Эко-калейдоскоп ПФДОД

Управление образования Минераловодского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования г. Минеральные Воды
ПРИНЯТА с изменениями и
дополнениями на заседании
педагогического совета МБУ ДО
ЦДОД г. Минеральные Воды
Протокол № 4от «3» марта 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные Воды
___________А.Н. Сильченко
Приказ №31-ОД от «10» марта 2023г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
Естественнонаучной направленности

«Эко-калейдоскоп»
Уровни программы: стартовый
Рассчитана на детей 5-10 лет
Состав группы 10 человек
Срок реализации: 1 год.
ID: 27665
Автор программы: Базильская А.Я.,
методист МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные Воды

г. Минеральные Воды
2023 год

Содержание
№

2.1
2.2
2.3
2.4

Раздел
страница
Содержание
2
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
3
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
5
Содержание программы
6
Планируемые результаты
8
Комплекс
организационно-педагогических
условий
9
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Календарный учебный график
9
Условия реализации программы
10
Формы аттестации/контроля
11
Оценочные материалы
12

2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3

Методические материалы
Список литературы
Приложения
Календарный учебный план-график
Оценочные материалы
План воспитательной работы

1
1.1
1.2
1.3
1.4
2

2

13
14
15
15
17
25

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эко-калейдоскоп»
является
программой
естественнонаучной
направленности. Программа создана для того, чтобы дать детям начальное
понимание сути экологии и природы.
Программа разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 №
273 ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования от 09.11.2018г. №196г. «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлении Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении
СанПин 2.4.364828.09.2020 №28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648--20
«Санитарно20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)18.12.2020 № 61573)
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность программы обусловлена тем, что несмотря на все
достижения современной цивилизации, человек не может существовать в
отрыве от природы. Природа все настойчивее требует бережного,
внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности
человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения.
Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у
детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в
современной системе образования. В связи с этим в стране активно создается
система непрерывного экологического образования населения. Начальным
звеном этой системы является дошкольное учреждение.
Новизна программы
Преимущество данной программы выражено в том, что в основе ее лежат
и теоретический и практический методы обучения дошкольников –
исследование и эксперимент, которые дают детям реальные представления о
различных сторонах изучаемого объекта природы, о его взаимоотношениях с
другими объектами. В процессе исследования и эксперимента идет обогащение
памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и
3

классификации, обобщения, на простейшем уровне, доступном детям
дошкольного возраста
Отличительными особенностями данной программы является то, что
первоначально дети узнают об объектах природы теоретически, потом учатся
исследовать и проводить эксперименты в специально организованных видах
деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и
оборудование для проведения исследования и опыта вносятся в предметнопространственную развивающую среду для самостоятельного воспроизведения
ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Образовательный процесс в рамках данной программы реализуется в
сетевой форме. Педагоги Центра дополнительного образования реализуют
программу на базе общеобразовательных учреждений Минераловодского
городского округа с привлечением их ресурсов. Сетевое взаимодействие
осуществляется на основании договоров между МБУ ДО ЦДОД г.
Минеральные
Воды
и
общеобразовательными
учреждениями
Минераловодского городского округа.
Программа адресована
Программа адресована детям от 5 до 10 лет.
Для обучения принимаются все желающие; в рамках возрастных
ограничений программы.
Количество обучающихся в группе – 10.
Условия набора учащихся. При зачислении в объединение проводится
стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его
индивидуальных особенностей.
Объем и срок реализации программы.
Объем программы – 36 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения и режим занятий. Режим занятий соответствует
СанПин
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Программа предусматривает организацию активных форм
проведения занятий с обучающимися. Это и традиционные занятия с
применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением
индивидуальных, парных и групповых творческих работ. А также тематические
и обзорные экскурсии.
Продолжительность занятий:
­ стартовый уровень — 1 ч.

4

В соответствии с уставом МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные Воды
академический час составляет 45 минут, перемена 10 минут
Уровни программы
-стартовый уровень основан на использовании и реализации
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие
мотивации к естественнонаучной деятельности;

5

1.2 Цели и задачи программы
Цель программы — расширить знания дошкольников о живой и неживой
природе посредством исследовательско-экспериментальной деятельности;
повысить экологическую культуру детей, которая будет проявляется в
эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в
ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды,
в соблюдении определенных моральных норм.
Задачи программы:
обучающие

Стартовый уровень:
развивающие
воспитательные

Сформировать понимание
важности охраны
окружающей природы.

Развивать эмоциональнодоброжелательное отношение в
процессе общения с живыми
объектами.

