мышления и усилению мотивации к обучению.
Актуальность программы Современное общество – стремительно
развивающаяся система, для ориентирования в которой ребятам приходится
обладать постоянно растущим кругом дисциплин и знаний. Данный курс
помогает учащимся не только познакомиться с вливающимся в нашу жизнь
направлением робототехники, но и интегрироваться в современную систему.
3

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и
развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении
модели в сочетании с большими конструктивными возможностями
конструктора позволяют учащимся в конце занятия увидеть сделанную
своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими
задачу.
Программа разработана для того, чтобы позволить учащимся работать
наравне со сверстниками и подготавливает к работе с более взрослыми
учащимися. Способствует развитию самосознания учащегося как
полноценного и значимого члена общества.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд
специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то,
чтобы через труд приобщить учащихся к творчеству. Важно отметить, что
компьютер используется как средство управления моделью; его
использование направлено на составление управляющих алгоритмов для
собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях
составления
программ
управления,
автоматизации
механизмов,
моделировании работы систем. Также педагогическая целесообразность
данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям
общества и образовательным стандартам в формировании компетентной,
творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и
направлена на развитие информационной культуры обучающихся.
Содержание программы определяется с учётом возрастных особенностей
обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе общения.
Отличительная особенность: данная программа разработана для
обучения учащихся основам конструирования и моделирования роботов при
помощи программируемых конструкторов Lego WeDo 2.0. Программа
предполагает минимальный уровень знаний операционной системы Windows.
Курс робототехники является одним из интереснейших способов изучения
компьютерных технологий и программирования. Во время занятий учащиеся
собирают и программируют роботов, проектируют и реализуют миссии,
осуществляемые роботами – умными машинками. Командная работа при
выполнении
практических
миссий
способствует
развитию
коммуникационных компетенций, а программная среда позволяет легко и
эффективно изучать алгоритмизацию и программирование, успешно
знакомиться с основами робототехники.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети,
родители, педагоги);
- учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и
сочетания различных направлений и форм занятия.
4

Образовательный процесс в рамках данной программы реализуется в
сетевой форме. Педагоги Центра дополнительного образования реализуют
программу на базе общеобразовательных учреждений Минераловодского
городского округа с привлечением их ресурсов. Сетевое взаимодействие
осуществляется на основании договоров между МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные
Воды
и
общеобразовательными
учреждениями
Минераловодского городского округа.
Адресат программы – ребята, имеющие склонности к технике,
конструированию, программированию, а также устойчивого желания
заниматься робототехникой в возрасте от 7 до 10 лет, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение производится в малых
разновозрастных группах. Состав групп постоянен.
Уровень программы стартовый. Состав группы 10 человек. Форма
обучения – очная.
Объём программы рассчитан на 1 год обучения – 72 часа в период с
сентября по май месяц учебного года.
Сроки реализации освоения программы определяются содержанием
программы и обеспечивают достижение планируемых результатов при
режиме занятий: 1 занятие в неделю по 2 часа.
Особенностью организации образовательного процесса является
проведение занятий в групповой форме с ярко выраженным индивидуальным
подходом, чтобы создать оптимальные условия для их личностного развития.
При комплектовании групп учитывается подготовленность и возрастные
особенности
учащихся.
Несложность
оборудования,
наличие
и
укомплектованность инструментами, приспособлениями, материалами,
доступность работы позволяют заниматься по данной программе учащимся в
этом возрасте. Вид занятий определен содержанием программы и
предусматривает практические и теоретические занятия, соревнования и
другие виды учебных занятий и учебных работ. На занятиях создана
структура деятельности, создающая условия для творческого развития
воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их
дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические
принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и
систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся. Обучаясь по программе, ребята проходят путь от
простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом,
более сложном творческом уровне. Программой предусмотрено, чтобы
каждое занятие было направлено на овладение основами, на приобщение
учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения
строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной
работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у
обучающихся развиваются творческие начала.
5

