26.04.2020
ОСНОВЫ НАУЗИСТИКИ
Техника вязки узлов берет свое начало с незапамятных времен. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Несомненно, узлы вились людьми и раньше, но, к сожалению, не сохранились.
Гибкие материалы были основным крепежным подспорьем, работая с которыми человек создавал изделия труда, оружие и различные приспособления. Помимо прямого применения, узлы становятся основным элементом для большой группы изделий декоративно-прикладного характера. На рубеже каменного и бронзового веков выделяется своеобразное искусство вязки узлов и плетений. Появляются особые узлы, имеющие культовое значение.
Отношение к узлам порой принимало крайние формы. Запреты, своеобразные табу-ограничения действовали длительное время. География подобного отношения к вязке узлов весьма широка. В разное время ограничения бытовали: в Лапландии, Ост-Индии, у жителей северной части острова Целебес и в других уголках Старого и Нового света. Римским сенаторам запрещалось иметь в одежде хотя бы один узел.
Вера в магическую силу узлов распространилась только на особенные симметричные узлы. К примеру, древние греки почитали Геркулесов (прямой) узел. Его носили на шее как талисман. Им перешивали раны пострадавшим воинам. Особой популярностью в Древней Греции пользовался узел, называемый сейчас Турецким. Во время народных празднеств предлагалось быстро развязать и завязать этот узел.
К первому веку новой эры относятся самые ранние из известных "справочных пособий" по вязке и применению узлов. О магической силе и врачевательной пользе узлов писал римский историк Плиний Старший. На старославянском "наузить" - навязать - равносильно понятию "колдовать". В современном русском языке выражение "колдовать над чем либо" значит выполнять кропотливую, требующую внимания работу.
Значительный прогресс в технологию вязки узлов внесло развитие парусного флота. Во времена парусного флота существовала необходимость иметь надежные в работе, простые в изготовлении узлы, в которых отсутствуют лишние, нефункциональные элементы. Морские узлы отличает особенность вязки и формирования (стягивания), при которой с усилением натяжения троса увеличивается надежность узлового крепления. В ненатянутом состоянии троса устраняется зажим петель морского узла, что позволяет легко развязать его.
Морские узлы разделяют на несколько групп. В одну группу входят узлы, применяемые для связывания двух веревок между собой. Различают узлы для сращивания веревок одинакового и разного диаметров. Следующая группа объединяет узлы, применяемые в качестве креплений веревок к различным предметам, а также предметов между собой. В силу того, что некоторые узлы скрепляют между собой части одной и той же веревки подвижным образом, их выделяют как бегущие. Еще одна группа - это узлы специального назначения, которые вяжутся для создания опоры, отметки, утяжеления, а также узлы, удерживающие петли веревочных бухт, концы многожильных канатов от распускания и т. п.
С появлением в первой половине XX столетия специфической деятельности - туризма - техника вязки узлов получила дальнейшее развитие. В горном, пешеходном, водном туризме и альпинизме закономерно применяются морские узлы. Но специфика туризма, прежде всего альпинизма и еще в большей степени спелеотуризма, сделала узлы не только неотъемлемой частью техники преодоления препятствий, но и способом создания временных конструкций в разнообразных условиях, что отлично от практики в определенной мере однородных условий мореходной деятельности. Узлы стали выполняться на новых по свойствам материалах, появилось большое количество узлов, неизвестных раннее (узел Прусика, узел Гарда, узел Международного союза альпинистской ассоциации и т.д.).
В связи с этим изменилась традиционная морская функциональная классификация узлов:
I функция - сращивания гибких материалов двух и более между собой в различных сочетаниях,
II
функция - крепежная носителя узла (веревки к предметам: двух и более
предметов между собой (одним из предметов может служить веревочная
опора).
III функция - стопорная носителя узла (веревки) в отверстиях, в том числе и отверстиях конструкции узлов.
Как
видно из сравнения, обе классификации, морская и альпинистская, имеют
общие черты, но и определенные различия. В практическом применении узлов
большее внимание уделяют не их функциональным особенностям, а
свойствам. Выделяют схватывающие узлы, стремена, проводники, удавки,
контрольные узлы (своего рода стопорные, дополняющие несущий нагрузку
узел) и др. В целом, туристические узлы разделяют на основные, узлы
страховки и самостраховки, вспомогательные узлы.
Подводя итог можно сказать что в спортивном туризме сложилось такие группы узлов, применяемых в современных условиях:
1. Узлы, соединяющие две веревки одного или разного диаметра.
2. Узлы, для прикрепления веревки к опоре.
3. Схватывающие узлы
4. Петлевые узлы (проводники)
Следует
отметить, что некоторые узлы требуют дополнительной фиксации, и поэтому
существует узел, не существующий, как самостоятельный, а потому не
входящий ни в одну из категорий – контрольный. Он позволяет
зафиксировать свободный конец веревки, выходящей из узла, что бы
исключить возможное расформирование узла в процессе использования.
ДЗ: тестовые вопросы
14 КБ
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.04.2020
Дата обновления: 27.04.2020
Дата публикации: 26.04.2020