Способствовать накоплению
конкретных представлений о
предметах и их свойствах.

Развивать познавательный
интерес детей к природе,
желание активно изучать
природный мир.
Способствовать развитию у
детей познавательной
активности, любознательности,
стремления к
самостоятельному познанию и
размышлению.

Сформировать знания о
жизненно необходимых
проявлениях человека,
животных, растениях (питание,
росте, развитие).

6

Воспитывать
нравственные
чувства,
выражающиеся
в
сопереживании природе, и
эстетические
чувства,
связанные
с
красотой
природного мира;
Воспитать гуманное отношение
к людям и к своему здоровью.

Воспитывать потребность
заботиться об экологической
чистоте своего двора, участка
образовательного учреждения,
группы, города.

1.3 Содержание программы
Учебный план (стартовый уровень)
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1.
2.

Вводное занятие
Осень в природе.

2

1

1

5

3

2

6.

4

2

2

8.
15.

Участок образовательного
учреждения
Животный мир
Зимняя пора

6

5

3

2

1
1

17.

Человек-живой организм

4

3

1

20.

Весна-красна

3

2

1

25.

Земля-наш общий дом

7

4

3

28.

Итоговое занятие

2

1

1

36

23

13

Всего часов

Формы
аттестации
(контроля)

Содержание курса (стартовый уровень)
1.
Вводное занятие. (2 часа)
Теория (1 час). Знакомство с группой. Техника безопасности на занятиях.
Практика (1 час). «А вот и я!»
2.
Осень в природе. (5 часов)
Теория (3 часа). Осень в природе. Куда исчезают насекомые. Осенние
хлопоты человека.
Практика (2 часа). Путешествие-экскурсия по территории парка. Что нам
осень принесла.
3.
Участок образовательного учреждения. (4 часа)
Теория (2 часа). Какие разные деревья. Хвойные деревья: сосна
Практика (2 часа). Участок образовательного учреждения. Вырастим
цветок.
4.
Животный мир. (6 часов)
Теория (5 часов). Где живут дикие животные? Жизнь домашних
животных. Птицы. Кто такие рыбы? Кто такие насекомые?
Практика (1 час). Как узнать птиц.
5.
Зимняя пора. (3 часа)
Теория (2 часа). Волшебница зима. Комнатные растения.
Практика (1 час). Что растет зимой дома?
7

6.
Человек – живой организм. (4 часа)
Теория (3 часа). Человек – живой организм. Органы дыхания. Дорога к
доброму здоровью.
Практика (1 час). Органы дыхания.
7.
Весна - красна. (3 часа)
Теория (2 часа). Весна – красна. Кто больше всех радуется весне?
Практика (1 час). Признаки весны.
8.
Земля - наш общий дом. (7 часов)
Теория (4 часа). Земля – наш общий дом. Для чего нужна красная книга?
Зеленая аптека. Лес – многоэтажный дом.
Практика (3 часа). Зеленая аптека – что растет в саду. Что нельзя делать в
лесу? Экологическая тропинка.
9.
Итоговое занятие. (2 часа)
Теория (1 час). Повторение изученного.
Практика (1 час). Контрольный опрос.

8

1.4 Планируемые результаты.
Стартовый уровень.
Метапредметные результаты
- Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства,
признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
- Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами.
Личностные результаты
- Ребенок активно интересуется опытами, уверенно задает вопросы
взрослым.
- Ребенок проявляет сочувствие, готов прикладывать усилия для помощи
другим.
Предметные результаты
-Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их
отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем
и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года,
перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки
каждого времени года.
-Ребенок должен называть условия, необходимые для жизни, роста и развития
растений, животных, человека.
- Должен знать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У
ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за
растениями.

9

2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график составлен на основе годового календарного
графика учреждения и является документом, регламентирующим организацию
образовательной деятельности в учреждении
Количество учебных недель – 36.
Дата начала занятий – 1 сентября.
Дата окончания занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул – 28 календарных дня.
Год
обучения

Дата начала
занятий

1

1 сентября

Дата
окончания
занятий
31 мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
часов в год

Режим
занятий

36

Один раз в
неделю по 1
часу

Календарный учебный план-график представлен в Приложении No1

10

2.2 Условия реализации программы.
Материальное-техническое обеспечение программы:
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1. Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и
технике безопасности;
2. Столы для учащихся – 5 штук.
3. Стулья – 12 штук.
4. Стол – тумба – 1 штука.
5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования;
6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы,
схемы, книги, видеопрезентации по темам.
7. Оборудование к игровым занятиям, карточки, опросники.
8. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
9. Комнатные цветы в горшках – 5 штук.
Кадровое обеспечение программы:
Реализация программы осуществляется с учётом требований
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №298н от
05.09. 2018 г.). Программа реализуется педагогом дополнительного образования
МБУ ДО ЦДОД г. Минеральные Воды ___________
Информационное обеспечение программы:
Научно-методическая литература. Тематические медиапрезентации.
Ресурсы сети Интернет.