Основной идей программы «Робототехника Lego WeDo 2.0»
является командообразование – работа в группах проводится не с каждым
конкретным ребёнком, а с ребёнком как частью команды. Таким образом,
уже с первых дней, учащиеся готовы к общему делу. Учащиеся коллеги,
стремящиеся вместе постичь основы конструирования и программирования,
решать сложные задачи, которые им по одиночке были бы не под силу.
При решении каждой задачи в команде, безусловно, появляется лидер,
который должен руководить работой команды. Но благодаря разнообразию
решаемых задач, каждый ребёнок может показать себя в разных сферах, а
потому не получается, что кто-то задерживается на «руководящих» местах
дольше других. Учащиеся с радостью распределяют между собой подзадачи,
зная, кто на что способен. Этот момент тоже является важным в
командообразовании. При этом не обязательно, что лидером в каком-то
конкретном задании окажется «самый умный» или «самый старший».
В связи со спецификой курса «Lego WeDo 2.0», перед преподавателем
помимо образовательной задачи ставится задача создания хорошей
психологической атмосферы в команде, а также психологической подготовки
обучающихся к оценке своих возможностей, к построению линии поведения
в нестандартных ситуациях. Очень важно сформировать адекватное
отношение к соревнованиям, поскольку не существует иного способа
проверки командной работы, а потому надо к ним относиться как к
плановому контролю, к очередному этапу испытаний созданного робота.
Выигрыш в соревнованиях говорит о росте общего уровня ребят и
возможности участия в более сложных номинациях. А проигрыш не даёт
поводов для расстройства, он позволяет участниками проанализировать свои
ошибки, недочёты, создать более совершенных роботов, провести какие-то
изменения в распределении подзадач между участниками команды. Любые
соревнования – отличный обмен опытом среди разных команд, дающий
мощные толчки к дальнейшему развитию.
Цель программы: развитие технического творчества и формирование
технической профессиональной ориентации у учащихся младшего
школьного возраста средствами робототехники.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для обучения с LEGO-оборудованием и программным
обеспечением самостоятельно (в группе); планировать процесс работы с
проектом с момента появления идеи или задания и до создания готового
продукта;
- содействовать учащимся в умении применять знания и навыки, полученные
при изучении других предметов: математики, информатики, технологии; в
умение собирать, анализировать и систематизировать информацию;
- дать учащимся навыки оценки проекта и поиска пути его
усовершенствования.
Развивающие:
6

- содействовать учащимся в развитии у учащихся конструкторских,
инженерных и вычислительных навыках, в творческом мышлении;
- развить у учащихся умение самостоятельно определять цель, для которой
должна быть обработана и передана информация;
- способствовать развитию у учащихся умения исследовать проблемы путём
моделирования, измерения, создания и регулирования программ;
- создать условия для развития умения излагать мысли в чёткой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений;
- развивать умение работать над проектом в команде, эффективно
распределять обязанности.
Воспитательные:
- способствовать формировать мотивацию успеха и достижений, творческой
самореализации
на
основе
организации
предметно-преобразующей
деятельности; формировать внутренний план деятельности на основе
поэтапной отработки предметно преобразовательных действий;
- создать условия для формировать умений искать и преобразовывать
необходимую информацию на основе различных информационных
технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационнокоммуникативных);
- содействовать учащимся в воспитании командного духа, команды, где
каждый ребёнок умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- сформировать у учащихся адекватное отношение к командной работе, без
стремления к соперничеству.

7

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
Тео
Прак
Всего
рия
тика

1.

Вводное занятие.

2

2

0

2.

Обзор набора Lego WeDo 2.0

2

1

1

3.

Программное обеспечение Lego
WeDo 2.0

4

2

2

4.

Работа над проектом
«Механические конструкции»

20

8

12

5.

Работа над проектом «Транспорт»

16

6

10

6.

Работа над проектом «Мир живой
природы»

26

10

16

7.

Итоговая работа.

2

1

1

72

30

42

8.

ИТОГО:

Формы аттестации/
контроля
Обзор научнопопулярной и
технической
литературы;
демонстрация моделей
Упражнениесоревнование,
тестирование
Смотры, конкурсы,
соревнования,
выставки по итогам тем
Викторины,
игра-соревнование,
защита проектов
Викторины,
игра-соревнования,
защита проектов
Викторины,
игра-соревнования,
защита проектов
Викторины, тесты,
конкурсы,
защита проектов
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Задачи кружка на новый
учебный год. Обсуждение программ и планов. Организационные вопросы.
Режим работы группы.
Раздел 2. Обзор набора Lego WeDo 2.0 (2 часа)
Теория: Знакомство с компонентами конструктора Lego WeDo 2.0.
Практика: Конструирование по замыслу.
Раздел 3. Программное обеспечение Lego WeDo 2.0 (4 часа)
Теория: Знакомство со средой программирования (блоки, палитра,
пиктограммы, связь блоков программы с конструктором).
Практика: Конструирование по замыслу. Составление программ.
Раздел 4. Работа над проектом «Механические конструкции» (20 часов)
Теория: Измерения, расчеты, программирование модели. Решение задач.
Практика: Сборка конструкций: «Валли»; «Датчик перемещения Валли»;
«Датчик наклона Валли»; «Совместная работа». Сборка конструкции
«Болгарка»; «Датчик перемещения и датчик наклона «Болгарка». Сборка
конструкции «Дрель»; «Датчик перемещения «Дрель»; «Датчик наклона
8