11

2.3 Формы аттестации (контроля)
Для
оценки
уровня
освоения
учениками
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Эко-калейдоскоп»
применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании групп в
начале учебного года. Формы оценки: собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы. Формы оценки: беседа.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного
года. Формы оценки: беседа.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы
оценки: опрос.

12

2.4 Оценочные материалы.
Характеристика оценочных материалов
Стартовый уровень
Планируемые результаты

Критерии
оценивания

Сформированное
сопереживания
Личностные
сочувствия
результаты

Метапредме
тные
результаты

чувство Уровень
и сопереживания и
сочувствие в ходе
работы на
занятиях
Сформированный
навык Умение находить
соответствие и
находить
связи между связи между
предметами,
находить предметами и
соответствие
между явлениями.

Виды
контроля/проме
жуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)

Наблюдение

Оценочный лист

Наблюдение

Оценочный лист

Наблюдение

Оценочный лист

причиной и следствием.
Изучить
основы Самостоятельное
взаимодействия человека с выполнение
природосберегаю
Предметные природой.
результаты
щих действий на
занятиях и вне
них.

13

2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очное.
(Предусмотрено применение дистанционного обучения в периоды
эпидемического неблагополучия и введения карантинных мер).
Методы
обучения:
практический,
словесный,
объяснительноиллюстративный (наглядный), игровой, обобщение.
Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие,
экскурсия и т.д.
Педагогические технологии, используемые в программе:
Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного
взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное
экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические
мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным
особенностям детей.
Дидактический материал: в ходе реализации общеразвивающей
программы педагогом разрабатывается различные методические и
дидактические материалы к каждому учебному занятию. Среди них: карточки,
тесты, таблицы, презентации, игры

14

2.6 Список литературы.
Литература, используемая при составлении программы.
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с.
2.Т.В. Зотова «Азбука Природолюбия» /учебное пособие для дошкольников и
младших школьников/
3.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по
экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.:
ВАКО, 2014. – 240 с.
4.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду:
Сценарий занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 144 с.
5.Корнилова В. М. «Экологическое окно в детском саду: Методические
рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование». Старший
дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России, 2015. — 80 с.
7.Николаева С. Н. Методические разработки занятий. Юный эколог.
Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,
2010. – 112 с.
8.Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [методическое пособие] / Наталья Рыжова,
Светлана Мусиенко. – 2-е изд. – М.: Обруч, 2013. – 208 с.: ил.

15

Декабрь

ноябрь

Октябрь

Сентябрь

д
а
т
а

Форма
занятия

Кол-во
часов

№
занятия

Месяц

3. Приложения
3.1 Приложение 1.
Календарный учебный план-график
1 год обучения. Стартовый уровень
Тема занятия

Место
проведения

1

Беседа

1

Знакомство с группой. Техника безопасности Классная
на занятиях.
комната

2

Практика

1

«А вот и я!»

Классная
комната

3

Беседа

1

Осень в природе.

Классная
комната

4

Практика

1

Вырастим цветок.

Классная
комната

5

Беседа

1

Осенние хлопоты человека.

Классная
комната

6

Практика

1

Осенние хлопоты человека.

Территори
я садика

7

Практика

1

Путешествие-экскурсия по территории
парка.

Территори
я парка

8

Практика

1

Что нам осень принесла.

Территори
я парка

9

Беседа

1

Какие разные деревья.

Классная
комната

10

Беседа

1

Хвойные деревья: сосна.

Классная
комната

11

Практика

1

Участок образовательного учреждения.

Территори
я садика

12

Беседа

1

Где живут дикие животные?

Классная
комната

13

Беседа

1

Жизнь домашних животных.

Классная
комната

14

Беседа

1

Волшебница зима.

Классная
комната

15

Беседа

1

Комнатные растения.

Классная
комната

16

Практика

1

Что растет зимой дома?

Классная
комната

16

Форма
контроля

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

17

Беседа

1

Человек – живой организм.

Классная
комната

18

Беседа

1

Органы дыхания.

Классная
комната

19

Практика

1

Органы дыхания.