«Дрель». Сборка конструкции «Пилорама»; «Датчик перемещения и датчик
наклона «Пилорама». Сборка конструкции «Автобот»; «Датчик перемещения
«Автобот»; «Датчик наклона «Автобот». Сборка конструкции «Роботнаблюдатель»; «Датчик перемещения «Робот наблюдатель». Сборка
конструкции «Миниробот»; «Датчик перемещения «Миниробот», «Датчик
наклона «Миниробот». Конструирование модели по схеме. Практическая
работа. Конструирование по замыслу. Программирование.
Раздел 5. Работа над проектом «Транспорт» (16 часов)
Теория: Измерения, расчеты, программирование модели. Решение задач.
Практика: Сборка конструкций: «Робот-трактор», «Датчик наклона «Роботтрактор»; «Грузовик», «Датчик перемещения «Грузовик», «Датчик наклона
«Грузовик»; «Вертолет», «Датчик перемещения «Вертолет», «Датчик наклона
«Вертолет»; «Гончая машина», «Датчик перемещения «Гончая машина»,
«Датчик наклона «Гончая машина»;
Конструирование модели по схеме. Практическая работа. Конструирование по
замыслу. Программирование.
Раздел 1. Работа над проектом «Мир живой природы» (26 часов)
Теория: Измерения, расчеты, программирование модели. Решение задач.
Практика: Сборка конструкций: «Обезьяна», «Датчик перемещения
«Обезьяна», «Датчик наклона «Обезьяна»; «Олень с упряжкой», «Датчик
перемещения «Олень с упряжкой», «Датчик наклона «Олень с упряжкой»;
«Крокодил», «Датчик перемещения «Крокодил», «Датчик наклона
«Крокодил»; «Павлин», «Датчик перемещения «Павлин», «Датчик наклона
«Павлин»; «Кузнечик-1.0», «Датчик перемещения «Кузнечик-1.0», «Датчик
наклона «Кузнечик-1.0»; «Кузнечик-2.0», «Датчик перемещения «Кузнечик2.0», «Датчик наклона «Кузнечик-2.0». Сборка конструкций, изученных
ранее (по выбору обучающихся). Соревнование команд. Создание новых
программ для выбранных моделей. Сборка конструкции Конструирование
модели по схеме. Практическая работ. Конструирование по замыслу.
Раздел 1. Итоговая работа. (2 часа)
Теория: Программирование. Презентация.
Практика: Конструирование модели по замыслу.
Планируемые результаты
По окончании обучения кружковцы должны
Знать:
- технику безопасности и предъявляемые требования к организации рабочего
места;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов;
- различные приёмы работы с конструктором «Lego WeDo 2.0»;
- начальные навыки линейного программирования сконструированных
роботов;
- решать задачи практического содержания, моделировать и исследовать
процессы;
9

- переходить от обучения к учению.
Уметь:
- конструировать и создавать реально действующие модели роботов;
- управлять поведением роботов при помощи простейшего линейного
программирования;
- применять на практике изученные конструкторские, инженерные и
вычислительные умения и навыки;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавая
модели реальных объектов и процессов;
-пользоваться обучающей и справочной литературой, интернет источниками.
Приобрести личностные результаты:
- учащиеся мотивированы на достижение результатов, на успешность и
способны к дальнейшему саморазвитию;
- совместно обучаться в рамках одного коллектива, распределяя обязанности
в своей команде;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения: слушать
собеседника и высказывать свою точку зрения, предлагать свою помощь и
просить о помощи товарища;
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ, понимать
необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду
и учебе;
- учащиеся освоили необходимые способы деятельности, применяемые ими
как в образовательном процессе, так и при решении реальных жизненных
ситуаций, могут научить другого;
- приобрели в совокупности универсальные учебные действия и
коммуникативные навыки, которые обеспечивают способность учащихся к
дальнейшему усвоению новых знаний и умений, личностному
самоопределению.

10

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п/п
1.

Тема занятия

3.

4.

Форма
занятия

2

Групповая форма с
ярко выраженным
индивидуальным
подходом

2

То же

2

Групповая форма с
ярко выраженным
индивидуальным
подходом

2

То же

4

Групповая форма с
ярко выраженным
индивидуальным
подходом

2

То же

2

То же

Вводное занятие.

1.Инструктаж по технике безопасности. Задачи
кружка на новый учебный год. Обсуждение
программ и планов. Организационные вопросы.
Режим работы группы.
2.

Количество
часов

Обзор набора Lego WeDo 2.0

1. Знакомство с компонентами конструктора Lego
WeDo 2.0. Конструирование по замыслу.
Программное обеспечение Lego WeDo 2.0

1. Знакомство со средой программирования
(блоки, палитра, пиктограммы, связь блоков
программы с конструктором).
2. Конструирование по замыслу. Составление
программ.
Работа
над
проектом
«Механические

Групповая форма с

20
11

Дата

---

Место
проведения

Форма
контроля

---

Обзор научнопопулярной и
технической
литературы;
демонстрация моделей

Классная
комната

---

---

Упражнениесоревнование,
тестирование

Классная
комната
---

---

Смотры, конкурсы,
соревнования,
выставки по итогам тем

Классная
комната

---

Классная
комната
---

Викторины,

ярко выраженным
индивидуальным
подходом

конструкции»
1.Сборка конструкции «Валли». Конструирование
модели по схеме. Измерения, расчеты,
программирование модели. Решение задач.
5. Практическая работа. Решение задач.
6.
Сборка
конструкции
«Болгарка».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
8. Сборка конструкции «Дрель». Конструирование
модели по схеме. Измерения, расчеты,
программирование модели. Решение задач.
11.
Сборка
конструкции
«Пилорама».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
13. Практическая работ. Конструирование по
замыслу. Программирование.
14.
Сборка
конструкции
«Автобот».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
18. Сборка конструкции «Робот-наблюдатель».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
22.
Сборка
конструкции
«Миниробот».
Конструирование модели по схеме. Измерения,

игра-соревнование,
защита проектов

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

2

То же

2

12

Классная

расчеты, программирование модели. Решение
задач.
25. Практическая работ. Конструирование по
замыслу. Программирование.
5.

комната

2

То же

16

Групповая форма с
ярко выраженным
индивидуальным
подходом

Работа над проектом «Транспорт»

1.
Сборка
конструкции
«Робот-трактор».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
4. Практическая работа. Конструирование по
замыслу. Программирование.
5.
Сборка
конструкции
«Грузовик».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
8. Практическая работ. Конструирование по
замыслу. Программирование.
9.
Сборка
конструкции
«Вертолет».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
12. Практическая работ. Конструирование по
замыслу. Программирование.
13. Сборка конструкции «Гончая машина».

Классная
комната

---

---

То же

Классная
комната

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная

2

2

2

13

Викторины,
игра-соревнование,
защита проектов

Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
16. Соревнование команд. Создание новых
программ для выбранных моделей.

комната

2

То же

26

Групповая форма с
ярко выраженным
индивидуальным
подходом

Работа над проектом «Животный мир»

6.

1.
Сборка
конструкции
«Обезьяна».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
4. Практическая работ. Конструирование по
замыслу. Программирование.
5. Сборка конструкции «Олень с упряжкой».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
8. Практическая работ. Конструирование по
замыслу. Программирование.
9.
Сборка
конструкции
«Крокодил».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
12. Практическая работ. Конструирование по
замыслу. Программирование.

Классная
комната

---

Классная
комната

2

То же

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

То же

Классная
комната

То же

Классная
комната

2

2

14

---

Викторины,
игра-соревнование,
защита проектов

13.
Сборка
конструкции
«Павлин».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
16. Практическая работ. Конструирование по
замыслу. Программирование.
17. Сборка конструкции «Кузнечик - 1.0».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
20. Практическая работ. Конструирование по
замыслу. Программирование.
21. Сборка конструкции «Кузнечик - 2.0».
Конструирование модели по схеме. Измерения,
расчеты, программирование модели. Решение
задач.
24. Практическая работа. Решение задач.
25. Сборка конструкций, изученных ранее (по
выбору обучающихся). Соревнование команд.
Создание новых программ для выбранных
моделей.
Итоговая работа

7.

1.Конструирование
модели
по
Программирование. Презентация.

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

То же

Классная
комната

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

2

То же

Классная
комната

2

Групповая форма с
ярко выраженным
индивидуальным
подходом

2

То же

2

2

замыслу.

15

---

---

Классная
комната

Викторины, тесты,
конкурсы,
защита проектов

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Для полноценной реализации программы необходимо:
- создать условия для разработки проектов;
- обеспечить удобным местом для индивидуальной и групповой работы;
- обеспечить обучающихся аппаратными и программными средствами.
Учебная аудитория для проведения лекционных и практических занятий
оснащенная мебелью.
Аппаратные средства:
- Компьютер; основная конфигурация современного компьютера
обеспечивает обучаемому мультимедиа-возможности: видеоизображение и
звук.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объектами – клавиатура и мышь.
- Устройства для презентации: проектор, экран.
- Локальная сеть для обмена данными.
- Выход в глобальную сеть Интернет.
Программные средства:
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор,
растровый и векторный графические редакторы, электронные таблицы и
средства разработки презентаций.
- Программное обеспечение Lego Education WEDO 2.0.
Дидактическое обеспечение:
- Лего-конструкторы.
- Программное обеспечение «Роболаб».
- Персональный компьютер.
Информационное обеспечение:
- профессиональная и дополнительная литература для педагога, учащихся,
родителей;
- наличие аудио-, видео-, фотоматериалов, интернет источников, плакатов,
чертежей, технических рисунков.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование оборудования
Интерактивная доска
Ноутбук (для педагога)
Ноутбук для воспитанника (пронумерованный)
Проектор
Базовый набор Lego WeDo 2.0 (пронумерованный)
Мотор
Датчик движения WeDo 2.0
Датчик расстояния WeDo 2.0
USB Lego – коммутатор (хаббл)
16