Классная
комната

20

Беседа

1

Дорога к доброму здоровью.

Классная
комната

21

Беседа

1

Земля – наш общий дом.

Классная
комната

22

Беседа

1

Для чего нужна красная книга?

Классная
комната

23

Беседа

1

Зеленая аптека.

Классная
комната

24

Беседа

1

Лес – многоэтажный дом.

Классная
комната

25

Беседа

1

Весна – красна.

Классная
комната

26

Беседа

1

Кто больше всех радуется весне?

Классная
комната

27

Практика

1

Признаки весны.

Территори
я садика

28

Беседа

1

Птицы.

Классная
комната

29

Практика

1

Как узнать птиц.

Территори
я садика

30

Беседа

1

Кто такие рыбы?

Классная
комната

31

Беседа

1

Кто такие насекомые?

Классная
комната

32

Практика

1

Зеленая аптека – что растет в саду.

Классная
комната

33

Практика

1

Что нельзя делать в лесу?

Классная
комната

34

Практика

1

Экологическая тропинка.

Классная
комната

35

Беседа

1

Повторение изученного.

Классная
комната

36

Практика

1

Контрольный опрос.

Классная
комната

17

3.2 Приложение 2
Оценочные материалы

Итого:

9. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого
может выявить его причины и
сформулировать познавательную задачу

алгоритм – после вопроса взрослого: «Как ты
будешь выполнять это задание?»

7. Умеет пользоваться знаковыми
обозначениями. Учится ориентироваться в
и знакам
по символам
окружающем
простейший
проговорить
8. Способенмире

6. Фиксирует достижение планируемого
результата и условий, которые его позволили
достичь

5. Может применять самостоятельно новые
знания и способы деятельности для решения
различных задач

4. Владеет обобщенными умениями
самостоятельно рассматривать различные
объекты

3. Проявляет интерес, настойчивость и волевые
усилия при решении познавательных задач

2. Задает взрослому вопросы поискового характера;

№
ФИ
п/п ребенка

1. Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире

Мониторинг освоения программы

1. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в
природе, мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем
мире). Активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает
положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные
средства получения информации (вопросы к взрослым, старшим детям,
познавательная литература, Интернет, телевидение и т.п.),
пытается их использовать.
3 балла – активен в получении информации познавательного характера о
природе, мире предметов, мире отношений и своем внутреннем мире: задает
много вопросов взрослым, интересуется справочной литературой и другими
способами получения информации.
2 балла – не проявляет выраженной инициативы в получении
информации, но проявляет интерес, положительные эмоции при столкновении
новой информацией, внимательно смотрит познавательные программы по
телевидению и т.д.
1 балл – не проявляет инициативы в получении новой информации, не
интересуется информацией, поступающей извне; имеет очень узкий круг
интересов.
2. Задает взрослому вопросы поискового характера; проявляет
любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской
деятельности
18

3 балла – активно задает вопросы об устройстве и работе приборов,
способах изготовления различных предметов, явлениях окружающего мира; с
удовольствием изучает «что внутри» предметов, самостоятельно совершает
разнообразные пробные действия с ними, по собственной инициативе
наблюдает за явлениями окружающего мира, за животными, насекомыми,
растениями, пробует воспроизвести доступные эксперименты (с водой, глиной,
песком и др.; или на плавучесть, скорость движения и пр.).
2 балла – не проявляет собственной инициативы в познании, но с
интересом участвует в совместной деятельности по изучению чего-то,
выслушивает объяснения взрослого, совершает разнообразные пробные
действия по инициативе взрослого.
1балл – не проявляет выраженного интереса к экспериментированию,
исследовательской работе, быстро отвлекается и стремится к привычной
деятельности.
3. Проявляет интерес, настойчивость и волевые усилия при решении
познавательных задач; проявляет интерес к интеллектуальным играм как
части досуга
3 балла – сам инициирует деятельность (в том числе игры), связанную с
решением познавательных и интеллектуальных задач; при столкновении с
затруднениями в решении проявляет настойчивость, стремится к получению
результата.
2 балла – самостоятельно не стремится к решению познавательных задач,
но проявляет интерес к играм и задачам, предложенным взрослым или другим
ребенком; при столкновении с затруднением склонен прекратить игру или
решение задачи, но может довести начатое до конца при поддержке и помощи
взрослого.
1 балл – не проявляет интереса к решению познавательных задач, к
интеллектуальным играм.
4. Владеет обобщенными умениями самостоятельно рассматривать
различные объекты и явления окружающего мира, производить с ними
простые преобразования, получать представления, как об их внешних
свойствах, так и о некоторых внутренних связях и отношениях.
3 балла – самостоятельно, по собственной инициативе наблюдает за
различными объектами и явлениями, производит разнообразные пробные или
преобразующие действия, позволяющие получить представления об их
свойствах, внутренних связях и отношениях (например, наблюдает и
экспериментирует, смешивая краски, получая новые цвета; при создании
поделок пробует использовать различные материалы в одном объекте и т.д.).
2 балла – не может самостоятельно проводить исследования различных
объектов, но с интересом наблюдает, как это осуществляет взрослый или другой
ребенок, внимательно выслушивает разъяснения взрослого о свойствах
объектов.
19