Количество
1
1
10
1
10
10
10
10
10

Кадровое обеспечение. В реализации программы заняты педагоги
высшей педагогической квалификации, многократные победители и
участники профессиональных конкурсов технической направленности
разного уровня. Успешную реализацию программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий не только профессиональными
знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной
деятельности творческого объединения технической направленности.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Оценку образовательных результатов учащихся по программе следует
проводить в виде:
- тестирование, демонстрация моделей;
- упражнение-соревнование, игра-соревнование, игра-путешествие;
- викторины, конкурсы профессионального мастерства, смотры, открытые
занятия, представление курсовой работы;
- персональные выставки, выставки по итогам разделов, текущая и итоговая
защита проектов.
Формы подведения реализации программы. Главным результатом
реализации программы является создание каждым ребёнком своего
оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не
столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность
упорно добиваться достижения нужного результата. Это возможно при:
- Организации текущих выставок лучших работ. Представление собственных
модернизированных моделей на этих выставках.
- Наблюдение за работой учащихся на занятиях, командный анализ
проведённой работы, зачётная оценка по окончании занятия.
- Участие учащихся в проектной деятельности, соревнования, конкурсах
разного уровня.
- В конце 1 и 2 года обучения ребята создают своих собственных роботов и
делают презентацию их возможностей для родителей.
Способы и формы проверки результатов освоения программы.
Виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для
закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по
данной теме.
Формы проверки результатов:
- наблюдение за учащимися в процессе работы;
- игры;
- индивидуальные и коллективные творческие работы.
Формы подведения итогов:
- выполнение практических работ;
- контрольные занятия.
Итоговая аттестация учащихся проводится по результатам подготовки
и защиты проекта (участия в соревнованиях).
17

Проверка усвоения учащимися программы производится в форме
аттестации (входной контроль, текущая, промежуточная и итоговая), а также
участием в выставках, конкурсах, соревнованиях. Формы и критерии оценки
результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол
(бланк ниже), чтобы можно было отнести обучающихся к одному из трех
уровней результативности: высокий, средний, низкий.
Оценочными критериями результативности обучения также являются:
- критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации;
развитость практических навыков работы со специальной литературой,
осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
- критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
качество выполнения практического задания; технологичность практической
деятельности;
- критерии оценки уровня развития обучающихся детей: культура
организации практической деятельности: культура поведения; творческое
отношение к выполнению практического задания; аккуратность и
ответственность при работе; развитость специальных способностей.
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
технической направленности
«Начальное техническое моделирование «ОК»
за _____/_____ учебный год
Показатели (оцениваемые
параметры)

Критерии

1.Теоретическая
подготовка детей:
1.1. Теоретические знания
(по основным разделам
учебно-тематического
плана программы)

Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям

Степень выраженности
оцениваемого качества
- минимальный уровень
(овладели менее чем ½ объема
знаний);
- средний уровень (объем
освоенных знаний составляет
более ½);
- максимальный уровень
(дети освоили практически весь
объем
знаний,
предусмотренных программой)

1.2.
Владение Осмысленность и - минимальный уровень
специальной
правильность
(избегают
употреблять
терминологией
использования
специальные термины);
- средний уровень (сочетают
специальную терминологию с
бытовой);
18

%/
кол-во
чел.

Методы
диагностики
Собеседование,
Соревнования,
Тестирование,
Анкетирование,
Наблюдение,
Итоговая работа,

Собеседование,
Тестирование,
Опрос,
Анкетирование,
наблюдение

2.
Практическая
подготовка детей:
2.1. Практические умения
и
навыки,
предусмотренные
программой
(по
основным разделам)

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

2.2.
Владение Отсутствие
специальным
затруднений
оборудованием
и использовании
оснащением

в

2.3. Творческие навыки

Креативность
выполнении
практических
заданий

в

3. Общеучебные умения
и навыки ребенка:
3.1.
Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1. Умение подбирать и
анализировать
специальную литературу

Самостоятельность
в
подборе
и
анализе
литературы

3.1.2.
Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.1.3.
Умение
осуществлять учебно исследовательскую
работу
(рефераты,
самостоятельные
учебные исследования,
проекты и т.д.)
3.2. Учебно коммуникативные
умения:

Самостоятельность
в пользовании

- максимальный уровень
(термины
употребляют
осознанно
и
в
полном
соответствии с их содержанием)
минимальный
уровень
(овладели менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков);
- средний уровень (объем
освоенных умений и навыков
составляет более ½);
- максимальный уровень
(дети овладели практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными
программой)
- минимальный уровень
(испытывают
серьезные
затруднения при работе с
оборудованием)
- средний уровень (работает с
помощью педагога)
- - максимальный уровень
(работают самостоятельно)
- начальный (элементарный,
выполняют лишь простейшие
практические задания)
- репродуктивный (выполняют
задания на основе образца)
- творческий (выполняют
практические
задания
с
элементами творчества)
минимальный (испытывают
серьезные
затруднения,
нуждаются в помощи и
контроле педагога)
- средний (работают с
литературой
с
помощью
педагога и родителей)
- максимальный (работают
самостоятельно)
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный

Наблюдения,
Соревнования,
Итоговые работы,

наблюдение

Наблюдение,
Итоговые работы

Наблюдение,
Анкетирование,

Наблюдение,
Опрос,

Самостоятельность Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
в
учебно- - минимальный
исследовательской -средний
работе
-максимальный

Наблюдение,
Беседа,
Инд. Работа,

Адекватность
восприятия
информации,

Наблюдения,
Опрос,

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
-средний
19

3.2.1. Умение слушать и
слышать педагога
3.2.2. Умение выступать
перед аудиторией

3.3.
Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1.
Умение
организовать
свое
рабочее (учебное) место
3.3.2.
Навыки
соблюдения
ТБ
в
процессе деятельности

идущей
от
педагога
Свобода владения
и
подачи
подготовленной
информации

-максимальный
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
-средний

наблюдения

-максимальный

Самостоятельно
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
готовят и убирают - минимальный
рабочее место
-средний

наблюдение

-максимальный
Соответствие
реальных навыков
соблюдения
ТБ
программным
требованиям

наблюдение

- минимальный уровень
(овладели менее чем ½ объема
навыков соблюдения ТБ);
- средний уровень (объем
освоенных навыков составляет
более ½);
- максимальный уровень
(освоили практически весь
объем навыков)
3.3.3. Умение аккуратно Аккуратность
и - удовлетворительно
выполнять работу
ответственность в - хорошо
работе
-отлично

Наблюдение,
Итоговые работы

Педагог дополнительного образования_____________________________
(ФИО, подпись)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На занятиях используются различные методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, демонстрации,
опыты, таблицы и др.) – способствуют формированию у учащихся
первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах,
технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.
- Репродуктивные (воспроизводящие) – содействуют развитию у учащихся
умений и навыков.
- Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично – поисковые,
исследовательские) – в совокупности с предыдущими служат развитию
творческих способностей обучающихся.
- Пооперационный метод (презентации), метод проектов – необходимо
сочетать репродуктивный и проблемно-поисковый методы, для этого
используют наглядные динамические средства обучения.
Также в работе применяются разнообразные образовательные
технологии – технология группового обучения, технология развивающего
обучения, технология исследовательской деятельности, коммуникативная
технология обучения, технология решения изобретательских задач,
проектная и здровьесберегающая технологии.
20

Основными формами работы в объединении «Робототехника Lego
WeDo 2.0» является учебно-практическая деятельность:
- 80% практических занятий,
- 20% теоретических занятий.
На занятиях используются различные формы работы:
- беседа, выставка, защита проектов, игра, профессиональный конкурс,
мастер-класс, викторины, тестирование, наблюдение, открытое занятие,
практическое занятие, праздники и мероприятия, эстафета, ярмарка,
презентация, техническая мастерская;
- индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий); групповая,
которая
предполагает
наличие
системы
«руководитель-группаобучающийся»; парная (или командная), которая может быть представлена
парами сменного состава; где действует разделение труда, которое учитывает
интересы и способности каждого обучающегося, существует взаимный
контроль перед группой.
Тематика и формы методических и дидактических материалов,
используемых педагогом:
- различные специализированные пособия, оборудование, чертежи,
технические рисунки, плакаты моделей;
- инструкционные материалы, технологические карты, задания, упражнения,
образцы изделий, наглядный и раздаточные материалы.
Алгоритм учебного занятия:
– подготовительный этап (приветствие, подготовка учащихся к работе,
организация начала занятия, создание психологического настроя,
активизация внимания, объявление темы и цели занятия, проверка усвоения
знаний предыдущего занятия)
- основной этап (подготовка к новому содержанию, обеспечение мотивации и
принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; усвоение
новых знаний и способов действий, обеспечение восприятия осмысления и
первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения; первичная
проверка понимания изученного, установление правильности и осознанности
усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных
представлений и их коррекция; применение пробных практических заданий;
закрепление новых знаний-умений, способов действий и их применения,
обобщение и систематизация знаний-умений; выявление качества и уровня
овладения знаниями, самоконтроль, самокоррекция знаний-умений и
способов действий)
- заключительный этап (анализ и оценка успешности достижения цели и
задач, определение перспективы последующей работы; совместное
подведение итогов занятия; рефлексия - самооценка учащимися своей
работоспособности, психологического состояния, причин и способы
устранения некачественной работы, результативности работы, содержания и
полезности работы).
21