1 балл – не проявляет интереса к исследованиям, наблюдению за
объектами, не владеет соответствующими умениями. Стремится к привычной
деятельности.
5. Может применять самостоятельно новые знания и способы
деятельности для решения различных задач (проблем); в зависимости от
ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
3 балла – при решении новой проблемной задачи ребенок
самостоятельно выбирает подходящие способы действия, комбинирует их;
может привлекать различные источники получения необходимой информации
(посмотреть где-то, спросить и т.п.). Например, делают из поделочных
материалов предметную среду своей игры, перенося навыки с занятий по
конструированию, лепке или наблюдая за действиями других детей и перенимая
у них что-то, или уточняя у воспитателя, как лучше сделать тот или иной
элемент и т.п.
2 балла – при решении новой задачи для выбора наиболее подходящих
способов ее решения необходима помощь взрослого.
1 балл – при решении задачи ребенок использует стереотипные способы
действий, которые выбирает с опорой на случайные стратегии; при
возникновении затруднения теряет интерес к задаче, возвращается к привычной
деятельности.
6. Фиксирует достижение планируемого результата и условий,
которые его позволили достичь.
3 балла – ребенок в простейших случаях самостоятельно проговаривает
условия, которые позволили достичь результата.
2 балла – ребенок проговаривает достигнутый результат; но условия,
которые позволили его достичь, может проговорить только после наводящих
вопросов взрослого.
1 балл – ребенок не может проговорить условия достижения результата
даже после наводящих вопросов взрослого.
7. Умеет пользоваться знаковыми обозначениями. Учится
ориентироваться в окружающем мире по символам и знакам.
3 балла – успешно «читает» знаковые и символические обозначения,
понимает их, рассуждает о возможном значении новых и незнакомых пока
обозначений.
2 балла – «читает» знакомые обозначения, затрудняется в возможной
интерпретации новых и незнакомых.
1 балл – не понимает знаковых и символических обозначений.
8. Способен проговорить простейший алгоритм – после вопроса
взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?»
3 балла – самостоятельно, без ошибок перечисляет последовательность
действий для достижения требуемого результата. В случае ошибки (назвал

20

следующее действие, забыв назвать предыдущее) сам замечает это и
исправляется.
2 балла – способен правильно выполнить алгоритм, но для его
проговаривания необходима помощь взрослого. Может забывать отдельные
действия, но исправляется при вопросе-напоминаии взрослого.
1 балл – применяет случайные стратегии выполнения действия, не
способен словами обозначить необходимую последовательность действий.
9. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может
выявить его причины и сформулировать познавательную задачу; активно
использует различные способы преодоления затруднения
3 балла – ребенок самостоятельно фиксирует свое затруднение; в
простейших случаях выявляет его причину и определяет познавательную
задачу; предлагает подходящие способы преодоления затруднения.
2 балла – ребенок фиксирует свое затруднение; нуждается в помощи
взрослого при выявлении его причины и определении познавательной задачи;
предлагает способы преодоления затруднения.
1 балл – ребенок не фиксирует свое затруднение даже после наводящих
вопросов взрослого.
Итого:
В _____человек, ______%;
С______ человек, ______ %;
Н _____ человек, ______%.
Мониторинг осуществляется в начале (сентябре) и конце (мае) учебного года.
Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу
учебного года и усвоение программного материала определяется по
трехбалльной системе.
Выводы по мониторингу.

21

Птицы нашего региона

22

Карточки с распространенными деревьями

23

24

Органы дыхания

25

3.3 Приложение 3
План воспитательной работы
Стартовый уровень
№
п/п

Сроки
проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Мероприятие
Золотая осень
Моя семья
Кем работает папа?
Как отмечают Новый год?
Зимние игры
День Защитника Отечества
Международный женский день
Можно в космос полететь
Герой моей семьи

26

Примечания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».