Методические рекомендации. На первых занятиях следует
продемонстрировать работу всех инструментов и приспособлений,
необходимых для работы в течении года. Детально проработать правила
техники безопасности. Изучение процесса передачи движения и
преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов,
работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ремённые передачи.
Ознакомление с более сложными типами движения, использующими
кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение
влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний.
Понимание потребностей живых существ. Создание и программирование
действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных
иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют
различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и
искусственных систем. Использование программного обеспечения для
обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми
инструментами и технологическими системами. Сборка, программирование и
испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её
конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.
Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и
измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между
диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и
для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи
между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния.
Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями
датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке
качественных параметров.
Группы второго года обучения комплектуются из учащихся,
прошедших начальную подготовку. Работа в кружке расширяет круг знаний
учащихся. Они способны конструировать и моделировать самостоятельно.
Изготовив
любую
модель
робота,
необходимо
проверить
её
запрограммированные свойства, провести пробные запуски, корректировать.
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение
принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в
рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели.
Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются
со всеми вопросами. Становление самостоятельности: распределять
обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению
поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов,
видеть реальный результат своей работы. Общение в устной форме с
использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы
получить информацию и составить схему рассказа. Написание сценария с
диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности
событий, создание постановки с главными героями и её оформление
визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования.
22

Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации
идей. Собираем робота из конструктора Lego WeDo 2.0 (программируемые
роботы). Основной предметной областью являются естественно-научные
представления о приемах сборки и программирования. Этот модуль
используется как справочный материал при работе с комплектом заданий. Он
изучается и на отдельных занятиях, чтобы познакомить учащихся с основами
построения механизмов и программирования. Данный модуль формирует
представления учащихся о взаимосвязи программирования и механизмов
движения.

23

1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11 1989г
Конституция РФ
Концепцией развития дополнительного образования детей в
Российской Федерации до 2020 года
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№061844//Примерные требования к программам дополнительного
образования детей
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.20014№41
«О
введении
в
действие
санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14»
Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеразвивающим программам»
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Базовый набор Перворобот» Книга для учителя. Перевод на русский
язык Института новых технологий образования, М., 1999 г.
2. «Введение в Робототехнику», справочное пособие к программному
обеспечению ПервороботNXT, ИНТ, 2007г.
3. «Государственные программы по трудовому обучению 1992-2000 гг.»
Москва.: «Просвещение».
4. Безбородова Т.В. «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение»,
2009.
5. Волкова С.И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.
6. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного
творчества» Москва «Просвещение» 1976
7. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник
проектов. LEGO Group.
8. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник
проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., ил.
9. Книги для учителя по работе с конструктором «Перворобот LEGO
WeDo»
10.Козлова В.А. Робототехника в образовании [электронный
ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011
г.
11.Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001
12.Кружок
робототехники,
[электронный
ресурс]//http://lego.rkc74.ru/index.php/-lego24

13.ЛЕГО-лаборатория
(Control
Lab).Эксперименты
с
моделью
вентилятора: Учебнометодическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с.
14.Литвиненко В.М., Аксёнов М.В. ЛЕГО МАСТЕР. Санкт-Петербург..:
«Издательство «Кристалл»». 1999г.
15.Лусс
Т.В.
«Формирование
навыков
конструктивно-игровой
деятельности у учащихся с помощью LEGO». Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС Москва 2003
16.Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.М.: Инт, 1998. 1. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие,
- М., ИНТ, 1998. -150 стр.
17.Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001г.
18.Сборник «Нормативно-правовая база дополнительного образования
детей». Москва: Издательский дом «Школьная книга», 2006г.
19.Сборник материалов международной конференции «Педагогический
процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности»
Москва.: МГИУ, 1998г.
20.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в
работе учителя и школы». Москва.: «Издательство Аркти», 2003г.
21.Справочное пособие к программному обеспечению Robolab. Москва.:
ИНТ.
22.Сухомлинсий В.А. Воспитание коллектива. – М.: Просвещение, 1989.
23.Трактуев О., Трактуева С., Кузнецов В. «ПЕРВОРОБОТ. Методическое
учебное пособие для учителя». Москва.: ИНТ.
24.Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика»

1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.
8.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Волохова Е.А. Дидактика: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2004.
Дуванов А.А. Азы информатики. Книга 4. Рисуем на компьютере. Урок
4, 5, 6, 7 / Информатика, № 1, 2 / 2004 г.
Евладова Е.Б. Дополнительное образование учащихся. - М.: Владос,
2004.
Задачник-практикум, 1-2 том / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
Золотарева А.В. Дополнительное образование учащихся: теория и
методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль:
Академия развития, 2004. – 304 с.
Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного
образования учащихся: новыеподходы. – Ростов н/Д: Изд-во
«Учитель», 2007. – 256 с.
Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования
учащихся. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. - 288 с.
Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. Проф.
Н.В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2007. – 106 с.
25

9. Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред.
Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.:Питер, 2004. – 384 с.
10.Каменская Е.Н. Педагогика: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2004.
11.Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хенкер Е.К. Методика преподавания
информатики. - М.: АСАЭЕМА, 2003.
12.Матросов А., Сергеев А., Чаунин М. НТМ1. 4.0. - СПб.: БХВ, 2003.
13.Основы компьютерных сетей: - MicrosoftCorporation: Бином.
Лаборатория знаний, 2006 г.
14.Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11
классы / Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд. М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2007.
15.Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса. - Минск:
ТетраСистемс, 2001.
16.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся –
М.: Аркти, 2007 г.
17.Фостер Джефф. Использование Ас1оЬе Рпо1озЬор 7. - М.- СПб. - Киев,
2003.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1. http://int-edu.ru Институт новых технологий
2. http://7robots.com/
3. http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15 Школа "Технологии
обучения"
4. http://roboforum.ru/ Технический форум по робототехнике.
5. http://www.robocup2010.org/index.php
6. http://www.NXTprograms.com. Официальный сайт NXT
7. http://www.membrana.ru . Люди. Идеи. Технологии.
8. http://www.3dnews.ru . Ежедневник цифровых технологий. О роботах на
русском языке
9. http://www.all-robots.ru Роботы и робототехника.
10.http://www.ironfelix.ru Железный Феликс. Домашнее роботостроение.
11.http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.
12.http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.
13.zavuch.info ЗАВУЧ.инфо Учитель - национальное достояние
14.https://www.uchportal.ru Учительский портал – международное
сообщество учителей
15.https://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка -презентации,
планы-конспекты уроков, тесты для учителей.
16.http://klyaksa.net/htm/kopilka/
Информатика
и
информационнокоммуникационные технологии в школе
17.http://lbz.ru/metodist/ Методическая служба. Издательство «БИНОМ.
Лаборатория знаний»
26

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Александров В.В. Диаграммы в Ехсе1: Краткое руководство. - М. СПб. -Киев: Диалектика, 2004.
2. Беккерман Е.Н. Работа с электронной почтой с использованием
ClawsMail и MozillaThunderbird (ПО для управления электронной
почтой). Учебное пособие – М: Альт Линукс, 2009 г.
3. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. 3-е изд. –
М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007.
4. Волков В., Черепанов А., группа документаторов ООО «Альт Линукс».
Комплект дистрибутивов Альт Линукс 5.0 Школьный. Руководство
пользователя. – М: Альт Линукс, 2009 г.
5. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ,
2006.
6. Информатика. 7-9 класс. Практикум – задачник по моделированию/
Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001.
7. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.
Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004.
8. Кошелев М.В. Справочник школьника по информатике / М.В. Кошелев
– 2-е издание – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.
9. Лукин С.Н. Самоучитель для начинающих: Практические советы. - М.:
Диалог-МИФИ, 2004.
10.Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений с
использованием Bluefish и QuantaPlus (ПОдля создания и
редактирования Интернет-приложений). Учебное пособие – М: Альт
Линукс 2009 г.
11.Немчанинова Ю.П. Алгоритмизация и основы программирования на
базе KTurtle (ПО для обучения программированию KTurtle). Учебное
пособие. – М: Альт Линукс, 2009 г.
12.Новейшая энциклопедия персонального компьютера. -М.: ОЛМАПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
13.Филиппов С.А. Робототехника для учащихся и родителей СанктПетербург «Наука» 2010г.
14.Фролов М. Учимся работать на компьютере: Самоучитель для
учащихся и родителей. - М.: Бином Лаборатория знаний, 2004 г.
15.Хахаев И. Первые шаги в GIMP. – М: Альт Линукс, 2009 г.
16.Хахаев И., Машков В. и др. OpenOffice.Org Теория и практика. – М:
Альт Линукс, 2009 г.
17.Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
СПИСОК WEB-САЙТОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1. http://www.unikru.ru Сайт – Мир Конкурсов от УНИКУМ
2. http://infoznaika.ru Инфознайка. Конкурс по информаике
информационным технологиям
27

и

3. http://edu-top.ru Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
4. http://new.oink.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=670&I
temid=177 Единое окно доступа к образовательным ресурсам
5. https://mirchar.ru Мирачар – одевалка, квесты, конкурсы, виртуальные
питомцы!
6. https://www.razumeykin.ru Сайт-игра для интеллектуального развития
детей «Разумейкин»
7. http://www.filipoc.ru Детский журнал «Наш Филиппок» - всероссийские
конкурсы для детей.
8. http://leplay.com.ua Сайт для маленьких и взрослых любителей
знаменитого конструктора Lego.
9. https://www.lego.com/ru-ru/games Игры - Веб- и видеоигры - LEGO.com
RU

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».